Лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)




В центре Московского Кремля есть три известных собора Успенский, Благовещенский и Архангельский, с видом на Соборную площадь. Успенский собор всегда являлся самым важным кафедральным собором российского государства.

Успенский собор в Москве занимает особенное место в историческом прошлом России. В течение многих столетий эта церковь была государственным и религиозным центром России. На протяжении шести столетий храм был государственным и православным центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, в конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь.

Первое каменное здание Успенского собора было возведено в XIV веке, когда Москва стала центром самостоятельного княжества, а ее Кремль – резиденцией великого князя Ивана Калиты и митрополита Петра.

Четвертого августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора. Освятили собор накануне престольного праздника – 14 августа 1327 года. Архитектурный облик нового храма и его размеры были близки к владимиро-суздальским постройкам начала XIII века и, в частности, к Георгиевскому собору в Юрьеве Польском (1230–1234), который, по-видимому, и послужил для него образцом. Небольшой одноглавый трехапсидный Успенский собор первоначально имел три притвора, а затем был обстроен приделами, примыкавшими к алтарным помещениям с севера и юга.

В южной алтарной апсиде Успенского собора, вероятно, изначально помещался Дмитриевский придел, посвященный великомученику Дмитрию Солунскому. 13 августа 1329 года грек Феогност - наследник Петра на митрополичьем престоле, - основал у северной стены жертвенника Петроверигский придел «во имя святого апостола Петра, поклонения честных его вериг» – мемориальный храм в память своего предшественника. Позже Петроверигский придел был переименован в Петропавловский. В 1459 году митрополит Иона основал еще один - юго-восточный придел, посвященный празднику Похвалы Богородицы, в честь победы юного князя Ивана III Васильевича над татарским ханом Сеид-Ахметом.

В таком виде Успенский собор простоял до начала 1470-х годов. За полтора столетия он сильно обветшал, чему в немалой степени способствовали пожары, не раз испепелявшие Москву. Но не только ветхость здания требовала его кардинальной перестройки. Оно уже не могло отвечать новым требованиям, которые предъявлялись к кафедральному храму Москвы – теперь уже столицы не отдельного княжества, но объединенного Русского государства.

13 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III. В качестве образца для московского храма избрали Успенский собор во Владимире. Это было не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ былого могущества великокняжеской власти, живой образ преемственной связи новой столицы с «первопрестольным» Владимиром. Призванные для строительства московского храма мастера Кривцов и Мышкин еще до начала строительства тщательно обмерили владимирский собор и заложили новый фундамент – «шире и доле полуторою саженью».

Однако Кривцову и Мышкину не было суждено довести постройку до конца. Двадцатого мая 1474 года почти завершенное здание неожиданно обрушилось. Приглашенные Иваном III из Пскова зодчие объяснили эту неудачу несовершенством конструкции и недостаточной крепостью известкового раствора. Одной из причин катастрофы летописи называют и редкое явление – произошедшее в тот день землетрясение.

Недостаток опыта у местных зодчих при возведении столь грандиозного здания вынудил Ивана III искать искусных мастеров во Пскове, а после их отказа - в Италии, славившейся по всей Европе своими архитекторами. В Италию было отправлено особое посольство, возглавляемое Семеном Толбузиным, который 25 марта 1475 года привез с собой из Венеции «мастера муроля (то есть зодчего) кои ставит церкви и полаты, Аристотеля именем тако же и пушечник тои нарочит лити их и бити ими, и колоколы и иное все лити хитр велми».

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богородицы.

Аристотель Фиораванти прибыл в Москву вместе с сыном Андреем и «паробком Петрушею» 26 марта 1475 года. Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного собора Кремля – Успенского. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю – за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен велся при помощи «барана» – дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трех брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора.

Действовал он с непривычной для москвичей быстротой, применяя новые технические средства и приемы. В основание фундамента забили дубовые сваи, рвы засыпали битым камнем и залили известью, что должно было обеспечить крепость и устойчивость здания. Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (т.е., около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством.

Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод в Андроникове на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был намного крепче старого. Фиораванти строил собор в смешанной технике, перемежая традиционные тесаные блоки белого камня, употреблявшегося им в кладке стен, с особо прочным кирпичом, которым были выложены столпы, своды и барабаны глав, что значительно облегчило нагрузку верхних частей здания на стены и опоры.

