Средства научной организации труда педагога и учащегося




Тема 1.4. Учебно-методическое обеспечение профессионального образования

Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине. Обеспечение дисциплины учебно-методическим материалами. Методика разработки и применения тестов по спецдисциплинам.

Компетенции: ПК-5, ПК-10.

 

Лекция: Учебно-методический комплекс и его компоненты.

Учебно-методический комплекс (УМК) –это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

УМК обеспечивает

- целостность образовательного процесса

- совершенное средство организации педагогического труда

- повышение педагогической компетентности

- совершенствование педагогического мастерства и творческой самореализации педагога

- создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях,

-стимулирование индивидуального выбора

- обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности

УМК способствует эмоциональности и мажорности процесса обучения

УМК:

· это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы

  • предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.
  • должен быть прописан в разделе «Методическое обеспечение программы»

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.

УМК по отдельным дисциплинам являются частью ООП (основной образовательной программы) специальности.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура ФГОС ВПО т. н. 3-го поколения, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Структура УМКД в высших учебных заведениях составляется по стандарту, написанному и утверждённому в данном заведении.

Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих:

1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК.

2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п.

Все перечисленные материалы могут быть записаны:

· на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.;

· на традиционных (печатные материалы).

3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные.

К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.

К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям:

· материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);

· материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).

Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени.

На первом этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.

На втором этапе педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.

На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении.

Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.

УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.

 

Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:

· введение (выполняется при необходимости);

· наименование;

· область применения;

· нормативные ссылки;

· обозначения и сокращения (выполняется при необходимости);

· цели и задачи дисциплины;

· содержание дисциплины и условия её реализации:

· рабочая программа дисциплины;

· паспорт дисциплины;

· виды и содержание занятий по дисциплине;

· формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;

· учебно-методические материалы по дисциплине;

· учебно-методическая карта дисциплины;

· специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);

· лист согласования рабочей программы дисциплины.

· использование технических средств обучения и вычислительной техники.

· программное обеспечение дисциплины;

· организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;

· элементы научного поиска при изучении дисциплины.

· приложения (указаны только обязательные):

· методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);

· методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);

· варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);

· контролирующие материалы по дисциплине:

· тесты текущего контроля знаний по дисциплине;

· тесты итогового контроля знаний по дисциплине;

· тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.

 

Образовательная программа дополнительного образования детей – основа УМК педагога ДО

НАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

- художественная,

- социально-педагогическая,

- научно -техническая,

- эколого-биологическая,

- физкультурно-спортивная,

- военно-патриотическая,

- туристско-краеведческая,

- культурологическая,

- естественно-научная,

- социально-экономическая

ТИП ПРОГРАММЫ- модифицированная, экспериментальная, авторская

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ– общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный

Средства обучения

ТРАДИЦИОННЫЕ:

Печатные пособия (таблицы, плакаты, картины, фотографии,n карты и др.)

Раздаточный материал, дидактические пособия, диафильмы,диапозитивы, звукозаписи и т.д

СОВРЕМЕННЫЕ Видеофильмы, мультимедийные материалы,компьютерные программы, Современные информационные средства (напр. образовательные программы, ИНТЕРНЕТ)

 

Средства научной организации труда педагога и учащегося

3 группы материалов:

  • по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки, рекомендации для детей и родителей
  • по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии мероприятий и др.)
  • материалы отдельных фактов педагогического опыта иn методические материалы, содержащие подробную разработку действий педагога и учащегося

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: