Два дополнительных фактора




ПОНЯТИЕ СТЕП-АНАЛИЗА

Step-анализ (в некоторых источниках PEST-анализ) – позволяет определить технологические, политические, экономические и социальные факторы, влияющие на деятельность компании. Итогом применения данного метода будет список факторов внешней среды, которые положительно или отрицательно влияют на бизнес. Они оформляются в специальную матрицу и каждый из них получает свой ранг, исходя из оценки экспертами его важности.

 

Исторический аспект PEST – анализа

Считается, что PEST-анализ был впервые представлен под названием ETPS профессором Гарварда Фрэнсисом Агиларом. В публикации 1967 года он представил экономические, технические, политические и социальные факторы как основные индикаторы, влияющие на бизнес-среду. Впоследствии буквы были переставлены для создания удобной и причудливой аббревиатуры, используемой сегодня.

 

(СЛАЙД) Далее рассмотри подробно все группы:

1. Технологические. К ним относят тренды научно научных исследований, мониторинг появления новых продуктов и их патентования. Для компаний важно не пропустить выход на рынок продуктов-заменителей или технологий производства, более технологически совершенных, чем их собственные.

2. Политические. Эта группа важна с точки зрения воздействия в целом на бизнес – она может создавать благоприятные условия для ведения бизнеса, либо, напротив, создавать серьезные проблемы. Примеры положительного влияния: программы развития отдельных отраслей производства, стимулирование сбыта отдельных видов продукции, налоговые льготы для определенных рынков или областей, программы импортозамещения и пр. Примеры отрицательного: бюрократические барьеры, коррупция, рост налогового бремени.

3. Экономические. Эта совокупность отражает роль макропроцессов в деятельности организации. Она выражается через валютные курсы, темпы инфляции, ставку рефинансирования ЦБ, состояние рынка труда и уровень реальных доходов населения. Также при step-анализе учитывается динамика стоимость производственных ресурсов – сырья и материалов, источников энергии

4. Социальные. Важны с точки зрения роли потребительских предпочтений и базовых ценностей общества в его поведении, как покупателя. Поэтому на постоянной основе проводится мониторинг поведения потребителей, используя анкетирование, опросы и другие методы сбора данных, на основании которого меняется продуктовая, сбытовая и ассортиментная политика. Также при проведении степ-анализа важно учитывать демографический, половозрастной и религиозный состав общества.

 

Два дополнительных фактора

СТЕП-анализ был придуман еще в прошлом столетии, когда люди стали задумываться о том, почему же их деятельность не так хорошо развивается, хотя внутри компании все стабильно. Но так как все меняется, то и в последнее время стало модно и необходимо бороться за экологию, а это связано с различными законами. Поэтому в последнее время стали к четырем группам факторов добавлять еще две: экология и законодательство. Для многих компаний просто нельзя не учитывать экологический фактор и не только в своей стране, но и там, где идет производство. Хотя маркетологи спорят по поводу добавления двух групп факторов, так как считают, что их можно включить в существующие четыре группы. Например, добавить к экономическим затраты на очистку воды, воздуха; к социальным факторам отнести отношение к здоровому образу жизни; к технико-технологическим - разработку технологий, которые уменьшат влияние на экологию, как, например, солнечные батареи или небензиновые двигатели; политические факторы - это всевозможные законы, стандарты и требования в области экологии.

Так или иначе, если к четырем существующим группам причислить еще две, то получится следующее название метода: STEEP или SLEPT

 

(СЛАЙД)ЭТАПЫПРОВЕДЕНИЯ STEP-АНАЛИЗА

Степ анализ включает в себя несколько основных этапов:

1. Как и в любом методе, в степ-анализе изначально определяют цель исследования. Обычно в качестве целей определяют разработку стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности организации.

2. Обозначить объект исследования. На данном этапе step-анализа важно не допустить ошибки, когда в качестве объекта выбирается сама организация. Анализировать нужно определенный вид взаимодействия или деятельности относительно целевого рынка, инвесторов, поставщиков и пр.

3. Самый объемный этап степ-анализа, на котором в каждой из четырех групп выделяются самые значимые факторы, по степени их воздействия на организацию. При этом нужно отказаться от анализа тех, которые оказывают в общем влияют на страну или отрасль. По времени влияния выделяют обстоятельства, которые существуют в долгосрочной перспективе, и те, воздействие которых кратковременно. Далее они должны быть ранжированы по степени их влияния на бизнес-процессы

4. На следующей стадии степ-анализа факторы делятся на группы, в зависимости от характера их воздействия – политические, экономические, техногенные и социальные. При этом учитывают и строго разделяют те, которые положительно влияют на бизнес, и те, которые могут создавать проблемы и ставить ограничительные барьеры.

5. После проведения основного этапа степ-анализа нужно провести дополнительный. После этого получим более полную картину, за счет понимания взаимосвязей и взаимодействия факторов, механизма их влияния, трендов их движения и предполагаемых временных периодов изменений.

6. Оформление результата степ-анализа в виде матрицы. В завершении оформляем итоги работы в виде матрицы, которая позволит наглядно оценить картинку и применить в разработке или корректировке стратегии поведения организации.

Также вас может заинтересовать тема Сегментация рынка: критерии, признаки, методы, виды и факторы. Сегментация рынка необходима для качественного маркетингового исследования.

Применение step-анализа существенно упрощает процесс принятия решений. Однако при открытии собственного бизнеса нужен более широкий анализ предметной области. У нас вы можете скачать готовый, полностью структурированный, бизнес-план для вашего направления, который содержит расчеты всех значимых финансовых показателей и позволит вам качественно запустить свой бизнес.

(слайд 4) ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА СТЕП-АНАЛИЗА

Значение step-анализа, при его правильном использовании, трудно переоценить. Он позволяет сконструировать системное видение схемы взаимодействия с внешней средой организации, выявить внутренние резервы и источники снижения рисков ведения бизнеса в соответствии с существующими обстоятельствами.

Полноценная картина внешней среды является источником для роста конкурентоспособности и мероприятий, позволяющих снизить влияние угроз. Метод позволяет выделить основные риски, возникновение которых возможно со стороны внешней среды, что делает его широко используемым и достаточно популярным среди специалистов и аналитиков рынка.

(СЛАЙД)Степ-анализ по своей сути является инструментом формирования долгосрочных стратегий, так как при его проведении не учитываются внутрифирменные составляющие системы бизнес-отношений. Это ограничение не позволяет использовать метод при составлении тактических планов.

Также можно выделить следующие преимущества step-анализа, с точки зрения развития сотрудников:

· руководитель и его подчиненные не только изучают внешние факторы, но и учатся учитывать их взаимный эффект;

· в организации формируется культура видения внешней среды, что в дальнейшем позволяет быстрее реагировать на вызовы рынка и изменять стратегию поведения фирмы на нем;

· у сотрудников, после проведения степ-анализа, формируется системное понимание окружения фирмы, его целостная картина;

· в процессе step-анализа во всей организации вырабатывается единый понятийный аппарат для оценки влияния внешней среды;

· и одним из главных преимуществ step-анализа является привычка не обращать излишнего внимания на внутренние проблемы организации, рассматривая в первом приоритете гибкую реакцию на изменяющиеся условия среды.

 

(СЛАЙД)НЕДОСТАТКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СТЕП-АНАЛИЗА

Несмотря на очевидную полезность этого, step-анализ обладает рядом ограничений и недостатков. Руководитель должен понимать, что, как и любой другой инструмент стратегического анализа и планирования, данный метод не является абсолютной панацеей и его надо применять в комплексе с другими действенными методами маркетинговых исследований, например, SWOT-анализом.

Также очень важно при выборе факторов и разбиении их по группам отталкиваться не от наложения своей деятельности на них, а от того, насколько именно они влияют на компанию. Здесь существует большая вероятность ошибки, и в результате исследователь не получит нужных ему данных, так как изначально некорректно применил степ-анализ.

Другим ограничением является то, что для различных сфер, и даже для разных направлений внутри одной компании набор факторов будет уникальным. Поэтому нельзя опираться на уже проведенные исследования среди других компаний. Пусть даже и в одной сфере. Step-анализ каждый раз проводят заново и формируют свою матрицу. То же самое относится и к разделению видов деятельности в одной фирме. Например, если фирма производит несколько различных товарных групп, значительно отличающихся друг от друга по назначению и потребительским характеристикам, то для каждой такой группы нужно проводить свой степ-анализ.

Описанные ограничения step-анализа не снижают его ценность, они лишь описывают условия, в которых его применение будет наиболее эффективным и позволит грамотно формировать долгосрочную стратегию развития компании на его основе. Именно индивидуальный подход и учет всех аспектов деятельности является залогом успешного применения step-анализа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: