Похвала Богородицы с акафистом




Икона «Похвала Богородицы, с Акафистом» третьей четверти XIV века была написана греческим мастером в Новгороде или Москве. Она является одним из самых ранних примеров появления на Руси темы Акафиста Богородицы, представленного здесь в двадцати пяти клеймах, обрамляющих средник, с изображением Богородицы с Младенцем и пророков, воспевающих ей хвалу. Расположение клейм не соответствует порядку следования стихов - кондаков и икосов Акафиста, но разделено по смыслу на иллюстрации земной жизни Богородицы и Рождества Христова, размещенные в нижней зоне, и символического и богословского истолкования образов Христа и Богородицы – в верхней части иконы. Особенно выделены находящиеся по сторонам от средника клейма, в которых отражены сюжеты, связанные с почитанием чудотворной иконы «Богородица Одигитрия» в Константинополе. Художественный строй иконы «Похвала Богородицы» отличается большой эмоциональностью в трактовке жестов и мимики персонажей, насыщенностью и яркостью колорита, плотностью и живописной экспрессивностью манеры письма, характерной для ряда провинциальных византийских памятников 50–60-х годов XIV века.

Митрополит Петр в житии

Среднюю часть южного иконостаса занимают иконы, написанные специально для нового Успенского собора после 1479 года. Икона «Митрополит Петр, в житии» была исполнена, по-видимому, Дионисием, знаменитым русским иконописцем второй половины XV – начала XVI века. Он был ведущим мастером при создании соборного иконостаса в 1481 году и, вероятно, части древних алтарных росписей. Для Успенского собора им написаны парные житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия (икона митрополита Алексия ныне представлена в собрании Государственной Третьяковской галереи). Житийные иконы, хорошо известные на Руси и прежде, в работах Дионисия обретают наиболее совершенные формы.

На иконе Успенского собора митрополит Петр представлен в торжественном святительском облачении, с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Его фигура помещена на светлом фоне с легкими облаками, что словно переводит изображение из конкретного, «исторического», плана в образ небесного предстательства первосвятителя за хранимый им град Москву и за все Русское государство. В клеймах, обрамляющих средник иконы, представлены основные события из жизни святого от рождества и первых монастырских трудов на Волыни, где он обучался искусству иконописания, вплоть до его кончины 21 декабря 1326 года, погребения в основанном им московском Успенском соборе и происходивших у гроба чудотворца исцелений. Обращают на себя внимание некоторые эпизоды его жития, нашедшие отражение в клеймах иконы. Прежде всего, это чудо от иконы Богородицы, написанной самим Петром еще в монастыре на реке Рати, которая помогла ему в 1305 году получить сан митрополита, задержав другого претендента на митрополию – Геронтия – в море на пути в Константинополь (клейма 5, 8). Список этой почитаемой чудотворной иконы Петровской Богородицы, исполненный, по-видимому, в конце XIV – начале XV века, до сих пор хранится в южном иконостасе собора. Второе снизу клеймо, слева от средника, изображает строительство митрополитом Петром первого Успенского собора в 1326 году и закладку в нем собственной гробницы. Клеймо, расположенное напротив, справа, с изображением двух всадников – великого князя и его боярина на фоне высокой горы, отражает эпизод из жития митрополита Петра, истолковавшего чудесный сон Ивана Калиты как символ будущего процветания Московского княжества. Исполненная величавого спокойствия фигура Перта, чей силуэт очерчен плавными линиями, подчиненные мерному ритму движения, свободные композиции средника и клейм, светлые прозрачные краски – все это создает ощущение торжественной праздничности, столь свойственной творчеству Дионисия и мастеров его круга.

О тебе радуется

Эта икона иллюстрирует слова песнопения в честь Богородицы - «О тебе радуется благодатная всякая тварь, ангельский собор и человеческий род…».

Автор песнопения Иоанн Дамаскин (VIII век) изображен на иконе со свитком в руках у подножия престола Богородицы возносящим ей хвалу от имени всех праведников, в том числе и московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы, которые помещены в нижней части иконы. Знаменательно сходство архитектурного облика пятиглавого храма, символизирующего Горний Иерусалим, с Успенским собором, ставшим к концу XV столетия духовным центром нового священного царства, «домом Пресвятой Богородицы» и средоточием его почитаемых реликвий: иконы Владимирской Богородицы и мощей московских святителей.

Апокалипсис

Тема ожидаемого конца света и божественного правосудия над живыми и мертвыми по их земным делам волновала людей во все времена. Но особенно актуальной она стала в связи с ожидавшимся в 1492 году (7000 по старому летосчислению) концом мира, споры о котором вызвали волну еретических движений. Откликом на эти споры стала икона «Апокалипсис», написанная в конце XV века на тему одной из самых ранних и полных драматизма книг Нового Завета «Откровения Иоанна Богослова». Однако на иконе этот сюжет представлен в далеких от мрачной мистики тонах. Изображая картины таинственных божественных видений, сцены всеобщей гибели и страшных бедствий, ожидающих человечество «в конце времен», и грядущего «Второго и страшного пришествия» Христа, художник акцентирует внимание не на ужасных видениях, а на прекрасных образах старцев в белых одеждах с гуслями в руках, ангелов, и сдерживаемых ими по четырем концам света ветров. Даже страшных апокалиптических всадников он изобразил в виде юношей на белом, огненном и вороном конях. Лейтмотивом всей иконы стало торжество гармонии божественного миропорядка, надежда на спасение праведного православного Русского государства. Ясная логика композиционного построения иконы, подчиняющая себе все множество фигур, их почти античные пропорции, виртуозный рисунок и легкий радостный колорит превращают ее в апофеоз добра, красоты и света.

Апостолы Петр и Павел

Икона "Апостолы Петр и Павел" первой четверти XV века вызывает в памяти работу знаменитого живописца рубежа XIV–XV веков Феофана Грека, работавшего в Новгороде и Москве, в том числе и в кремлевских соборах – Благовещенском и Архангельском. Эта икона лишь недавно, в 1991 году, была освобождена от поздних записей и, несмотря на многочисленные утраты, производит сильное впечатление величественным силуэтом фигур верховных апостолов, выразительностью и эмоциональной напряженностью ликов, особенно апостола Павла, философа и мыслителя, пластической лепкой форм и контрастным, несколько сумрачным колоритом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: