Основные эмоциональные состояния личности




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Коммуникации в профессиональной деятельности»

На тему № 4

«Эмоциональная сфера личности»

 

 

Выполнил: студент гр. ММЗ-151

Сухоруков С.Э

(№ зачетной книжки)

Проверил: к.н.доцент Абраменко Е.В

 

 

Волгоград, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................3

1.Понятие эмоций и их характеристика........................................................................4

1.1. Понятие «эмоции»..................................................................................................4

1.2. Функции эмоций.....................................................................................................6

1.3. Виды эмоций...........................................................................................................8

2.Основные эмоциональные состояния личности......................................................10

2.1. Настроение............................................................................................................10

2.2. Аффект...................................................................................................................13

2.3. Стресс.....................................................................................................................15

2.4. Страсть...................................................................................................................17

2.5. Чувства...................................................................................................................18

Заключение..............................................................................................................19

Список используемой литературы.........................................................................20

Практическое задание.............................................................................................21

 

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.

Актуальность изучения эмоциональной сферы личности обусловлена рядом объективных и субъективных факторов, сложными социальными и экономическими преобразованиями, происходящими в современном обществе.

 

Понятие эмоций и их характеристика

Понятие «эмоции»

Эмоции (от лат. волновать, возбуждать) - психологическое состояние, которое связано с мотивами, действующие на субъект, отражающиеся в форме переживания (радость, страх). Сопровождая любые проявления активности субъекта, эмоции служат механизмом внутренней регуляции психической деятельности, направленных на удовлетворение важных потребностей.

Эмоции называют переживания, выражающие субъективное отношение человека к окружающим и к самому себе в удовлетворении своих потребностей.

«В узком значении слова эмоции - это непосредственное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками на трибуне стадиона и к спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею,теннису), то эти переживания нельзя назвать эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состояние наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру (положительные эмоции), либо возмущения, негодования при ленивой игре неопытном судействе (отрицательные эмоции)».[1]

В сущности эмоций выделяется две составные части:

- первая - субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера).

- вторая - эмоциональное выражение, сопровождающееся изменением мимики, жестов, позы.

В ходе эволюции эмоции разделились на несколько видов, отличающимися своими психологическими свойствами.

В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).

Предметом эмоций представляет любое значимое для человека явление, по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Такие ситуации называются эмоциогенными. Эмоциональное переживание – субъективная реакция, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно. В той или иной степени изменяет сознание и весь душевный мир человека, а также его физиологические процессы. Потребность (мотив) выступает как внутреннее психологическое основание для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью, препятствует или способствует их удовлетворению. Эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.

 

 

 

 

Функции эмоций

Основными функциями эмоций являются: мотивационно - регулирующая, коммуникативная, сигнальная, защитная.

1. Мотивационно - регулирующая функция. Эмоции участвуют в поведении человека, они могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции овладевают разумом в поведении человека.

2. Коммуникативная функция. Эмоции во внешних выражения, способны нести информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга.

3. Сигнальная функция. Эмоционально - выразительные движения (мимика, жесты) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

4. Защитная функция. Заключается, в том, что моментальная реакция организма может защитить человека от опасности.

5. Отражательно - оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщённая оценка ситуации. Например, страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

6. Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности её удовлетворения,например, переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель.

 

 

7. Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

8. Компенсаторная функция. Эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

9. Стимулирующая функция. Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и своё пристрастное отношение к нему.

10. Организующая, дезорганизующая функция. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

11. Эвристическая функция. Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая ещё не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.

 

Виды эмоций

К. Изард выделил десять фундаментальных эмоций. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.

Интерес (как эмоция) положительная эмоция, мотивирующая на развитие навыков, знаний, мышления.

Радость- положительная эмоция, возникающая при реализации своих возможностей.

Удивление- эмоция, не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака на неожиданно возникшую ситуацию.

Страдание- отрицательная эмоция, возникающая при невозможности удовлетворить свои потребности, сопровождающаяся в форме эмоционального стресса.

Гнев- отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении исключительно важной цели субъекта.

Отвращение- отрицательная эмоция, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми возникает резкое противоречие с установками субъекта.

Презрение- отрицательная эмоция, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему поведение, которые индивид не позволяет себе демонстрировать, так как считает их неприемлемыми.

Страх- отрицательная эмоция, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение человека, проявляющееся при получении информации о возможной угрозе.

Стыд- отрицательная эмоция, сопровождающаяся временной неспособностью мыслить эффективно, выражающаяся в осознании несоответствия собственных помыслах.

Вина - эмоция, возникающая при совершении неправильных действий. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

 

 

Основные эмоциональные состояния личности

Настроение

Настроение- продолжительное эмоциональное состояние не высокой интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течении достаточно длительного периода.

Настроение разнообразно, оно может быть радостным или печальным, бодрым или подавленным.

Так же, это состояние включает в себя два компонента: интероцептивные ощущения и отношение человека к окружающему миру и отношение к себе. Первый фактор выступает постоянной составляющей, а второй - переменной. Общим фоном для относящихся сюда многообразных проявлений служит чувство, которое называют у здорового человека чувством общего благосостояния, а у болезненного - чувством общего недомогания.

Настроение условно рассматривается как настрой. На фоне настроя усиливаются соответствующие психические структуры, лучше выполняются соответствующие функции.

Настроение является формой переживания аффектов в виде эмоций и чувств. Эмоции и чувства - это процессы, а настроение - это состояние.

Настроение обладает свойствами (пространственными, временными, энергетическими, информационными), но из-за слабой энергетики переживаний эти свойства слабо осознаются субъектом. Поэтому нечетко проявляется направленность переживаний.

Ниже приведены несколько рекомендаций по коррекции настроения и эмоций, которые психолог может дать клиенту.

1. Действуйте! Настроение изменится, когда вы его начнёте менять. Займитесь каким-нибудь делом. Не требуйте от себя энергичности,

 

наращивайте активность постепенно. Сделайте что-нибудь для себя, для поднятия настроения.

2. Не требуйте от себя безупречного поведения и выполнения каждого дела. С полной самоотдачей выполняйте только главное. Если всё остальное делать просто добросовестно, много шансов, что результат будет хорошим или очень хорошим. Это вполне может произойти, потому что вы будете чувствовать себя свободнее.

3. Пофантазируйте, вообразите, что вы находитесь в очень приятном для вас месте (на цветочной поляне, на берегу озера, на пляже, в собственном открытом бассейне, у камина...). Ощутите, как растекается по телу расслабление. Сделайте дыхание свободным и ритмичным.

4. Не запрещайте себе переживать. Не надейтесь, что добьётесь значительного результата, если запретите себе думать о чем-то тревожном или надоедливом. Лучше надоедливую мысль преобразовывать, замещать, вытеснять, используя образы, символы или реальные предметы.

5. Учитесь отвлекаться от своих забот. При непрерывном обдумывании предстоящих дел и трудностей они не исчезают быстрее. Сделайте для себя что-нибудь приятное. Сильное воздействие на настроение оказывает музыка, используйте её, когда позволяют обстоятельства. Ещё полезнее пение — в кругу друзей, в одиночку, за работой, в дороге, везде, где это не помешает другим. В пении, выборе песни можно выразить те чувства, которым тесно в душе. Дав им волю, вы ослабите напряжение, успокоитесь. Кроме того, пение благотворно влияет на организм — очищает и развивает лёгкие, укрепляет сердечную мышцу.

6. Попробуйте улыбнуться. Если это трудно, сделайте так, как получится. Не будьте при этом критичны к себе. Широкую, счастливую улыбку к лицу не приклеить. Попытайтесь улыбнуться слегка, потом постарайтесь задержать улыбку. Затем попробуйте сделать её шире. Лучше проводить эти опыты в одиночестве, не думая об эстетической стороне занятий. И так шаг за шагом,

7. шаг за шагом... Вспоминайте что-нибудь смешное. Постарайтесь развеселить воображаемого собеседника. Учитывайте, что желание развеселить в данном случае имеет большее значение, чем талант юмориста.

Помните, что своё состояние можно изменить постепенно. Даже при «тепличной» улыбке, намеренно напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и соответствующих центрах мозга — центрах бодрого настроения. Главное, разогревшись, улыбаться широко — худосочная улыбка результата не даст.

8. Не вините в своих неудачах или плохом настроении других.

 

Аффект

Аффект - сильно выраженная, но кратковременная эмоция.

Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определённых ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряжённость, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечёт за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Как справится с аффектом. В доаффективной фазе, когда человек ещё в состоянии адекватно оценивать происходящее, можно предпринять такие

действия: 1) сосредоточить своё внимание на чем-то, кроме объекта или ситуации, которые вызывают аффект; 2) изменить обстановку, выйти из помещения, сменить деятельность; 3) выполнить несколько дыхательных упражнений, направленных на расслабление мышц.

Необходимо обучаться техникам релаксации, пересматривать свой образ мыслей, учиться воспринимать критические замечания и поступки окружающих спокойно и адекватно. В этом может помочь квалифицированный психолог, психотерапевт. Если принятых мер недостаточно, и аффективные состояния повторяются, что затрудняет социальную адаптацию, необходимо обратиться за врачебной помощью.

 

Стресс

Стресс- состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей.

Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Грановской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реализации своего плана.

Ещё один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослаблении мотивации.

Кроме перечисленных способов выхода из стрессовой ситуации следует иметь в виду, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается и безрезультатные попытки «прошибить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, осознать реальную ситуацию и своё поражение. Тогда он сможет сберечь силы

для новой попытки при более благоприятной обстановке. Кроме этого, в случае поражения не вредно произвести общую переоценку ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без лишней траты сил.

 

 

Страсть

Страсть- сильные, стойкие, длительные чувства человека, явно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком.

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубин штейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Помимо страсти к человеку, существует страсть к алкоголю, наркотикам, курению и т.д. Чтобы побудить страсть к негативному, и не только, следует обратить внимание к следующим рекомендациям: уберите из своей жизни все, что напоминает о предмете страсти; формулируйте правильные мысли; будьте постоянно заняты.

 

 

Чувство

Чувство- это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями.

Чувстваже носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности её мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Человек может не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся ещё мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями просто необходимо, но чтобы управлять ими, нужно знать о них как можно больше. Часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоций. Неумение выразить эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими, мешает взаимопониманию.

Эмоции берут управление на себя, что чревато всякими необдуманными поступками, о которых потом жалеют. Они мешают действовать разумно и правильно. Также, зная о эмоциональных привычках человека, им легче контролировать: играть на самолюбии, если тщеславны, пользоваться вашей неуверенностью, чтобы навязывать свою волю.

Спонтанный характер эмоций затрудняет движение навстречу долгосрочным целям, так как внезапные порывы чувственного мира постоянно вносят отклонения в жизненный курс, заставляя сворачивать то в одну, то в другую сторону по первому зову страстей.

Умение контролировать эмоции и состояния сделает человека независимым (от своих переживаний и от окружающих людей), свободным и уверенным, поможет добиваться своего и достигать намеченных целей, так как чувства больше не будут полностью контролировать разум и определять ваше поведение.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л.С. Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта. [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/4346345/

2. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. пособие. Спб.: Питер,2004.-464 с.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2011. – 582 с.

4. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2013. – 639 с.

5. Никандров, В. В. Психология [Электронный ресурс]: электронный учебник / В. В. Никандров. – М.: КноРус, 2010.

6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

7. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

8. Исследование эмоциональной сферы личности современной молодёжи. [Электронный ресурс] URL: https://5ка.рф/catalog/view.download/20/1731

 

 

Практическое задание

Пройдя тест Спилбергера-Ханина «Оценка эмоционального состояния (уровень реактивной и личной тревожности)» и проанализировав свою тревожность, где РТ = 41, а ЛТ = 50. Можно сделать вывод, что моя эмоциональная сфера не соответствует требованиям профессии менеджера, так как данная профессия требует самоконтроля, которому мне стоит научится.

 


[1] Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербаков, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация»Дашко и К°», 2013. –232 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: