Особенности русских разных поколений




 

В последние годы во всем мире наблюдается рост этнических процессов: с одной стороны – это всемирная глобализация, с другой – стремление народов подчеркнуть свою самобытность, культуру, идентичность, что нередко ведет к межэтнической напряженности. Особую актуальность эти процессы приобретают в многонациональных государствах, таких как наша страна, где последнее время происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и жизненных приоритетах современной молодежи, их рассогласование со старшим поколением. Это вызывает необходимость изучать психологическую сторону происходящих этнических процессов.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей, занимаясь изучением данной проблемы, анализируют в основном такие явления этнопсихологической жизни, как этническая идентификация, этническая толерантность, этнические стереотипы, независимо друг от друга, в то время как они тесно связаны друг с другом и пересекаются. Поэтому появилась необходимость в обобщающем понятии, каким и стало понятие актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н.). Оно включает в себя: выраженность и знак этнической идентичности, уровень этнической толерантности, характер авто- и гетеростереотипов, а также особенности мотивационно-смысловой сферы и ее трансформации.

База методик для диагностики актуального этнопсихологического статуса личности включает в себя вербальные опросные тесты и модификации проективных методик, что позволяет нам анализировать как осознаваемые, так и неосознанные компоненты и, следовательно, говорить об их гармоничном единстве или его отсутствии.

1. Типы этнической идентичности (Г.В. Солдатова, С.В. Рыжова).

2. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова).

3. Диагностический тест отношений (Г.В. Солдатова)

4. Неоконченное предложение «Русские – это….».

5. Методика «Кто я?».

6. Рисуночный тест «Я-другой».

7. Методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М.Рокичем.

8. Каузометрическая методика Кроника.

В нашем исследовании была выдвинута следующая гипотеза: молодые люди отличаются менее гармоничным этнопсихологическим статусом (на сознательном и неосознаваемом уровне), чем люди старшего поколения.

Общая выборка составила 70 человек. Анализ проводился в рамках двух возрастных групп: 1) от 20 до 30 лет (21 человек: женщин – 17, мужчин – 4) и 2) от 30 до 50 лет (49 человек: женщин – 26, мужчин – 23)

Полученные результаты позволяют сказать, что изменения происходят практически во всех компонентах этнопсихологического статуса личности.

На уровне этнической идентичности в первой возрастной группе в вербальных опросных методиках декларируется позитивная идентичность, а на неосознаваемом уровне наблюдается ее отсутствие. То есть мы можем говорить о мнимой этнической идентичности у молодых людей, так как неосознаваемые смысловые установки формируют истинную мотивацию.

Автостереотип имеет положительную эмоциональную окраску и сохранен содержательно, но не воспринимается относящимся к себе: «русские хорошие, но это не я». Таким образом, первая возрастная группа имеет отрицательный автостереотип, нет идентификации со своей этнической группой, но имеет место этническая толерантность к русским, положительное эмоциональное отношение.

Мотивационно-смысловая сфера характеризуется нарушением принятия групповых ценностей. Они частично заимствуются из другой, западной культуры и приобретают внешне ориентированный, материальный характер. В иерархии ценностей молодежи присутствуют внутренние ценности, такие как любовь и счастливая семейная жизнь, причем они занимают первые места. Но наряду с ними появляются и такие ценности, как материально обеспеченность и активная, деятельная жизнь. А в системе инструментальных ценностей, отвечающих за достижение поставленных целей, на первые места выходят образованность, самоконтроль, рационализм (во второй возрастной группе последние приписываются «типичному американцу»). Также в группе молодых людей обращает на себя внимание факт отвержения таких исконно русских черт как терпимость и чуткость. Ценность счастья других (благосостояние других людей, всего народа и человечества в целом), творчество, искусство, природа, красота оказались на полюсе отвергаемых ценностей.

В актуальном этнопсихологическом статусе второй возрастной группы также наблюдаются трансформации. На уровне этнической идентичности она проявляется в эмоциональном компоненте: одновременно и гордость и стыд за свой народ. Автостереотип в целом сохраняет позитивную эмоциональную окраску и содержание, хотя есть изменения на уровне терминальных ценностей, приписываемых «типичному русскому»: терминальные ценности у «типично русских» и «типичных американцев» оказываются похожими. Гетеростереотип (американца) характеризуется неопределенным отношением и негативной окраской, что может свидетельствовать о неосознаваемой интолерантности наших испытуемых старшей возрастной группы к американцам.

На уровне мотивационно-смысловой сферы происходят изменения в ценностях. Так, наряду с семейной жизнью и любовью высокие места в иерархии занимают материальное благополучие и интересная работа, при этом оказались похожи иерархии, составленные для «типичного русского» и «типичного американца». Однако у «американцев» отсутствуют: счастливая семейная жизнь и любовь. Отрицаются, как и в первой группе, счастье других, творчество и красота природы и искусства. В иерархиях качеств, важных «для себя» ведущие места и у женщин, и у мужчин занимают ответственность, честность, образованность. У женщин также присутствует терпимость. Эти качества совпадают с теми, которые приписываются «типичному русскому» в той же методике. Но не являются значимыми в своей жизни такие ценности-средства как чуткость и жизнерадостность.

В нашем исследовании, таким образом, было показано, что происходят изменения актуального этнопсихологического статуса в обеих возрастных группах. Однако их характер и особенности протекания различаются. Старшее поколение проявляется более цельное и гармоничное сочетание этнопсихологических феноменов, и остаются верны своей этнической принадлежности. Молодые же люди отрываются от своей этнической группы, теряют корни, ценности и идентичность. Но так как выборка небольшая мы можем говорить только об имеющих место тенденциях.

 


Заключение

 

В целом результаты проведенного исследования дают нам основания говорить, что временную реальность личности можно рассматривать как сложную систему, включающую в себя причинно-следственные характеристики психологического времени, показатели субъективного возраста, свойства временной перспективы и временных установок, а также смысловые отношения. Использование метода «Life Line» показало, что можно обоснованно говорить о принципиальной значимости каузальных и целевых отношений в структуре субъективного времени и жизненного пути личности в совокупности со смысловыми и установочными характеристиками временной организации личности.

 


Литература

 

1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологической журнал. 2009.

2. Вус М.А. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации.

3. Государственное управление и государственный контроль и надзор Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. СПб.: 2007.

4. Бусыгина И.С. Психологические особенности русского национального характера (динамика, мифы, реалии). Екатеринбург, 2004. Вестник ГУ

5. Обухов В.Л. Основы человековедения: человек как микрокосм. СПб.: 2008.

6. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии // Человек в поисках смысла. – М., 2007.

7. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2007.

8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 2004.

9. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2008.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

11. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004.

12. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Автореф. Дисс. … канд. психологических наук. – М., 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: