Пути формирования учебной мотивации




План мероприятия.

Позади первый год обучения. Ваши (теперь уже наши общие дети) ученики второго класса. Наверное, вы почувствовали разницу нынешнего года обучения и предыдущего, у детей появились сложные домашние задания, первые оценки. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.

С какой целью вы отдали ребенка в школу? Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких? Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом. Краткая лекция с использованием презентации.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)

Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Л. И. Божович)

Структура мотивации по Додонову Б. И.

  • Удовольствие от самой деятельности
  • Значимость для личности непосредственного ее результата
  • Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
  • Мотивирующая сила принуждающего давления на личность.

Классификация мотивов

  • По характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально действующие) – по А. Н. Леонтьеву
  • Время (далекая и короткая мотивация) – по Б. Ф. Ломову
  • Социальная значимость (социальные, узколичные) – по П. М. Якобсону
  • По виду деятельности (игровые, учебные, трудовые) – по И. А. Зимняя
  • По характеру общения (деловое, эмоциональное) – по П. М. Якобсону.

Учебная мотивация

Частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

Факторы:

  • Образовательная система
  • Образовательное учреждение
  • Организация образовательного процесса
  • Субъективные особенности обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимосвязь с другими учениками)
  • Субъективные особенности педагога и прежде всего система его отношений к ученику, к делу.
  • Специфика учебного предмета

Характеризуется:

  • Направленностью
  • Устойчивостью
  • Динамичностью

По Божович Л. И. мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания).

4. В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.

Затем психолог предлагает выслушать пути формирования учебной мотивации предложенные в специальной литературе.

Пути формирования учебной мотивации

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет 2 путями

1. через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);

2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).

Существует принцип “сделал – свободен”. А также важную роль играет совместные познавательные занятия.

При индивидуальной работе с учениками имеющими негативное отношение к школе и низкий уровень мотивации.

  1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
  2. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
  3. Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
  4. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
  5. Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
  6. Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Рефлексия:

  • Помогло ли наше сегодняшнее собрание? Да помогло
  • Можно поставить галочку;
  • Выяснили чего нельзя делать;
  • Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание;
  • Поняли, что мало внимание уделяли детям;
  • Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.

Мнение педагогов: форма была легкой для родителей; у некоторых загорелись глаза и появилась заинтересованность; родители активно участвовали в собрании – это бывает редко.

Мнение директора: насыщенное собрание, очень динамичное, в конце собрания расходиться родители не хотели.

Собственное мнение: в нашей школе форма диалога с родителями применяется впервые. В начале собрания чувствовалась скованность и родителей и педагога, сложно было уйти от проблемы взаимных упреков и наладить спокойный диалог. Барьером также было и то, что родители в начале собрания не очень охотно высказывали собственное мнение. Но в конце мероприятия активность резко возросла, когда я предложила поделиться собственными рецептами повышения мотивации у ребенка. Оказывается, родители очень многое делают правильно, но в этих действиях не хватает системы. В целом собрание прошло хорошо. При поиске материала столкнулась с такой трудностью: советов для педагогов по повышению школьной мотивации много, а для родителей практически ничего нет, одни запреты – этого нельзя делать и этого нельзя делать. А что можно? Об этом приходиться только догадываться и переформулировать нельзя в: а так правильно.

Мотивация в обучении

Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. Так и в учёбе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников, с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: