2) Простые, четкие пропорции с ярко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями.
3) В качестве украшений продолжают использовать мозаику из разных пород дерева, бронзовые накладки, фарфоровые вставки и т.д.
4) Для обивки использовали гобелены или вышитые ткани.
Характерные предметы мебели:
1) секретеры.
2) комоды;
3) письменные столы;
4) дамские бюро;
5) горки.
В последние годы XVIII века во Франции возник стиль ампир.
Стиль ампир (последние годы XVIII в.)
Его характерными чертами были: строгие формы, отделка античными деталями: (древнеримскими щитами, шлемами, копьями, грифонами, лавровыми венками и.п.). Основной материал для производства мебели – красное дерево с бронзовыми украшениями, обивка – шелк. Мебель стиля ампир была парадной и в основном предназначалась для обстановки дворцов.
Характерные черты
1) Строгие формы, отделка античными деталями: древнеримскими щитами, шлемами, копьями, грифонами, лавровыми венками и т.п.
2) Основной материал для производства мебели – красное дерево с бронзовыми украшениями, обивка – шелк.
3) Мебель стиля ампир была парадной и предназначалась для обстановки дворцов.
Ремесла и декоративно-прикладное искусство России X-XVIII вв
В древней Руси с I в. были известны различные ремесла: металлообработка, деревообработка, ткачество и гончарное дело и др.; использовались разнообразные приемы декорирования, множество инструментов и приспособлений.
Изначально, основная масса изделий создавалась для собственных бытовых нужд в рамках частных хозяйств. Лишь к XI в. появляются профессиональные ремесленники разных специальностей. В это время развитие художественных ремесел достигло больших высот.
|
Основными потребителями изделий художественных ремесел вплоть до XVII были на Руси княжеско-боярские дворы и помещичьи усадьбы, а также монастыри и церкви, которые нуждались в предметах роскоши. Поэтому в большинстве случаев, именно при дворах, усадьбах и монастырях открывались школы различных ремесел.
Ремесла древней Руси:
1) Деревообработка
К XIII в. известен следующий набор столярно-плотницких инструментов и приспособлений:
Инструменты и приспособления:
- разнообразные топоры;
- молотки;
- ножи;
- стамески;
- сверла;
- рубанок;
- лучковый токарный станок.
Изделия из дерева:
- Предметы мебели: скамьи, табуреты, столы, сундуки, поставцы для книг, люльки и др.
- Утварь: прялки, ларцы
- Посуда: сосуды, ложки, миски, кубки и др.
2) Металлообработка
При изготовлении и декорировании металлических изделий использовались: ковка, чеканка, гравировка, для украшения изделий широко использовались техники эмалирования, чернения, золочения и серебрения, а также скани.
3) Ткачество и выделка кож достигли высокого развития
Изготавливались льняные, шерстяные, конопляные ткани, используемые для обивки мебели, стен, а также изготовления одежды, часто на них набивался рисунок. Вырабатывались и многочисленные сорта кож, которые также окрашивались.
Мебель в русском жилище была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основные предметы мебели крестьянского жилища:
- Лавки, скамьи, табуреты (или стульцы). Лавки делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них.
|
- открытые полки для посуды,
- настенные или стоящие на полу шкафы,
- массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками.
Характерные черты мебели:
1) В предметах мебели часто использовались точеные элементы.
2) Изделия расписывали, декорировали резьбой, мозаикой из дерева, металлическими накладками, позолотой, лакированием. В орнаментах преобладали животные, растительные и геометрические мотивы.
3) Характерной чертой изделий была масштабная закономерность декора: чем меньше было изделие, тем сложнее и насыщеннее была его декоративная проработка.
В XVII в. на смену ремесленно-цеховой организации труда приходят мануфактуры. Их появление в России безусловно связано с преобразовательной деятельностью Петра I. В это же время создаются новые образовательные учреждения, обучающие различным ремеслам многие юноши направляются на обучение за границу
Происходит подъем производства бытовых изделий. Это было связано с расширением рынка: изделия изготавливались на продажу, поэтому ремесленники вынуждены были считаться с рыночной конкуренцией и модой. Кроме того, развиваются торговые и культурные связи с Западной Европой, что отразилось на стилевых решениях изделий. Так, помимо традиционно-русских орнаментально-декоративных мотивов, начинают использоваться приемы готики, Возрождения, барокко, классицизма. В результате начинаний Петра I, из придворного быта исчезают изделия традиционно русских форм, однако, они сохраняются в жилищах сельского и городского населения, а также в церковном обиходе.
|
Происходит подъем производства бытовых изделий, расширение рынка, развиваются торговые и культурные связи с Западной Европой. В стилистике изделий, предназначенных для знати, начинают проявляться приемы готики, возрождения, барокко и классицизма. Изделия традиционно русских форм, сохраняются в быту сельского и городского населения, а также в церковном обиходе.
Русские придворные мастера во многом копировали западные мотивы господствующего стиля, но все же они привносят в изделия типично русские черты: например более крупную резьбу, сочетание покраски с позолотой.
Наибольшей функциональностью, удобством, эстетичностью и эргономичностью отличалась мебель в стиле классицизма.
Материалом для мебели в этот преиод служили береза, орех, тополь, ясень, которые почти всегда отделывались под красное дерево, а также карельская береза.
Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства – потайные ящики, складывающиеся и выдвигающиеся элементы, часто в мебель встраивались музыкальные инструменты.
В конце XVIII в. в связи с широким распространением техники в рамках многих мануфактур производство становится механизированным, это привело к выделению проектирования как особой области творческой деятельности, и отделению его от ремесленного производства. В роли проектировщиков выступали в основном архитекторы и профессиональные художники, которые являлись зачастую одновременно и инженерами.
Таким образом, в конце XVIII в. произошло выделение проектирования как особого вида деятельности, и отделение его от ремесленного производства.