Вместо обычно применявшейся в русском зодчестве кладки стен с забутовкой битым камнем между двумя рядами белокаменных блоков Аристотель использовал более прочную кладку из тесаных квадров. Для укрепления конструкции храма в стены были заложены не традиционные дубовые, а железные связи. Выводить стены начали уже в 1475г., тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Форма столбов также была новшеством, так как прежде они всегда делались крестообразными в срезе, а Фиораванти поставил четыре круглых и два четырехугольных. Само здание возводилось «все в кружало да в правило», то есть с помощью циркуля и линейки, на основе точных расчетов. Применение итальянским зодчим новых, изумлявших москвичей приспособлений и инструментов, значительно ускоряло и удешевляло строительство.

На то время, пока возводился новый собор, гробницы митрополитов были перенесены в церковь Иоанна Лествичника «что под колоколы», а по окончании строительства торжественно перезахоронены в новом здании на прежних местах.

Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано возводить новый московский кафедральный собор по образцу древнего владимирского Успенского храма. И подобно им, Аристотель Фиораванти в первый же строительный сезон, лишь только здание собора было выведено из земли, отправился во Владимир, прежнюю столицу Северо-Восточной Руси. Однако, ориентируясь на владимирский образец, болонский мастер уже изначально внес существенные изменения в архитектурный замысел своей будущей постройки, что предопределило принципиально новый характер архитектуры московского собора.

Двенадцатого августа 1479 года состоялось торжественное освящение нового Успенского собора митрополитом Геронтием в присутствии епископов и великого князя.

Успенский собор был не только общерусским соборным храмом, но и важнейшим общественным зданием, где проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение.

Четвертого февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол, во время которого Иван III торжественно возложил древние регалии – бармы и Шапку Мономаха – на своего внука Дмитрия. До этого на Руси не существовало подобного чина: великокняжеский титул передавался по наследству вместе с вотчиной, а в период монголо-татарского ига ярлык на великое княжение вручался князьям в Орде.

Ключевым событием русской истории стало венчание на царство юного Ивана IV, совершившееся в Успенском соборе 16 января 1547 года. В чине венчания Ивана IV были впервые торжественно и официально приняты титулы царя и самодержца, а в число регалий включены наперсный крест, что свидетельствовало о святости царской власти, а также скипетр и цепь. Позже, при венчании на царство сына Ивана IV Федора, было введено таинство миропомазания – символ богоизбранности царской власти. Во время венчания Бориса Годунова 1 сентября 1598 году ему, вместе со скипетром, была вручена держава или, как ее именовали тогда, «яблоко державное» – древняя инсигния власти византийских императоров. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.

В 1721 году царь Петр I принимает титул императора, объявляет Россию империей и вводит обряд коронации. Впервые этот обряд был проведен при коронации Екатерины I, жены Петра I, который сам возложил на нее корону. Последним в Успенском соборе 14 мая 1896 года короновали императора Николая II.

В кафедральном Успенском соборе поставляли глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. До середины XV столетия русские митрополиты должны были ездить к патриарху константинопольскому на поставление в сан. В 1448 году митрополит Иона впервые был избран здесь собором русских епископов, что фактически положило начало независимости русской митрополии от Константинополя. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе совершилось поставление в первые русские патриархи Иова Иеремией II, патриархом Константинопольским, в присутствии царя Федора Ивановича.

В XIV – XVII веках собор служил усыпальницей глав Русской Православной церкви. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

В Успенском соборе проводились и другие действа. Издавна повелось, что у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богородицы – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы торжественными молебнами.

В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.

Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Как повествует библейское сказание, они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться языческим идолам и спасены посланным Господом ангелом, усмирившим огонь, который «попалил» их мучителей – «халдеев». Для этого чина в центре собора устанавливалась деревянная печь, а из-за иконостаса спускался изображенный на пергаменте ангел. По окончании действа невредимые отроки и «халдеи» приглашались в покои патриарха, где их ждали угощение и дары.

Здесь же проводились другие чины и священнодействия, например «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия». А в четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей. Водой из лохани кропили и прихожан.

Бракосочетания совершались, как правило, в домовой великокняжеской церкви Благовещения; лишь те из них, которым придавалось государственное значение, проводились в Успенском соборе. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал здесь великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году, как уже упоминалось, состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Восьмого марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире, - древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень".

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников "величеством и высотою, и светлостью и пространством".

Архитектурный облик Успенского собора поражал современников Аристотеля Фиораванти и продолжает изумлять нас до сих пор сочетанием традиционности и оригинальности. На первый взгляд кажется, что сходство московского собора с его владимирским образцом очевидно: то же величественное пятиглавие, гладь белокаменных стен, аркатурно-колончатый фриз, спокойный ритм полукружий закомар. Но итальянский мастер не стал копировать план владимирского собора, но «обложи же церковь продолговату полатным образом», то есть заложил основу для создания небывалого на Руси храма, подобного парадному светскому залу.

Характерной и оригинальной особенностью архитектуры московского Успенского собора стало то, что ветви центрального креста, образуемого пересечением главных нефов, не выделяются по ширине и высоте, в результате чего план собора оказывается разделенным на одинаковые квадраты. Храм, по существу, не является крестово-купольной постройкой с ярко выраженной игрой объемов разновеликих частей здания, столь характерных для византийских и русских храмов. Все вертикальные прясла стен равны между собой, что рождает ощущение монолитности объема, подчеркивает выразительность фасадов здания.

Итальянский зодчий, в соответствии с градостроительными принципами эпохи Возрождения, рассчитывал не столько на объемное восприятие здания, сколько на включение его в ансамбль Соборной площади. Все сооружения на Соборной площади вплоть до XVII столетия ориентировались на основные архитектурные формы или отдельные декоративные элементы Успенского собора, а иногда и копировали их.

Особенно эффектен и выразителен его главный южный фасад. Он расчленен строгими лопатками-пилястрами на равновеликие прясла, завершающиеся одинаковыми по высоте полукружиями закомар, в которые вписаны узкие окна верхнего яруса. Сложенные из блоков белого камня стены покоятся на мощном профилированном цоколе. Заимствованный из владимирского собора декоративный элемент – архитектурно-колончатый фриз, опоясывающий фасады собора, лишен присущей владимиро-суздальской архитектуре пластической выразительности. Он как бы врезан в толщу стены, не разрушая ее плоскости. В арки этого фриза, ровно посреди каждого прясла, вписаны окна нижнего яруса.

Южный и северный порталы, служившие парадными входами в храм со стороны Соборной площади и митрополичьего дворца, оформлены перспективными порталами, со строгим рисунком полуциркульных арок и московскими декоративными «бусинами». К ним вели высокие лестницы с широкими площадками, предназначенными для торжественных выходов государей и иерархов. Лишь с западной стороны, обращенной к митрополичьему дворцу и домовой церкви Ризположения, Фиораванти пристроил каменное крыльцо с декоративной висячей гирькой.

При взгляде на южный фасад Успенского собора заметна некоторая асимметричность его построения. Главы собора, компактно сгруппированные вокруг мощного, венчающего всю композицию центрального купола, а также южный и северный порталы сдвинуты к востоку. Восточные же алтарные выступы – апсиды, несколько пониженные по отношению к полуциркульным закомарам, здесь, в отличие от владимирского собора, выражены менее объемно и к тому же прикрыты выступающими с севера и юга пилонами. Это усиливает впечатление слитности архитектурных масс здания, которую очень хорошо чувствовали современники. Недаром они отмечали, что храм построен «аки един камень».

ЮЖНЫЙ ФАСАД

Наружные росписи Успенского собора не раз переписывались и поновлялись на протяжении XVII–XIX веков, но их замысел и первичное исполнение, вероятно, восходят ко времени постройки собора. Верхнюю часть центрального прясла главного, обращенного к Соборной площади, южного фасада собора венчает видный издалека монументальный образ Богородицы Владимирской, с предстоящими ей архангелами Михаилом и Гавриилом. Этот образ является многократно увеличенным воспроизведением чудотворной иконы, которая хранилась в Успенском соборе и почиталась как главная святыня и палладиум Русского государства.

Под образом Богородицы, в аркатурно-колончатом поясе размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Изображения московских митрополитов на главном фасаде кафедрального храма вместе с образом Богородицы закономерно: ведь Успенский собор именовали «домом пречистыя Богородица и Великих чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы». Изображения новгородских святителей, вероятно, связаны с актуальным и важнейшим для Москвы событием – покорением Новгорода, прежде независимой боярской республики, Иваном III в 1478 году.

Нижний ярус росписей, обрамляющий перспективный портал, связан с темой входа в храм. Справа и слева от него изображены архангелы со свитками, в которые они вносят «имена со страхом Божиим входящих в церковь». Над самым входом в трех круглых медальонах написан Деисус – образы Христа и предстоящих ему в молении Богородицы и Иоанна Предтечи.

Над внешней аркой перспективного портала изображен «Нерукотворный Спас на убрусе», образ которого как гаранта божественной защиты и покровительства нередко помещали над вратами городов и храмов, а также на знаменах и хоругвях.

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД

На северном, обращенном к Патриаршему дворцу, фасаде Успенского собора в аркатурном фризе изображены шесть наиболее почитаемых русских святителей и основателей крупнейших обителей: Пафнутий Боровский, Исайя, Леонтий и Игнатий Ростовские, Дмитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский. Подбор этих святых более традиционен для памятников московского искусства конца XV–XVI века, чем состав святых в росписи на южной стене храма.

Включение в этот цикл трех ростовских святителей можно, по-видимому, объяснить участием в заказе росписей ростовского архиепископа Вассиана, духовника великого князя Ивана III, одного из крупнейших идеологов своего времени и заказчика иконостаса для нового Успенского собора.

Верхнее прясло северной стены над колончатым поясом с фигурами святых занимает пространная композиция «Собор апостолов». Она представляет собой полуфигурные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов, оплетенные вьющейся лозой. По сторонам от портала, так же как и на южном фасаде, изображены ангелы со свитками. Этот вход предназначался для митрополитов, а позже патриархов, так как располагался напротив владычного дворца.

У северо-западного угла собора под киотом-навесом установлен каменный поминальный крест в честь митрополита Ионы, погребенного в храме в этом углу.

ЗАПАДНЫЙ ФАСАД

Западный вход в Успенский собор был снабжен сооруженным Аристотелем Фиораванти портиком, служившим папертью. Его крестовые своды опирались на четыре колонны с висячей гирькой между парой западных столбов. Западный вход служил как для повседневных нужд, так и для торжественных шествий во время крестных ходов и коронаций. Современный облик паперть приобрела лишь во второй половине XIX века: в 1858 году, когда в соборе было проведено отопление, открытый портик превратили в закрытый тамбур, а к коронации Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М. Быковского.

Над порталом на фронтоне прежде находилось утраченное ныне изображение храмового праздника «Успение Богородицы». Под сводами паперти сохранились выполненные, по-видимому, одновременно с «Успением» и в настоящее время сильно утраченные сцены из «Апокалипсиса». Дошедшая до нас живопись была исполнена, вероятно, в 1666 году, после опустошительного пожара 1547 года, разрушившего многие дворцы и храмы Кремля, когда загорелась кровля Успенского собора и распалась его каменная паперть. Однако ее первоначальный замысел относится, скорее всего, к концу XV века, когда к этой теме возник особый интерес в связи с ожидавшимся в 1492 году «концом мира».

ВОСТОЧНЫЙ ФАСАД

На восточном фасаде Успенского собора росписи располагаются в полукруглых люнетах под закомарами над алтарными апсидами. Над центральной апсидой представлена «Новозаветная Троица», слева от нее – «Похвала Богородицы», а справа – «София Премудрость Божия». Иконография «Новозаветной Троицы», изображающая Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа в виде голубя, появилась в конце XIV столетия. Но особое распространение она получила лишь в XVI–XVII веках, когда потребность в наглядном изображении сложных символических сюжетов преодолела прежние запреты церкви, не разрешавшей писать Бога Отца, которого никто не мог видеть, и единосущную Троицу иначе, чем в аллегорических и иносказательных образах. Это относится и к изображению огнеликого ангела – Софии Премудрости Божией, восседающей на престоле, опирающемся на семь столпов, согласно тексту притчи «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». По сторонам от нее стоят крылатые, словно непорочные, ангелы, Богородица и Иоанн Предтеча. Эти сюжеты были связаны своим происхождением с Новгородом, главный собор которого посвящен св. Софии. В нем находилась икона, послужившая образцом для фрески Успенского собора. Вероятно, эти изображения появились на стенах собора несколько позже, уже в середине XVI столетия, а затем также неоднократно поновлялись.

АРХИТЕКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАМОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Успенский собор имеет в плане продолговатую, несколько вытянутую с запада на восток форму и разделен на одинаковые по величине квадраты, перекрытые крестовыми сводами. Они покоятся на шести высоких, широко расставленных столпах. Два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную крестчатую форму. Остальные четыре столпа, определяющие облик основной части храма, – круглые, что создает ощущение целостности легко обозримого пространства храма.

Зальная структура плана собора не предусматривала выделения центрального подкупольного креста. Чтобы сохранить, согласно традиции, доминанту центральной главы, Фиораванти возвел стенки среднего барабана, несколько отступив от внутреннего диаметра подкупольного квадрата, и расположил в образовавшейся кольцевой камере в основании главы тайник-казнохранилище. Акцент, таким образом, был смещен с подкупольного пространства на центральную часть собора, ограниченную четырьмя круглыми столпами. Отказавшись, в отличие от своих предшественников, от сооружения хоров-полатей в западной части собора и отделив восточную зону невысокой алтарной преградой, итальянский зодчий создал цельное, гармоничное в своей логической ясности и геометрической четкости пространство, пронизанное светом, льющимся через широкие откосы окон и барабаны глав.

Сложнее была решена алтарная часть собора, хотя и здесь Аристотель Фиораванти стремился к той же пространственной ясности и логике. Для размещения трех существовавших в прежнем здании собора приделов, которые он включил в архитектурную композицию алтарных помещений, ему пришлось разделить пополам боковые нефы, замкнув их четырьмя апсидами. В северной части алтарных помещений расположился жертвенник и Петроверигский придел, в южной - дьяконник, служивший также приделом Похвалы Богородицы, и Димитриевский придел. Между собой они были разделены сравнительно невысокими, около четырех метров, стенами и освещались через окна восточных глав и боковых апсид.

Современники высоко оценили новое здание Успенского собора: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством, такова же прежде того не бывала на Руси, опроче Владимирскыа церкви …»

ИНТЕРЬЕР

Торжественное назначение Успенского собора определило особое внимание к убранству его интерьера. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

МОЛЕННЫЕ МЕСТА

У круглых столпов перед иконостасом собора стоят шатровые сооружения, которые представляют собой моленные, или церковные, места. Наиболее древним из них является каменное моленное место митрополитов и патриархов, поставленное одновременно с постройкой собора в 1479 году.

Справа от него, у южных врат собора, 1 сентября 1551 года, как об этом повествует надпись на створках его дверец, было установлено деревянное резное царское моленное место, именуемое также Мономаховым троном. Это название происходит оттого, что на трех стенках, образующих основание трона, помещены двенадцать барельефных композиций на текст «Сказания о князьях Владимирских», которые повествуют о принесении из Византии от императора Константина Мономаха царских регалий – шапки и барм (парадного оплечья) – киевскому великому князю Владимиру Мономаху.

В рельефах Мономахова трона, сооруженного вскоре после венчания на царство Ивана Грозного в 1547 году, получила отражение центральная политическая доктрина первого русского царя о богоустановленности и законной наследственной преемственности царской власти и титула от римских и византийских императоров через киевских и владимирских князей. Верхняя часть царского моленного места представляет собой шатер на четырех фигурных столбцах, украшенных кокошниками с затейливой резьбой в виде переплетенных виноградных лоз, цветов, чаш, разнообразных орнаментов. На подзоре шатра изображены сказочные птицы, а подножием трона служат четыре фантастических хищных зверя. Некогда шатер был роскошно украшен позолотой и расцвечен красной и синей красками. Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что его исполнили новгородские мастера.

У северо-восточного столпа находится еще одно моленное место, предназначенное для цариц. Это сооружение было перенесено в Успенский собор из домовой церкви цариц для первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны. В венчающих его киотах находятся иконы, на которых представлены три сцены «Рождества» – Иоанна Предтечи, Богородицы и Христа. Они должны были напоминать о молитвах цариц о даровании им наследников престола. Над сиденьем на спинке трона находится шитое изображение двуглавого орла с гербами входивших в состав Российского государства губерний.

ШАТЕР ДЛЯ ХРАНЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ

В юго-западном углу собора в 1624 году появилось новое сооружение. По указу царя Михаила Федоровича староста котельного цеха Дмитрий Сверчков отлил бронзовый ажурный шатер с четырехскатной кровлей, выложенной в шахматном порядке из золоченых и посеребренных медных листов. Этот шатер (или сень, воспроизводившая образ главной христианской святыни – кувуклия над Гробом Господним в Иерусалиме) первоначально предназначался для хранения выполненной из кипариса модели Гроба Господня. В 1625 году в шатер был торжественно вложен украшенный драгоценными камнями золотой ковчег с одной из самых почитаемых реликвий – частицей ризы (одежды) Христа. Этот бесценный дар царь Михаил Федорович получил от персидского шаха Аббаса, завоевавшего Грузию, где эта реликвия, вложенная в крест, хранилась в мцхетском соборе Святого Креста (Светицховели). В честь положения ризы Христовой в Успенском соборе 24 марта 1625 года патриархом Филаретом и царем Михаилом Федоровичем был учрежден праздник, отмечавшийся 24 марта, а позже – 10 июля, в канун дня возведения на престол первого царя из династии Романовых в 1613 году. Это событие представлялось как знак благословения Божия царствующему дому и всему Русскому государству.

Шатер Дмитрия Сверчкова первоначально был украшен цветной слюдой, подложенной под ажурную, с прочеканенными орнаментами решетку. Когда в нем возжигались свечи, он уподоблялся огромному фонарю, выносившемуся во время крестных ходов. В 1913 году в шатер поместили раку с мощами патриарха Гермогена.

СВЕТИЛЬНИКИ

В художественном убранстве соборов важную роль играли светильники, символизировавшие, с одной стороны, божественный свет, и, вместе с тем, – молитву, обращенную к Господу. Поэтому обычно христианские храмы наполнялись многочисленными светильниками: Множество светильников было и в Успенском соборе.

В 1644 году собор украсили одиннадцать бронзовых золоченых многоярусных паникадил со свечниками-отрогами барочной формы и большими резными «яблоками» в основании. Пять паникадил, с крестами в навершиях, были выполнены на средства патриарха, остальные шесть, с двуглавыми орлами, оплатили из царской казны.

Лишь эти бронзовые паникадила сохранились от былого пышного убранства и многоцветного сияния различных светильников Успенского собора. Во время нашествия Наполеона в 1812 году собор лишился своего драгоценного убранства: серебряная и золотая утварь, которую не успели вывезти из Кремля, оклады икон, драгоценные раки митрополитов были безжалостно разорены и разграблены интервентами. В это время уничтожили и большое шестиярусное серебряное паникадило, вложенное в Успенский собор в 1666 году боярином Морозовым. Оно находилось в центре собора против царских врат. Из серебра, награбленного французами в Москве и отбитого казаками у отступающего неприятеля, в память освобождения Москвы в 1817 году было отлито новое серебряное паникадило весом 328 килограммов. Его изготовил мастер А. Гедлунг по рисункам К. Росси. Отроги свечников паникадила украшают цветы лилии, гирлянды виноградных лоз, а венчает его сноп пшеницы – символы причастного вина и хлеба.

В 1914 году ювелирной фирмой И.П. Хлебникова были изготовлены два больших парных бронзовых подсвечника, помещающихся у солеи, против царских врат. Образцом для них послужила серебряная с чернью «лампада» патриарха Филарета 1622 года, хранившаяся в Патриаршей ризнице, но увеличенная почти втрое. Подсвечники украшены крупным травным узором и бусинами, характерными для декорации изделий из серебра XVII века. Они прекрасно вписались в ансамбль соборного убранства, возобновленного при реставрации храма в конце XIX – начале XX века.

Серебряные чеканные кандила XVII–XVIII веков, висящие ныне перед местными иконами главного иконостаса, были привезены в 1923 году из Соловецкого монастыря, на некоторых из них сохранились вкладные надписи.

УСЫПАЛЬНИЦА

21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.

ГРОБНИЦЫСВЯТИТЕЛЕЙ

В юго-западном углу собора расположены гробницы двух митрополитов – Киприана (умер в 1406 году) и Фотия (умер в 1431 году). Гробницы находятся рядом под одним металлическим надгробием, близ шатра для Гроба Господня. Оба митрополита, серб и грек, оказали большое влияние на русскую культуру и историю Успенского собора: Киприан внес изменения в русский богослужебный устав, создал пространное Житие и Службу митрополиту Петру, при нем из Владимира была принесена чудотворная икона «Богородица Владимирская», для которой сделали золотой чеканный оклад. Митрополит Фотий восстановил разоренную после нашествия Тохтамыша казну, заказал приехавшим вместе с ним греческим мастерам новый золотой сканый оклад для «Владимирской» иконы и драгоценное напрестольное евангелие с миниатюрами и чеканным золотым окладом. (Теперь их можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: