ИСЛАМСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.




Между 6 и 10-м днем Раби Первого в году 1401 хиджры (январь 1981 г.) в Кувейте состоялась Международная конференция исламской медицины в честь наступления 15 века хиджры. Полезным результатом данной конфреции явилась Декларация Кувейта, которая рассматривает вопросы медицинской этики с позиции законов ислама. Так как сама декларация занимает 20 страниц, журнал приводит ее в сокращении, останавливаясь на основных моментах. Клятва врача, приводимая в заключении, дана полностью.

 

 

Во имя Аллаха, Всепрощающего и милосердного:

I. Определение медицинской профессии.

Искусство врачевания – благородная профессия, знание медицины, как и все наши знания, исходят от бога. Изучение медицины раскрывает божественное предначертание в ее создании и ее практике, посредством чего божественное благословение передается людям и поэтому оно является актом почитания и благотворительности. Его солнце, дуновение Его ветерка, прохлада Его вод и щедрость Его провидения распространяется на всех – на добрых и злых, благонравных и порочных, друзей и врагов, так и медицинская помощь должна оказываться всем во имя сострадания.

Таким образом медицинская профессия никогда не должна уступать социальным давлениям, вражде и междоусобицам, независимо от того, являются ли они индивидуальными, политическими или военными. Мудрые правители будут поступать правильно, сохраняя и защищая единство профессии, и не позволяя ей оказаться в центре каких-либо враждебных действий.

Властитель людей обязан во имя Ислама следить за оказанием медицинской помощи и способствовать тому, чтобы определенные граждане обучались искусству медицины и ее специальностям в соответствии с потребностями людей.

Так как обеспечение медицинской помощью – необходимость, поддерживаемая религией, так же как и подготовка врачей для осуществления этой необходимости, следует сделать некоторые исключения из общего Закона, чтобы медицинская подготовка стала благочестивой в глазах бога. Таким образом, изучение студентом-медиком человеческого тела не является оскорблением независимо от того, мертвое это тело или живое, при условии, что это делается всегда в духе благочестия и осознания присутствия господнего.

В деле сохранения жизни и здоровья врач должен всегда относиться с большим уважением к достоинству пациента, к его чувствам, уязвимости и праву сохранения тайны. Пациент имеет право на внимание врача и самую лучшую помощь и должен иметь возможность полностью ему доверять. Привилегированное право врача не подчиняться определенным положениям Законам накладывает на него высокую обязанность работать добросовестно, высококачественно и во имя Господа бога.

Так как интересы здоровья главенствуют, мудрость Корана гласит, что врачу позволительно исследовать обычно сокрытые, интимные части тела, а также, если нельзя призвать к больному врача-мусульманина, а серьезность его заболевания этого требует, можно обратиться за лечением к врачу-немусульманину. Это право юриспруденции, которое утверждает, что необходимость превыше запрещений.

II. Качества врача.

Врач должен быть среди тех, кто верит в бога, соблюдает таинства, запреты и поклоняется ему как в общественных местах, так и в одиночестве.

Врач должен быть мудрым и ласковым, улыбающимся, а не хмурящимся, любящим, а не ненавидящим, не затаивать злобу и не выражать недовольства. Он должен быть инструментом божественного сострадания, а не правосудия. Врач должен быть спокойным, неторопливым и строгим в речах, аккуратным в своем внешнем виде, вежливым в поведении, собранным и достойным.

Врач должен всегда помнить, что жизнь дается богом и отбирается тоже только им, и что смерть – это конец одной жизни и начало другой. В своей практической жизни врач – солдат в борьбе за жизнь.

Врач должен подавать хороший пример заботой о своем собственном здоровье и учитывать уроки прогресса в области медицины, так как в Коране сказано: “Пусть твои собственные руки не принесут тебе разрушений”.

Врач должен всегда держать свое слово и никогда не лжесвидетельствовать. Он должен достаточно знать Закон и Веру, чтобы давать своим пациентам советы и тогда, когда они здоровы, и тогда, когда они больны.

Хотя необходимость превыше запретов, мусульманский врач должен всегда стремиться избегать лечения, которое противоречит Исламскому Закону.

Врач – это инструмент, который Бог использует для сохранения жизни и здоровья, и пусть он всегда будет скромным и благородным. Как инструменту ему предначертано постоянно совершенствовать свои навыки учением, стремлением к знаниям, что само по себе является формой поклонения. Как говорится в Коране: «Мой Бог, просвети меня в знании … (так как) среди Его почитателей образованные боятся Его больше всех».

III. Врач и его собратья – врачи.

Братство врачей имеет самую благородную из миссий – помогать друг другу в благочестии и милосердии. Они разделяют ответственность за здоровье всего народа, а также долг помогать друг другу, оказывать самую лучшую помощь, какую они только могут оказать.

Так, врач должен защищать честь своего брата, как в его присутствии, так и отсутствии и оказывать ему помощь и давать советы, когда его об этом просят. Он никогда не должен плохо говорить о своем собрате; однако он не освобождается от абсолютной честности, когда он должен дать показания перед Законом.

Врачи должны совместно трудиться по доброй воле, делясь своими знаниями о пациентах только между собой и действовать всегда только в интересах пациента.

Врач обязан помогать молодому врачу при обучении и делиться с ним своим опытом. Он должен помогать коллеге, который заболел, и работать совместно со всеми, кто заботится о здоровье пациента. Это также справедливо по отношению к его помощникам.

IV. Врач и пациент.

Пациент – хозяин, врач находится у него на службе. Как сказал Пророк: «Самый слабый путешественник – хозяин каравана (так как темп путешествия определяется им)». Независимо от того, насколько скромное или почетное место в обществе занимает пациент, в рамках священности своей болезни он имеет право на самое внимательное отношение врача к нему и самую добрую поддержку его семье.

Так как здоровье – это потребность, врач не должен перестать оказывать помощь, когда ему не могут должным образом заплатить; он должен оказывать самую высококачественную помощь бедняку в качестве благотворительного акта, зная, что бог смотрит на него.

Врач никогда не должен пренебрегать теми высокими стандартами, требуемыми от его профессии, и никогда не уступать лести уговаривающих, а также не стараться извлечь выгоду для себя.

V. Профессиональная тайна.

Пророк (мир с ним!) так описал лицемера: «Он лжет, когда говорит, он не держит своего слова и он предает, когда ему доверились». Врач должен наложить крепкую печать тайны на то, что пациент рассказывает ему, или на то, что узнает о пациенте.

В духе Ислама, право пациента на сохранение тайны должно иметь силу Закона, а если оно будет нарушено, многие не пойдут к врачу за помощью и вся структура медицинской практики будет подорвана.

VI. Роль врача в военное время.

С древних времен было закреплено положение о том, что раненных защищает их рана, а пленника - его пленение. Таким образом, поступки врача не должны уводить врача от выполнения своего долга по защите жизни и лечению болезней. В Коране сказано: «Пусть плохие поступки других не повергают тебя в несправедливость».

Врач не должен позволять использовать его знания во вред другим, разрушать или калечить человеческое тело, его мозг и душу, независимо от военных и политических аспектов.

Единственной целью врача должна быть помощь нуждающимся и их лечение, независимо от того, враг он или друг.

VI. Священность человеческой жизни.

«…Если кто-нибудь убивает человеческую душу … это равносильно тому, что он убивает все человечество. Если он спасает человеческую жизнь, значит, он спасает все человечество». Так записано в Коране.

Человеческая жизнь священна и не может быть отнята, кроме случаев, специально указанных в Законе ислама, но все эти случаи лежат вне сферы влияния медицинской профессии. Врач не должен отнимать жизнь, даже из сострадания. Человек не должен отнимать у себя жизнь, даже если ему будет тяжело переносить страдания. Нельзя отнимать жизнь из-за страданий, из-за своего уродства.

Если такое незаконное отнятие жизни когда-нибудь будет признано правоверным, жертвами станут пожилые и немощные люди, это будет сделано с целью ограничения числа людей на земле.

Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина приговорена к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выходит своего ребенка, даже если это незаконнорожденный ребенок.

Сохраняя человеческую жизнь, врач должен осознавать предел своих возможностей. Если научно обосновано, что жизнь его пациента спасти нельзя, ему не следует героически упорствовать, продлевая его вегетативное состояние. Он также не должен применять сложные искусственные методы такие, как глубокое замораживание. Врач должен поддерживать процесс жизни, а не процесс смерти. В любом случае он не должен предпринимать никаких шагов для прекращения жизни пациента.

Объявить человека умершим – большая ответственность, и врач должен принять все необходимые меры, чтобы убедиться в том, что его приговор верен.

Врач должен сделать все, чтобы неизлечимый больной провел последние часы своей жизни свободно от боли и страдания, при хорошем уходе и моральной поддержке.

Врач должен уважать право пациента знать название своей болезни, но он должен выбирать слова и использовать их с большой осторожностью. Он должен постоянно поддерживать веру и покой своего пациента.

VII. Ответственность и обязательства.

Заниматься медицинской практикой до того, как врач получил соответствующую подготовку и квалификацию, - незаконно. В трудных случаях он должен обращаться за помощью к своим коллегам. Если врач действовал с полной отдачей сил, не проявлял халатности, используя все одобренные меры и учитывая все необходимые предосторожности, он не несет ответственности за неблагоприятный исход лечения.

Врач – доверенное лицо для организма его пациента. Если пациент принимает его как своего врача, значит, он принимает все то лечение, которое ему этот врач прописывает. Если необходимо хирургическое вмешательство пациент должен представить согласие или отказ в письменном виде. Но если страх является причиной отказа пациента от операции, врач должен сначала успокоить его лекарствами (но так, чтобы они не затуманивали его сознание). Однако наилучшим средством успокоения пациента будет великодушное терпение врача и мудро выбранные слова. Если жизни пациента угрожает серьезная опасность, врач должен действовать, не дожидаясь согласия больного.

IX. Врач и общество.

Пророк говорит: «Тот, кто не заботится о делах мусульман, не может быть одним из них».

Обязанность врача как мусульманина выходит за рамки лечения болезней и требует от него, чтобы он предпринимал все меры для предупреждения болезни. Таким образом, он должен честно выступать против вредных привычек, загрязнений окружающей среды и способствовать разработке законодательных актов по этим вопросам.

Естественная профилактика заболеваний и последствий сексуальной распущенности лежит в возрождении человеческих ценностей целомудрия, чистоты, сдержанности и воздержанности от сознательного и несознательного причинения вреда другим и самому себе. Эти религиозные добродетели сами по себе являются профилактикой. Врач обязан проповедовать их и применять в своей практической деятельности.

Врач-мусульманин должен быть сведущ и верен учению ислама. Он также должен изучать всю информацию, касающуюся здоровья в мусульманских общинах и критически оценивать то, что приемлемо для его общества.

Общество дает врачу право, чтобы ему доверяли другие люди, право жить в комфорте, зарабатывать достаточно высокую заработную плату и сохранить свое достоинство. Врач должен доказывать, что он достоин этих прав, или в противном случае он подвержен наказанию.

Общество также охраняет по закону доброе имя врача от грубых, предвзятых и клеветнических обвинений, но если эти обвинения справедливы, его коллеги должны воздать ему суровую кару.

X. Врач и современные успехи биологии и медицины.

В исламе не сущесвует цензуры научных исследований, независимо от того, носят ли они академический, во славу Аллаха или прикладной для решения определенной проблемы характер.

Однако при такой свободе исследований не должно быть подчинения человека, вреда, отказа в лечении, обмана и таким образом его эксплуатации. Нельзя проявлять жестокость к животным, на которых проводятся эксперименты.

Во имя научных исследований нельзя совершать греховный поступок, запрещенный исламом. Врачи должны принимать участие в формировании и определения законности в религиозном отношении новых достижений медико-биологических наук. Его определяющим правилом должно быть: «Где имеется благо, существует Закон божий».

Общество несет коллективную ответственность за здоровье индивидуума и должно обеспечить удовлетворение потребностей человека в здоровье всеми возможными способами, но, не принося вреда другим. Таким образом, добровольные доноры, дающие свою кровь или органы, выполняют свой долг от лица общества, но сами они никогда не должны подвергаться опасности. Бог говорит: «Верующие в их взаимной любви и сострадании как одно тело: если один член заболит, то все другие прореагируют в ответ».

Если живые существа могут распоряжаться своим телом, то также могут и мертвые. Нет никакого вреда в том, что на благо живых используются органы трупов. Это большое милосердие.

XI. О медицинском образовании.

Обучение медицине – лишь одна нить всей уникальной и абсолютной способности бога создавать и дарить жизнь, знания и смерть, как в этом мире, так и в потустороннем. При формировании врача необходимо сделать из него модель всего того, что почитается богом.

Его учитель должен быть хорошим примером во всем, хорошо его учить, постоянно руководить им как в учении, так и после его окончания. В свою очередь студенты должны проявлять ответную любовь, почитание и благодарность во все времена. Учение медицине имеет множество источников, но эти источники следует тщательно проверять, чтобы в них не забрались неверность и отсутствие набожности.

Медицинское образование не является пассивным или авторитарным, оно должно вдохновлять ум, стимулировать наблюдательность, анализирование, аргументацию, развивать независимость мышления, так как Коран обвиняет тех, кто сказал: «Такими были наши отцы и мы пойдем по их стопам».

Врача следует обучать тому, что вера – это лекарство, исцелитель, средство исцеления, и врач должен тоже самое говорить больному. Врача следует также обучать божественному закону по вопросам здоровья и наследия ислама. Медицина – это почитание.

Клятва врача.

Клянусь Всемогущим богом, чтить бога, выполняя свой профессиональный долг, охранять человеческую жизнь на всех ее этапах и при всех обстоятельствах, делая все возможное, чтобы избавить человека от смерти, болезни, боли и беспокойства;

Охранять человеческое достоинство, хранить их тайны и не выдавать их секреты;

Всегда быть инструментом божьего сострадания, оказывая медицинскую помощь близким и далеким, грешным и благочестивым, друзьям и врагам;

Усердствовать в приобретении знаний, использовать их на благо, а не во вред человечеству;

Уважать моего учителя, учить своих учеников, быть братом членам медицинской профессии, объединенным состраданием и милосердием;

Верить в бога как наедине, так и на людях, избегать того, что может опорочить меня в глазах господа бога, его апостолов или моих верующих друзей;

Пусть Аллах будет свидетелем этой клятвы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: