Тема 1.4. Учебно-методическое обеспечение профессионального образования
Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине. Обеспечение дисциплины учебно-методическим материалами. Методика разработки и применения тестов по спецдисциплинам.
Компетенции: ПК-5, ПК-10.
Лекция: Учебно-методический комплекс и его компоненты.
Учебно-методический комплекс (УМК) –это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
УМК обеспечивает
- целостность образовательного процесса
- совершенное средство организации педагогического труда
- повышение педагогической компетентности
- совершенствование педагогического мастерства и творческой самореализации педагога
- создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях,
-стимулирование индивидуального выбора
- обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности
УМК способствует эмоциональности и мажорности процесса обучения
УМК:
· это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы
- предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.
- должен быть прописан в разделе «Методическое обеспечение программы»
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.
|
УМК по отдельным дисциплинам являются частью ООП (основной образовательной программы) специальности.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура ФГОС ВПО т. н. 3-го поколения, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.
Структура УМКД в высших учебных заведениях составляется по стандарту, написанному и утверждённому в данном заведении.
Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих:
1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК.
2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п.
Все перечисленные материалы могут быть записаны:
· на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.;
· на традиционных (печатные материалы).
3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные.
|
К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям:
· материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
· материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).
Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени.
На первом этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.
|
На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении.
Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.
УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.
Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:
· введение (выполняется при необходимости);
· наименование;
· область применения;
· нормативные ссылки;
· обозначения и сокращения (выполняется при необходимости);
· цели и задачи дисциплины;
· содержание дисциплины и условия её реализации:
· рабочая программа дисциплины;
· паспорт дисциплины;
· виды и содержание занятий по дисциплине;
· формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;
· учебно-методические материалы по дисциплине;
· учебно-методическая карта дисциплины;
· специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);
· лист согласования рабочей программы дисциплины.
· использование технических средств обучения и вычислительной техники.
· программное обеспечение дисциплины;
· организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;
· элементы научного поиска при изучении дисциплины.
· приложения (указаны только обязательные):
· методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);
· методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);
· варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);
· контролирующие материалы по дисциплине:
· тесты текущего контроля знаний по дисциплине;
· тесты итогового контроля знаний по дисциплине;
· тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.
Образовательная программа дополнительного образования детей – основа УМК педагога ДО
НАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
- художественная,
- социально-педагогическая,
- научно -техническая,
- эколого-биологическая,
- физкультурно-спортивная,
- военно-патриотическая,
- туристско-краеведческая,
- культурологическая,
- естественно-научная,
- социально-экономическая
ТИП ПРОГРАММЫ- модифицированная, экспериментальная, авторская
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ– общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный
Средства обучения
ТРАДИЦИОННЫЕ:
Печатные пособия (таблицы, плакаты, картины, фотографии,n карты и др.)
Раздаточный материал, дидактические пособия, диафильмы,диапозитивы, звукозаписи и т.д
СОВРЕМЕННЫЕ Видеофильмы, мультимедийные материалы,компьютерные программы, Современные информационные средства (напр. образовательные программы, ИНТЕРНЕТ)
Средства научной организации труда педагога и учащегося
3 группы материалов:
- по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки, рекомендации для детей и родителей
- по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии мероприятий и др.)
- материалы отдельных фактов педагогического опыта иn методические материалы, содержащие подробную разработку действий педагога и учащегося