Контраст и нюанс. Тождество




Характерным признаком композиции является то, что каждый её отдельный элемент не существует изолированно, а находится в окружении и взаимосвязи с другими элементами и формами. В связи с этим, воспринимая композицию, зритель сравнивает её элементы друг с другом.

Противопоставления отдельных компонентов композиции могут строиться по трем возможным вариантам: контраст, нюанс, тождество.

Наиболее выразительным и активным из них является контраст. Контраст, по определению, это резко выраженное различие между двумя однородными свойствами так, о контрастном отношении элементов говориться при сопоставлении большого и малого, темного и светлого, гладкого и шероховатого и т.д. и т.п.

Отмечая значение контраста в художественном творчестве, Е. Кибрик говорил: «выразительность композиции зависит от контрастов, лежащих его основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные, противоположные элементы: объем и плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далёкое, цвета холодные и теплые...»

Выбор степени контрастности определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большой мере зависит от назначения проектируемого предмета. Недостаточность контраста может не обеспечить композиции необходимой выразительности, чрезмерность же его может зрительно разрушить композиционное единство. Поэтому степень контраста должна быть ограничена требованием сохранения целостности композиции.

Противоположностью контраста является нюанс, т.е. мягкость, слабо выраженное различие. Само слово «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». Например, при контрастном сопоставлении белого и черного цветов воспринимаются только эти два тона и резкая граница между ними, в нюансном же соотношении всегда существует последовательный переход от белого к черному через градации серого.

Если в композиции имеется полное сходство элементов по размерам, форме, фактуре и другим свойствам, то в этом случае речь идёт о тождестве.

Как и другие средства композиции, (контраст, нюанс и тождество) художник выбирает не произвольно, а руководствуясь многими факторами: функцией предмета, над композицией которого он работает, его конструкцией, образным решением и т.д. Чтобы добиться выразительности контрастных нюансных отношений, нужно ясно представлять, что в композиции нужно подчеркнуть, выявить, а что, наоборот, сгладить.

Нюанс в композиционном решении, образуя близкие по характеристике формы, усиливает их звучание тем, что многократно, с незначительными изменениями их повторяет. Контраст же привлекает внимание к форме за счет резкого выделения её по сравнению с другими.

В одной композиции часто могут присутствовать и контраст и нюанс одновременно. Например, если нужно выделить композиционный центр и подчинить ему остальное, главный элемент должен быть контрастным к второстепенным элементам, которые в свою очередь будут находиться между собой в нюансных отношениях.

Сказанное выше в полной мере можно отнести и к композиции костюма. Выбор контрастного или нюансного решения всегда зависит от назначения и общей художественной идеи костюма или коллекции, а значит, от костюма, в котором автор хочет передать идею и зрителю, и будущему обладателю проектируемой одежды.

Контрастная композиция более активна, так как столкновение, резкое противопоставление хотя бы двух начал придает форме выразительность, делает её заметной, приподнимает над обыденностью. Поэтому костюм, композиция которого основана на контрасте, всегда необычен, оригинален и преследует одну цель – выделиться на общем фоне.

Другое дело в нюанс – самое, тонкое деликатное из композиционных средств. Костюм с нюансным отношением элементов не бросается в глаза, эстетически достоинства разрываются не сразу, а предполагают внимательное рассмотрение. Нюанс часто выступает как главное средство достижения элегантности.

Таким образом, становится очередным вывод: выбор контраста или нюанса при решении костюмной композиции во многом определяются функциональностью костюма и его социально – возрастной принадлежностью. Принцип контраста целесообразно использовать при проектировании одежды для праздничных и торжественных случаев, а так же для занятий спортом и активного отдыха. В тоже время сильно кричащая, может быть, не уместной и даже вызывающей в деловой обстановке, поэтому повседневный деловой костюм лучше основывать на принципе нюанса.

С другой стороны одежда с контрастным решением композиции хорошо подходит для детей и молодежи, отражая их стремление к оригинальности, индивидуальности, некоторый максимализм. Люди же зрелого и пожилого возраста гораздо комфортней себя чувствуют в неброской, но элегантной одежде с нюансным отношением её элементов.

Говоря о контрасте или нюансе формы костюма, мы подразумеваем, прежде всего, размерные соотношения её частей. На рис.7 представлен костюм силуэт, которого имеет форму трапеции. Здесь контраст проявляется в хорошо ощутимой разнице размеров малого и большого оснований трапеций. А вот костюм, изображенный на рис8 который тоже имеет трапециевидный силуэт, построенный по принципу нюанса – изделие мало расширяется книзу и размеры малого и большего оснований трапеции отличаются друг от друга незначительно.

Иначе контрастное и нюансное решение форма проявляется в костюмах, показанных на рис 9 и 10. Силуэт обоих костюмов являются прилегающим, Х – образными с акцентом на талии зрительно делящим фигуру на две части, и расширенной к низу юбкой. Однако в первом случае изделие имеет удлиненную нижнюю часть, что создает резкий контраст между размерами малой трапеции лифа и большой трапеции юбки. Соотношение же нижней и верхней части в коротком платье, показанном на рис 10, представляет собой нюанс.

Контрастная или нюансная трактовка формы обусловливается также и характером линий, описывающих эту форму. Кривые силуэтные, конструктивные или декоративные линии часто составляют контраст с прямыми линиями этого же костюма.

На рис 11 изображен костюм, который имеет прилегающий трапециевидный лиф с женской пластикой и мягкую по форме, описанную кривыми линиями, юбку. Здесь мы видим активное противопоставление практического характера верхней части композиции и нижней: острые, геометрические линии формы жакета противопоставлены скругленным линиями драпирующейся юбки, четкие прямые линии контрастируют с плавными криволинейными.

Особую напряженность композиции придает контраст светлого и темного, т.е. тоновой контраст. Наиболее контрастным является сочетание черного и белого цветов. Костюм, созданный по принципу тонового контраста, всегда имеет активный характер и является очень выразительным даже при самой простой форме. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать костюмы на рис 12 и13. серо – белый костюм воспринимается зрителем как более пассивный; гораздо больше внимания привлекает к себе одежда, созданная из ткани белого и черного цветов.

При этом важно учитывать следующий момент: при сочетании контрастных тонов приобретает большую активность тот из них, который занимает меньшую по размеру площадь. Так, например, на черном платье особый акцент приобретают мелкие белые детали – воротник, манжеты и др.

Самым многообразным и действенным средством композиции является цветовой контраст. Контрастные цветовые композиции в костюме, будь то контрастно – дополнительные или более спокойные контрастно – родственные, часто выступают определенными моментами в моде. Они способны видоизменить восприятие даже очень простой формы костюма, превращая ее в оригинальную и остромодную.

Контрастность в костюмной композиции часто достигается за счет применения разной фактуры материалов и обработки поверхности формы различными приемами моделирования. И фактура ткани, и применение складок, сборок, драпировок создают светотеневое разнообразие поверхности формы костюма. Разная сила изменения тона материала может привести к контрасту, либо к нюансу.

При проектировании костюма важно помнить, что контраст, будучи очень активным средством композиции, может быть применен лишь в одном или двух моментах, остальные же должны быть организованы по принципу нюанса. Использование контраста и в форме, и в тоне, и в цвете, и в фактуре одновременно неизбежно приводит к нечеткости восприятия костюма, к путанице в его композиции, создает у зрителя не приятное ощущение суеты.

Кроме того активная контрастная композиция костюма довольно быстро вызывает утомление и может надоесть. Нюансная же композиция вызывает чувство покоя, стабильности, уравновешенности. Несколько монотонный характер такой одежды легко изменить, введя в комплект контрастный акцент в виде какого – нибудь дополнения – шарфа, головного убора, сумки и т.д. при этом цельность композиции не нарушается, а образ костюма можно изменить значительно.

Другими словами, одежда, в основе которой заложен принцип нюанса, имеет гораздо больше возможности для трансформации, т.е. превращения. В современном гардеробе это качество имеет большую ценность, так как позволяет женщине превратить деловой костюм в народный, практически не переодеваясь.

В заключение хочется сделать вывод: выбор определенного композиционного средства – контраста или нюанса – зависит от многих факторов. Контраст позволяет создать более эффективную композицию. Однако дизайнеру, проектирующему современную одежду, необходимо помнить, что привести форму к гармоничной целостности посредством контраста гораздо сложнее, чем при помощи нюанса.

С другой стороны, в композицию костюма, построенную только на основе нюанса, для её оживления зачастую стоит ввести элемент контраста. Соединение в одном изделии этих двух противоположных начал помогает модельеру создать гармоническую, выразительно звучащую форму.

Вопросы для повторения

1. Что такое контраст

2. Что такое нюанс

3. Что такое тождество

4. Чем обусловлен выбор контрастного или нюансного решения в композиции костюма

5. Как может проявляться контраст или нюанс в форме, конструкции, пластике, тональном и цветовом решении костюма

6. Какие виды контраста в костюме проявляется наиболее активно

7. Каким образом могут сочетаться в одном костюме контраст и нюанс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: