Формы представления информации. Метод координат.
Задания на закрепление метода координат.
1. Отметьте точки:
1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70),
18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
Соедините точки:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17- 18 - 19 - 20 - 1.
Текст как форма представления информации.
Задания на знание различных форм представления информации.
1. Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: «слоН» — «слоГ». Менять местами буквы запрещено. Запишите цепочки прекращений следующих слов:
Результат | Исходное слово | Цепочка превращений |
рак | суп | сук - сок - рок - |
шаг | бег | |
суша | море | |
век | миг | |
коса | бант | |
куб | шар | |
слои | муха |
Табличная форма представления.
Задания на закрепление представления о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
1. В бутылке, стакане, кувшине и банке находится молоко, лимонад, квас и вода. Известно, сто вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
2. Для существительных «ОКНО», «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ», «МОСКВА», «ПРОГРАММА», «МЫШЬ» заполните таблицу.
Имена существительные
Существительное | Одушевленное / неодушевленное | Собственное / нарицательное | Пол | Склонение |
|
Наглядные формы представления. Компьютерная графика.
Задания на наглядные формы представления информации.
1. Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км.
Систематизация информации. Поиск информации.
Задания на поиск и систематизации информации.
1. Выпишите из географического атласа названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.
№ | Государство | Столица |
Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.
№ | Государство | Столица |
2. Заполните таблицу «Моя библиотека», включив в неё не менее 5 книг.
Моя библиотека
Книга | Автор | Издательство | Год издания | Количество страниц |
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Задания на преобразование информации путем рассуждений.
1. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
|
3) Саша всегда побаивался истории;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Предмет | Школьник | ||||
Аня | Саша | Лена | Вася | Миша | |
История | |||||
Математика | |||||
Информатика | |||||
Литература | |||||
География |
2. Решите следующие примеры самым удобным способом: 1 – с помощью таблицы умножения; 2 – подбором; 3 – разложением на удобные слагаемые. Укажите способ вычислений в квадратике рядом с каждым примером.
□ 81: 9 = □ 180: 4 = □ 138: 6 = □ 112: 56 =
□ 300: 50 = □ 51: 17 = □ 141: 3 = □ 222: 3 =
□ 168: 42 = □ 112: 16 = □ 84: 4 = □ 256: 37 =
□ 116: 29 = □ 490: 70 = □ 270: 54 = □ 720: 9 =
3. Некий «черный ящик» настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило ее преобразования.
1)
Вход | урок | |||||
Выход | о | д | Не могу | п | д | ? |
2)
Вход | осень | |||||
Выход | Не могу | д | Д | т | д | ? |
3)
Вход | белый | нос | сел | она | река | |
Выход | Не могу | п | С | г | М | ? |
4)
Вход | рука | нож | окно | лук | шоссе | |
Выход | ж | Не могу | М | с | М | ? |
5)
Вход | уж | села | лак | весло | вечер | |
Выход | Не могу | ? |
6)
Вход | что | |||||
Выход | Не могу | ч | Ч | н | н | ? |
7)
|
Вход | карась | слон | скворец | паук | сом | |
Выход | Не могу | р | Ж | п | н | ? |
8)
Вход | рама | хром | хрип | клин | стод | |
Выход | м | Не могу | О | и | и | ? |
Заключение
Важнейшим эффектом и необходимым условием информатизации школьного образования является формирование у учащихся способности решать возникающие информационные задачи. Этому способствует огромное количество интересных заданий, которые можно собрать в рабочую тетрадь для учащихся 5-х классов.
В данной работе рассмотрены методические особенности подготовки школьников в области информатики и информационных технологий учеников, содержание материала по стандартам Российской Федерации, а также требования к знаниям, умениям и навыкам после прохождения курса. По анализу данного теоретического материала разработана подборка различных типов задач: на умение связывать объект с именами его атрибутов, на умение описывать свойства объектов с помощью имен и значений атрибутов, на знание основных групп клавиш, на закрепление сути информационного процесса хранения информации, на многообразие различных кодировок, на закрепление метода координат, на знание различных форм представления информации, на поиск и систематизации информации, на умение преобразования информации путем рассуждений. Все эти упражнения разработаны для наиболее лучшего усвоения материала каждым учеником, на формирование логического мышления и развитие творческих способностей школьников и способствуют развитию познавательного интереса.
После выполнения заданий, предложенных в этой работе школьники должны получить полное представление о сущности информационных процессов, научиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать и т. д. Все это формирует основы научного мировоззрения у учащихся, что является одной из главных целей учебного процесса.
Литература
1. Бородин, М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / М.Н. Бородин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 72 с.
2. Босова, А. Уроки информатики в 5-6 классах / А. Босова, Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 7с.
3. Босова, Л. Учебник для 5 класса / Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 3 с.
4. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах, пятый класс/ А.В. Горячев, Н.И. Суворова, Т.Ю. Спиридонова. –М.: Баласс, 2001. – 3 с.
5. Кушниренко, А. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать / А. Кушниренко, Г. Лебедев. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 39 с.
6. Софронова, Н.В. Методика преподавания информатики / Н.В. Софронова. – Чебоксары: ЧГПИ, 1997. – 158 с.