Паевые фонды вышли на премию




Российско-китайские отношения находятся на «беспрецедентно высоком уровне», заявил премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам переговоров с руководством КНР. Пока, впрочем, даже судя по списку подписанных на встрече соглашений, росту экспорта из РФ препятствуют множественные китайские ограничения, в частности, на поставки сельхозпродукции. Не спешит китайская сторона ускорять и переговоры по западному маршруту поставок газа. При этом в Пекине поддерживают осуществление инвестиций в российские проекты в юанях и говорят об интересе к Дальнему Востоку РФ.

В среду в Пекине завершилась 22-я по счету встреча глав правительств РФ и Китая. Помимо двусторонних переговоров Дмитрия Медведева с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кэцяном прошло расширенное заседание с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова, вице-премьеров Аркадия Дворковича, Юрия Трутнева, Ольги Голодец и профильных министров. На нем обсуждались взаимныеинвестпроекты и доступ российских товаров на китайский рынок. По итогам заседания Дмитрий Медведев сообщил, что к числу приоритетных отнесены 73 инвестпроекта, 17 из которых реализуются. В сфере энергетики на заседании обсуждались поставки по восточной ветке газопровода «Сила Сибири», которые должны начаться с конца 2019 года. Переговоры по западному маршруту продолжаются, отметил российский премьер.

По словам Дмитрия Медведева, Россия надеется на увеличение оборота торговли с Китаем до $100 млрд (по итогам восьми месяцев — $54,4 млрд, рост к прошлому году — 35%).

По данным Российского экспортного центра, экспорт РФ в Китай растет быстрее, чем в целом по всем странам (39,4% против 26,5%), однако доля несырьевых неэнергетических товаров в поставках в Китай ниже, чем в среднем (26,2% против 34,9%).

Главными статьями такого экспорта остаются пиломатериалы, турбореактивные двигатели и газовые турбины, мороженая рыба, целлюлоза, удобрения.

Оценивая состояние российско-китайских отношений, Дмитрий Медведев заявил, что они находятся «на беспрецедентно высоком уровне». Ли Кэцян со своей стороны пообещал нарастить капвложения в проекты на Дальнем Востоке и высказался за расширение операций в нацвалютах. Как уточнил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, первые инвестиции в юанях совместного с ChinaDevelopmentBank фонда могут быть одобрены в первом квартале следующего года.

Среди подписанных меморандумов и соглашений (всего их было 19) большинство касаются поставок российских зерновых. Сейчас они ограничены фитосанитарными требованиями — в частности, экспорт пшеницы возможен из ограниченного числа регионов. Федеральная таможенная служба и таможня КНР подписали соглашение о сотрудничестве в области управления рисками и протокол о взаимном признании результатов проверок. Обещано, что эти документы ускорят процесс пересечения грузами российско-китайской границы.

Соглашений между банками и частными компаниями на этот раз оказалось немного. ВЭБ и Эксимбанк Китая договорились о финансировании проектов в области инфраструктуры и высоких технологий на $3 млрд. «Финансирование будет предоставляться в юанях»,— уточнил глава ВЭБа Сергей Горьков. По его словам, это самое крупное соглашение с китайскими банками. В нем нет прямой китайской составляющей (как правило, такие кредиты предоставляются на условиях заключения контрактов с китайскими подрядчиками), но это должны быть проекты в рамках нового Шелкового пути, уточнил господин Горьков. Компания НОВАТЭК подписала меморандум о взаимопонимании с ChinaDevelopmentBank и соглашение о стратегическом сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.

Большинство инвестпроектов обсуждалось накануне — во вторник в Пекине прошел Российско-китайский консультативный совет предпринимателей, организованный РФПИ и ChinaInvestmentCorporation (CIC). Среди новых сделок — участие Китайско-евразийского фонда сотрудничества (создан для интеграции ЕАЭС и проекта нового Шелкового пути, капитал — $5 млрд) в покупке доли нефтесервисной компании EurasiaDrilling вместе с арабскими инвесторами. Инвестиции составят «несколько миллионов долларов», это первая сделка фонда, сообщил Кирилл Дмитриев.

 

Анкара хочет получить технологии производства С-400, Москва делиться не спешит

10.10.2017

Глава МИД Турции МевлютЧавушоглу вчера заявил, что Анкара может отказаться от приобретения российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф», если Москва откажется открыть доступ к их производству на территории страны. Российская сторона делиться им не спешит, ссылаясь на соображения безопасности и сложные технологии ЗРС. Слова турецкого чиновника в Москве расценили как «элемент политики» и желание ответить США, которые после договоренностей России и Саудовской Аравии о закупке С-400 быстро одобрили контракт с Эр-Риядом на системы ПРО THAAD.

О том, что Анкара может отказаться от покупки у Москвы С-400, если стороны не достигнут соглашения об их совместном производстве, глава МИД Турции МевлютЧавушоглу заявил изданию Aksam. «Мы не получали никакого официального отказа по этой теме, Владимир Путин сам нам сказал, что мы можем предпринимать шаги для совместного производства,— заявил он.— Но если Россия к этому относится отрицательно, то мы можем заключить соглашение с другой страной». Он добавил, что Турции надо срочно купить С-400 для защиты своего воздушного пространства. «Если настроенные против России страны не хотят, чтобы Турция покупала у нее С-400, они должны представить нам свой вариант»,— подчеркнул господин Чавушоглу. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ заявил, что «контакты и переговоры на экспертном уровне в контексте этой сделки продолжаются», но углубляться в подробности не стал.

Напомним, Россия и Турция заключили контракт на поставку четырех дивизионов С-400 общей суммой свыше $2 млрд в сентябре (см. “Ъ” от 13 сентября). Переговоры проходили в предельно сжатые сроки и основывались исключительно на личных договоренностях Владимира Путина и РеджепаТайипаЭрдогана (причастные к сделке источники утверждали, что она носит «чисто политический характер»).

Турецкие военные рассчитывали получить не только готовые системы, но и доступ к технологиям для последующей сборки «Триумфов» на своей территории. Однако российским переговорщикам, несмотря на жесткую позицию турецкой стороны, удалось добиться подписания твердого соглашения без трансферта технологий. Высокопоставленные российские чиновники утверждали, что Турция получит готовую продукцию. «Речь идет об очень серьезных технологиях: нельзя взять и построить в поле предприятие по производству такой техники,— утверждал гендиректор “Ростеха” Сергей Чемезов.— Должны быть соответствующие квалифицированные кадры, технологическая школа. На все это потребовалось бы несколько десятков лет».

В «Рособоронэкспорте» и Федеральной службе по ВТС от официальных комментариев “Ъ” в связи с заявлениями МевлютаЧавушоглу отказались. Однако несколько источников, работающих в системе ВТС, сообщили, что слова главы МИД Турции были расценены российскими структурами «как элемент политической игры». «Мы заключили серьезный контракт, в нем записаны все юридические тонкости и обязанности каждой из сторон,— говорит один из собеседников “Ъ”.— Просто так разорвать контракт уже не получится». Он предположил, что заявления господина Чавушоглу были спровоцированы историей с перспективами поставок такой же системы Саудовской Аравии: на фоне принципиальных договоренностей о поставке королевству С-400 Госдеп США одобрил сделку Пентагона с саудитами по продаже системы ПРО THAAD (на сумму около $15 млрд). «Возможно, в Анкаре ждали такого же шага. Получилось обидно — не дождались»,— добавил источник. Напомним, что ранее помощник президента РФ по ВТС Владимир Кожин сообщил: Россия уже получила аванс (по экспертным оценкам, он составил более $100 млн) за поставку «Триумфов». Их поставка, как ожидается, начнется через два года.

Вместе с тем рассчитывать на трансферт технологий Турции не приходится не только из-за необходимости разворачивать у себя производственные мощности. По сведениям “Ъ”, резко против такой формы сотрудничества выступают российские спецслужбы, считающие нецелесообразным давать доступ стране—члену НАТО к внутренним компонентам системы. Военный эксперт Алексей Леонков уточняет, что особый интерес для иностранцев представляет радиолокационная станция «Триумфа», считающаяся одной из самых передовых в своем сегменте. Источник в сфере ВТС сказал вчера “Ъ”, что консультации на экспертном уровне между Москвой и Анкарой будут продолжены. «Если они хотят получить локализацию, то получат: но она будет объективно маленькой — не более 15%. На большее мы вряд ли готовы пойти»,— резюмировал он.

 

Что ждет россиян в ноябре 2017 года

Краткий обзор основных законодательных изменений

01.11.2017, 11:14

С 1 ноября вступает в силу закон о запрете средств обхода блокировок. Закон предусматривает блокировку анонимайзеров и VPN, которые не ограничивают доступ к страницам из реестра запрещенных сайтов. Кроме того, закон упраздняет введенный в 2014 году «реестр блогеров». Почему крымчанам оставят анонимайзеры

С 1 ноября в реестр госконтрактов будут вносить сведения обо всех соисполнителях и субподрядчиках. К их числу относятся представители малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированные НКО.

 

С 1 ноября российские туристы смогут быстрее получить визу во Францию. Срок ее выдачи сократится до 48 часов.

Также с 1 ноября после двух лет эмбарго Россельхознадзор разрешил ввоз в Россию томатов с трех турецких предприятий.

Центробанк с 1 ноября будет покупать золото на Московской бирже «в целях развития организованного рынка драгоценных металлов и увеличения числа контрагентов». Сейчас регулятор совершает сделки с золотом на внебиржевом рынке.

С 1 ноября начнут действовать новые правила охраны труда для работников легкой промышленности. Они будут допускаться до работ, только если прошли обучение по охране труда. Также сотрудники, к которым предъявляются повышенные требования, должны будут проходить повторный инструктаж как минимум один раз в три месяца, а проверку знаний — один раз в год.

Новый портовый сбор вводится с 1 ноября на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, которые относятся к федеральной собственности.

C 8 ноября вступят в силу новые поправки в ПДД. Теперь водитель, выезжая на круговой перекресток, должен всегда уступать дорогу машинам, движущимся по нему.

15 ноября заканчивается срок безвизового режима въезда в Албанию для российских туристов. Власти балканской республики ввели его с 31 мая на время курортного сезона.

С 17 ноября участник клиринга (система безналичных расчетов) обязан учитывать товар клиента на специальном торговом товарном счете, отдельно от собственного имущества.

С 16 ноября утверждена новая форма требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии. В частности, в ее название добавлен договор поручительства.

28 ноября вступят в силу новые санкции США, затрагивающие деятельность российских банков и нефтегазовых компаний. Прежде компании, входящие в список, могли рассчитываться с кредиторами в течение 90 дней, а банки — 30 дней. Теперь же сроки возврата займа сократятся в первом случае до 60 дней, а во втором — до 14.

Артем Косенок

 

Нефтяников запирают в России

США распространили санкции на зарубежные проекты российских нефтекомпаний

01.11.2017, 03:21

Новая редакция американских санкций ставит под угрозу зарубежные нефтяные проекты российских компаний. Теперь американским гражданам и компаниям запрещено не только так или иначе участвовать в разработке определенных типов нефтяных месторождений в России. Они не смогут помогать российским компаниям, в том числе «Роснефти», ЛУКОЙЛу и «Газпром нефти», в аналогичных проектах за рубежом, которые начнутся после 28 января 2018 года, если у российской стороны в них более 33%.

Минфин США вечером 31 октября уточнил редакцию секторальных санкций, наложенных на российскую нефтяную отрасль, включив в них новые ограничения, принятые Конгрессом в июле. Изменения внесены в директиву 4, исходно принятую в сентябре 2014 года. В исходной редакции американским компаниям и гражданам было запрещено оказывать какое-либо содействие (за исключением финансового) проектам по разработке нефтяных месторождений в российской Арктике, на шельфе (при глубине моря более 150 м) и в сланцевых залежах.

Теперь запрет распространился не только на Россию, но и на новые нефтяные проекты в любой другой стране, если в них участвует российская компания, на которую наложены секторальные санкции (Sectoralsanctionsidentifications, SSI List) и которая владеет в проекте долей в 33% или более. Ограничения будут распространяться на проекты, начатые 28 января 2018 года или позднее. Таким образом, действующих проектов ограничения не коснутся.

«РИА Новости» со ссылкой на представителя Госдепартамента сообщает также, что указанные санкции распространяются на российские проекты экспортных трубопроводов, однако четкого указания на это, а также на суть этих санкций среди опубликованных Минфином США поправок и дополнений нет.

Сейчас в SSI List по России 278 компаний, это почти все крупнейшие игроки энергетического, финансового и оборонного сектора. К директиве 4, посвященной нефтяной отрасли, относятся такие включенные в SSI List компании, как «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», а также их многочисленные дочерние структуры. Таким образом, эти компании не смогут получить услуги или оборудование от американских структур или даже американских граждан (в том числе в качестве работников) для своих новых зарубежных нефтяных проектов в Арктике, на шельфе или в сланцах. В частности, как говорится в разъяснениях Минфина США, американским компаниям нельзя предоставлять услуги по бурению, геофизическим и геологическим исследованиям, транспортные, управленческие услуги и т. д.

Развитие нефтяных сланцевых активов за рубежом российские компании сейчас не интересует. Поэтому новые санкции могут в первую очередь затронуть их участие в проектах на шельфе, прежде всего в Норвегии — некоторые месторождения там попадают и под категорию арктических. Так, «Газпром» сейчас пытается закрыть сделку по покупке у австрийской OMV 38,5% в OMV Norge, объединяющей норвежские активы OMV. Почти на всех месторождениях там добывают в том числе нефть, и поэтому проекты могут попасть под санкции в зависимости от того, как Минфин США будет оценивать дату их старта — будет ли производиться отсчет с начала добычи, с образования юридического лица, с даты вхождения в проектную компанию российской структуры либо с даты начала переговоров о таком вхождении.

Планы по развитию новых активов в Норвегии имеет и «Роснефть», однако пока неизвестно, на какие доли она претендует. Также компания планировала развивать добычу на шельфе Венесуэлы, в основном для получения газа. Будет ли там добываться нефть, пока неизвестно. Возможные проекты российских компаний в Иране, в том числе на шельфе Персидского залива, под санкции попасть не должны, поскольку глубина моря там менее 150 м. Санкции США теоретически могут также осложнить планы ЛУКОЙЛа по работе в Норвегии, а также на шельфе Мексики.

Поскольку все крупнейшие нефтесервисные компании, такие как Schlumberger или BakerHughes, имеют сильные представительства в США, сотрудничество с ними может быть затруднено. В то же время, в отличие от секторальных санкций 2014 года, текущие меры США вводит односторонне, без поддержки и участия ЕС. Это означает, что европейские компании смогут сотрудничать с российскими, впрочем, тоже не вполне свободно, так как новые санкции США касаются не только американских компаний, но и оборудования и услуг, изготовленных или оказанных на территории США. Этот пункт может ограничить возможности европейских компаний, имеющих бизнес в США, по работе с российскими компаниями в подсанкционных проектах. Также наличие санкций может помешать российским компаниям успешно бороться на зарубежных тендерах по розыгрышу участков и вступать в консорциумы по их освоению иначе, нежели на положении миноритария.

Юрий Барсуков

 

 

Соединенные санкции Америки

Конгресс США включил Россию в мировую «ось зла» вместе с Ираном и Северной Кореей

24.07.2017

Палата представителей Конгресса США согласовала законопроект по новым санкциям против России, Ирана и Северной Кореи, который будет поставлен на голосование во вторник. Широкая двухпартийная поддержка документа практически гарантирует его утверждение нижней палатой Конгресса, после чего законопроект должны еще одобрить Сенат и подписать президент Трамп. С точки зрения экономических санкций документ серьезно смягчен по сравнению с исходной январской версией, но в целом предлагаемые меры гораздо шире санкций, введенных при Бараке Обаме, что делает их пакет самым радикальным со времен холодной войны. К обвинениям в адрес России помимо Крыма и Донбасса добавились Сирия и подрыв кибербезопасности США, в связи с чем санкции будут наложены как на ключевые отрасли экономики, так и на силовые структуры — Минобороны и спецслужбы. Президент Трамп может наложить вето на законопроект, но в этом случае, чтобы избежать конфронтации с Москвой, он должен будет пойти против Конгресса.

Нижняя палата идет за Сенатом

О том, что начатая месяц назад в Палате представителей Конгресса США работа над новым пакетом санкций против РФ вышла на финишную прямую, было объявлено в субботу, когда демократы и республиканцы в нижней палате завершили работу над 186-страничным документом «Законопроект по санкциям против России, Ирана и Северной Кореи». В совместном заявлении лидера республиканского большинства в палате представителей Кевина Маккарти и председателя комитета по международным делам Эда Ройса говорится: «Северная Корея, Иран и Россия различными способами угрожают своим соседям и пытаются активно подорвать американские интересы. Законопроект, который Палата представителей поставит на голосование на будущей неделе, направлен на то, чтобы привлечь их к ответственности за их опасные действия».

Мнение спикера Палаты представителей Пола Райана обнародовала его представитель Эшли Стронг, по ее словам, законопроект «привлечет трех плохих игроков к ответу». Преобладающие настроения в обеих палатах Конгресса огласил демократ, член сенатского комитета по международным делам Бенджамин Кардин. «Демонстрирующий почти полное единодушие Конгресс намерен послать президенту Путину четкий сигнал от имени американского народа и наших союзников. Нам нужно, чтобы президент Трамп помог донести это послание»,— сообщил господин Кардин, призвав главу Белого дома действовать вместе с законодателями, а не вопреки их воле.

Завершение работы по согласованию законопроекта позволило сторонникам усиления давления на Москву вновь перехватить инициативу у президента Трампа, до последнего момента пытавшегося сохранить за собой право решающего голоса в определении российской политики США.

Накануне встречи Дональда Трампа с президентом РФ Владимиром Путиным на полях саммита G20 в Гамбурге администрация США в последний момент добилась отсрочки голосования по пакету санкций против РФ, до этого утвержденного Сенатом. После того как одобренный Сенатом почти единогласно законопроект вызвал негативную реакцию не только России, но и европейских партнеров США, в нижней палате решили не торопиться с голосованием и детально изучить документ (подробнее см. “Ъ” от 21 июня). Однако спустя месяц Палата представителей подготовила свой вариант законопроекта, в котором, помимо России и Ирана, предлагается ввести санкции еще и против КНДР.

Таким образом, надежды на то, что нижняя палата Конгресса отложит голосование до окончания летних каникул на Капитолийском холме, начинающихся в августе, и при этом еще и заметно смягчит антироссийскую направленность варианта, предложенного Сенатом, себя не оправдали.

В целом предлагаемые в отношении России меры гораздо шире санкций, введенных при Бараке Обаме, что делает их пакет самым радикальным со времен холодной войны. Так, к требованиям наказать Россию за ее действия в Крыму и Донбассе добавились адресованные Москве обвинения в поставках оружия сирийскому правительству, нарушениях прав человека «на территории, силой оккупированной правительством РФ или подконтрольной ему», подрыве кибербезопасности США и другие. Санкции предполагается вводить в отношении как юридических, так и физических лиц — при этом авторы законопроекта требуют от президента США проявить особую жесткость по отношению к гражданам РФ, связанным с Минобороны или спецслужбами.

При этом авторы фактически закрепляют за главой Белого дома второстепенную роль в определении будущей политики по отношению к России, что происходит впервые в современной американской истории (на протяжении последних десятилетий отношения с Москвой определял глава Белого дома, согласовывавший свои действия с Конгрессом). Описанная в документе процедура отмены санкций, если президент решится пойти на такой шаг, выглядит максимально усложненной.

Некоторые положения законопроекта — такие, как п. 227, обязывающий президента США с помощью санкций бороться с коррупционерами в РФ,— вообще не имеют аналогов в санкционной войне с Москвой последних лет. В п. 228 содержится положение о наказании физических и юридических лиц третьих стран, нарушающих режим американских санкций против РФ. Учитывая, что это положение неизбежно ударит по интересам европейского бизнеса, сотрудничающего с Москвой, на новый законопроект немедленно отреагировали в ЕС. Тот же пункт вводит обширные возможности для санкций в отношении лиц, нарушающих права человека на любых территориях, подконтрольных России. Пообоимвопросамвводятсяновыеразвернутыесекциик The Sovereignty, Integrity, Democracy, and Economic Stability of Ukraine Act от 2014 года.

«Еврокомиссия озабочена тем, что меры, обсуждаемые в Конгрессе США, могут иметь непредвиденные последствия в том числе для европейских экономических и энергетических интересов. Их потенциальный эффект может оказаться широким и неизбирательным в том числе для усилий ЕС по диверсификации источников энергоресурсов»,— заявил агентству Reuters представитель ЕК. «Мы считаем, что действия США мотивированы прежде всего внутриполитическими соображениями»,— продолжил источник в ЕК, призвавший Вашингтон «координировать свои действия с иностранными партнерами, чтобы сохранить единство по санкциям, которые направлены на полное выполнение минских соглашений».

В свою очередь, по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, в Москве оценивают подготовленный законопроект «крайне негативно».

Лучше ожиданий

Экономические санкции, описанные в законопроекте, делятся на два вида: уточнение мер, закрепленных в предыдущих санкционных документах, которые теперь интегрируются в законопроект, и введение новых мер. В частности, уточняется, что новые санкции в отношении компаний в российском железнодорожном и горнодобывающем сегментах, а также металлургии могут быть введены, только если они принадлежат государству. Но при этом серьезно ужесточаются ограничения для американских банков по финансированию подпавших под санкции российских банков и компаний: максимальные сроки предоставления кредитов для них сокращаются с 30 и 90 дней до 14 и 60 дней соответственно. Усилены секторальные санкции на нефтяной сектор (запрет поставок оборудования, работ, услуг для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей): теперь под них подпадают не только структуры, подконтрольные санкционным компаниям и лицам, но и те, в которых у таких лиц существенная доля в капитале (33%).

Более того, согласно поправкам, вносимым в UkranianFreedomSupportAct, президент США не может (may), а обязан (shall) ввести не менее трех видов санкций в отношении компании или лица, которые инвестировали в «специальные» нефтяные проекты в РФ (те же шельф, Арктика или сланец). Президент США также обязан будет ввести санкции против «Газпрома», если будет сочтено, что компания существенно сокращает поставки газа в страны НАТО, на Украину, в Грузию и Молдавию. Возможные варианты санкций — запрет на предоставления кредитов и инвестиций в капитал, поставок оборудования из США, наложение санкций на менеджмент и даже заморозка активов. Санкции также должны быть введены в отношении финансовых институтов, которые способствовали инвестициям в нефтяные проекты или в деятельность «Газпрома» в контексте предыдущего пункта. Президент США может отказаться вводить все эти санкции, если сочтет, что «это не соответствует национальным интересам США».

Более серьезной выглядит прямая угроза для любых возможных иностранных инвесторов, желающих участвовать в приватизации в России. Президент США, согласно документу, обязан ввести не менее пяти видов санкций в отношении лиц, которые инвестируют не менее $10 млн в приватизацию российских компаний в случаях, если такая приватизация приносит «несправедливую выгоду» чиновникам правительства РФ, «близким к ним сотрудникам или членам их семей». Очень конкретной и жесткой мерой могут стать санкции за инвестиции более $5 млн в год в российские экспортные нефте- и газопроводы, а также предоставление соответствующего объема товаров, услуг и т. д. для их строительства.

Судя по формулировке, все санкции в рамках UkranianFreedomSupportAct могут быть наложены не только на американскую, но и на любую другую компанию и включают, в частности, запрет на предоставление кредитов от американских банков, блокировку активов в США, санкции для менеджмента и т. д. И если приватизация в России пока проходит и так не слишком активно, с экспортными трубопроводами ситуация иная. Мера явно направлена против газопровода NordStream 2, в тексте законопроекта прямо говорится: власти США будут продолжать противостоять его строительству из-за «его пагубных последствий для энергобезопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине».

При этом в соседнем абзаце указано, что приоритетом страны должен стать экспорт собственных энергоресурсов «для создания рабочих мест в стране, помощи американским союзникам и партнерам и укрепления внешней политики США». Неясно, насколько эффективны могут быть санкции против NordStream 2, учитывая, что они не имеют обратной силы, а все основные контракты на строительство трубы, а также соглашения о его финансировании уже заключены. В «Газпроме» отказались от комментариев, заявив, что изучают документ.

По словам российских банкиров, изменение максимального срока финансирования с 30 до 14 дней не имеет принципиального значения. «С момента введения американских санкций все уже перестроили свои процессы, финансирование на срок до 30 дней не является принципиальным для банков, диверсифицировать здесь источники привлечения не составило проблем. Учитывая позицию американских властей и риски появления новых санкций, российские финансовые институты предпочитают не рисковать,— говорит топ-менеджер банка из топ-10.— Что касается карточных расчетов, например по картам Visa (головная структура платежной системы расположена в Америке.— “Ъ”), то там не происходит финансирования со стороны Visa при проведении расчетов финансирования сроком более чем на 14 дней». Таким образом, на финансовом рынке не видят серьезного ухудшения ситуации из-за изменения данного параметра.

В нефтегазовой сфере, несмотря на определенное ужесточение, новый законопроект выглядит значительно слабее исходной версии, представленной в январе. Тогда речь шла о практически полном запрете инвестиций, поставок оборудования и услуг для добычи нефти и газа в РФ, теперь могут быть затронуты только проекты по добыче нефти, обозначенные в UkranianFreedomSupportAct как «специальные». В этом же документе приводится определение — речь идет о проектах в Арктике, на глубоководном шельфе и в отношении сланцевой нефти. То есть строго в рамках секторальных санкций. Газовая отрасль, в том числе производство СПГ, не затронута, за исключением потенциальных санкций для «Газпрома» за гипотетическое сокращение поставок газа в Европу. Также санкции, в отличие от январской версии, вообще не касаются нефтепереработки и газохимии.

Игра в слова

В целом главным изменением по формулировкам всех видов санкций в рамках UkranianFreedomSupportAct и TheSovereignty, Integrity, Democracy, andEconomicStabilityofUkraineAct (который к тому же существенно расширен) стала замена в ключевых точках формулировки «президент может» на «президент должен», как правило, с указанием, сколько санкций он обязан ввести по каждому пункту в определенный срок после принятия законопроекта. При этом формулировки в этих законах (как и в разделе по кибербезопасности нового законопроекта) предполагают санкции в отношении любых лиц, а не только американских или российских, то есть могут угрожать любому зарубежному партнеру Москвы. Во всех таких случаях добавляются и условия, на которых президент США может санкции не вводить,— ему явно придется для этого собирать и представлять много обоснований.

Однако с юридической точки зрения ситуация не столь однозначна. Глагол shall имеет множество толкований — от строгой обязанности вплоть до значения, полностью соответствующего may, то есть «может», и считается нежелательным для использования в современном юридическом английском. В результате обильное использование shall (170 раз в тексте и 98 — в «русской» части) может быть трактовано и как резкое ужесточение санкций, и как просто попытка морального давления.

Директор Института права и развития НИУ ВШЭ Алексей Иванов полагает, что попытка Конгресса именно обязать Дональда Трампа вводить те или иные ограничения в отношении РФ не будет иметь никаких юридических последствий. Конгресс не может заставить президента делать что-либо — он может лишь подвергнуть его импичменту. Тем не менее, добавляет эксперт, если президент не будет выполнять то, что предписывает закон, это станет еще одним аргументом в пользу импичмента.

Конгресс начинает и выигрывает

После того как уже во вторник Палата представителей почти гарантированно утвердит законопроект, его еще должен будет одобрить Сенат. Учитывая настроения в верхней палате, рассчитывать на то, что он там не пройдет, не приходится. Сторонники санкций намерены приложить все усилия, чтобы утвердить проект — до летних каникул.

Это развитие событий еще больше осложнило и без того непростое положение президента Трампа. Формально он при определенных обстоятельствах может наложить вето на антироссийский законопроект, однако такой шаг еще больше усилил бы клинч между Белым домом и Капитолийским холмом.

«Дональд Трамп не будет рисковать карьерой, налагая вето. Однако это решение Конгресса будет иметь самые серьезные последствия не только для отношений с Москвой, но и для евроатлантического сообщества, внеся раскол в его ряды. Капитолийский холм переоценивает репутацию США как морального лидера западного сообщества»,— пояснил “Ъ” базирующийся в Вашингтоне профессор истории Американского университета Антон Федяшин.

«Если предположить, что законопроект будет принят обеими палатами Конгресса и наберет такое количество голосов, которое позволит преодолеть президентское вето (что не гарантировано, но весьма вероятно), у президента Трампа просто не будет иного выбора, кроме как подписать его. Накладывать на законопроект вето в этой ситуации не имеет смысла (Конгресс преодолел бы его) и политически рискованно, если не самоубийственно»,— говорит “Ъ” эксперт американской корпорации RAND СамуэльЧарап. По его мнению, администрация президента США еще может попытаться не довести дело до голосования. Однако, даже если законопроект будет принят, у команды Трампа есть возможность «уменьшить ущерб». «Президент может издать так называемое “заявление при подписании”, где будет сказано, что администрация считает норму о парламентском рассмотрении указов главы государства об отмене санкций антиконституционной и не намеревается исполнять ее. Но политические последствия будут такими же тяжелыми, как при применении вето»,— резюмирует СамуэльЧарап.

Представители администрации США выступали в воскресенье с противоречивыми заявлениями. Так, новый пресс-секретарь главы государства Сара Сандерс в эфире телеканала ABC прямо заявила, что Дональд Трамп поддерживает законодательную инициативу Конгресса. Однако ее шеф, новый директор по коммуникациям Белого дома Энтони Скарамуччи, в интервью CNN высказался более уклончиво. По его словам, президент Трамп еще не решил, подписывать ли законопроект.

По мнению директора Алексея Иванова, самое важное нововведение в том, что с принятием закона санкции в отношении РФ переходят из разряда чрезвычайных мер в разряд законодательной базы страны. До сих пор ключевые американские санкции вводились через указы президента, теперь же это будет закон, то есть санкции институционализированы. Но, подчеркивает эксперт, для России это не так уж плохо: после принятия закона она приобретает больше аргументов в пользу подачи иска о недобросовестном ограничении торговли, к примеру, в ВТО. В то же время есть и существенный минус: даже после исчезновения исходных условий для введения санкций закон может быть сохранен, если это отвечает экономическим интересам США. В качестве примера господин Иванов приводит поправку Джексона—Вэника, которая более двух десятилетий после развала СССР позволяла сохранять торговые ограничения против России.

Сергей Строкань, Елена Черненко, Галина Дудина, Михаил Коростиков, Павел Белавин, Юрий Барсуков, Ксения Дементьева

 

Паевые фонды вышли на премию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: