Алгоритмы расчетов бюджетов




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОУ ВПО САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Ковтунов А.В., Солдаткин В.И., Калушин А.А.,

Копейкин С.В., Александров В.И.

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

 

Учебное пособие

 

 

 

Самара 2007

 

УДК 658.12

Авторы:

Ковтунов А.В., Солдаткин В.И., Калушин А.А.,

Копейкин С.В., Александров В.И.

 

Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Ковтунов А.В., Солдаткин В.И., Калушин А.А., Копейкин С.В., Александров В.И. - Самара: СамГАПС, 2006.- С.170

 

 

Учебное пособие для студентов дневного и заочного обучения специальности 190701 – Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт) представляет собой изложение дополнительных разделов по дисциплине менеджмент, в котором изложены вопросы различных составляющих менеджмента – основы и особенности организации управления на железнодорожном транспорте, стратегического, информационного, кадрового, риск-менеджмента, менеджмента качества. Материал, изложенный в учебном пособии, отражает деятельность по управлению железнодорожным транспортом в рыночных отношениях и имеет практическую направленность. Для студентов вузов железнодорожного транспорта, слушателей ФПК, студентов дополнительного высшего образования. Может быть полезно для практического применения работниками железнодорожного транспорта.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кутумов Владимир Михайлович – начальник Самарского отделения

Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО "РЖД"

Андрончев Иван Константинович – зав.кафедрой "Электрический

транспорт" СамГАПС, д.т.н., профессор

Охрименко Авлександр Иванович - начальник регионального

центра Казначейства ОАО "РЖД" – Куйбышевская железная дорога –

филиал ОАО "РЖД"

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ……………………………………………………………….

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………….

4. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………………………..

5. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

6. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ……………………………………………

7. КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках реформирования железнодорожного транспорта изменяется содержание экономических, организационных и управленческих отношений в системе руководства ОАО «РЖД».

В этой системе более заметны корпоративные формы руководства, что в свою очередь определяют стиль ведения хозяйствования. Изменения в системе менеджмента ОАО «РЖД» вызваны необходимостью решения многих кризисных явлений в сфере организации и управления производством на железнодорожном транспорте, а именно создании гибкости и быстроты регулирования управленческих механизмов, способствующих реализации комплексной программы развития железнодорожного транспорта.

В тоже время принципы современного менеджмента не отвергают рациональный подход к формированию организационных структур, планирования, экономических расчетов. Жесткое «командное» управление по-прежнему предпочтительно в условиях, требующих концентрации усилий на каком-то участке работ или при выпуске массовой продукции, что в принципе во многом проявляется на железнодорожном транспорте. Однако в рамках проведения экспериментов, принятия решений в ситуациях повышенного хозяйственного риска, налаживать экономические связи с партнерами, применение административно-командных методов руководства не является высокоэффективным, для чего необходимо более гибкое управление.

Новый подход к организации корпоративного управления заключается в том, что любая компания рассматривается в каждой конкретной ситуации как открытая социально-экономическая система. Методы и стиль руководства будут существенно от объективных условий, приближаясь к рационалистической модели (при определенности и стабильности) и базируясь на принципах организационного гуманизма (в случае высокой неопределенности).

Главная цель пособия – предоставить студентам необходимый, последовательно изложенный материал об управленческих, организационных и межличностных отношениях, принципах, методах и механизмах управления экономическими и социальными процессами. За основу механизма управления принято представление о динамическом, гибком управлении социальными и экономическими процессами в неравновесных недетерминированных системах, где не действуют классические концепции научной организации труда, алгоритмы управления и другие приемы неорационалистического подхода. В условиях принятий управленческих решений в рамках дефицита времени, ресурсов и информации, а также уникальности каждой производственной ситуации типовые рационалистические приемы принятия решений теряют свою эффективность. Иерархия управления в структуре железнодорожной отрасли должна быть добавлена механизмами самоорганизации и управления.

В пособии рассматривается инновационный подход к уже сложившемуся стилю управления, новый взгляд на управление производственными ситуациями. Пособие представляет достаточное изложение направлений: организационный менеджмент на железнодорожном транспорте; информационный менеджмент; стратегический менеджмент; риск-менеджмент; менеджмент качества на железнодорожном транспорте; финансовый менеджмент и кадровый менеджмент. Материал, изложенный в учебном пособии, отражает деятельность по управлению железнодорожным транспортом в рыночных отношениях и имеет практическую направленность.

Структуру пособия можно рассматривать как базовую структуру знаний о менеджменте на железнодорожном транспорте, отражающую современный уровень развития теории и практики управления на железнодорожном транспорте, которую можно принять за основу при формировании курса дисциплин «Менеджмент», «Производственный менеджмент», «Менеджмент организаций».


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

В рамках производственного менеджмента организация железнодорожного транспорта рассматривается как деятельность единого производственно-технического комплекса, части которого находятся в состоянии непрерывного взаимодействия в пространстве и во времени, а организационная структура и аппарат управления формируется постоянно в конкретной политической, экономической и социальной сфере.

Термин производство предполагает организационное начало. Чтобы иметь, надо производить, т. е. организация внешних сил, своих возможностей, своего труда. Управление можно определить как целенаправленную координацию производственной деятельности и оно является важной организационной функцией в интересах достижения определенных результатов.

Доля транспорта в ВОП 5-8%, 20% основных производственных фондов, в перевозках занято 100 млн. человек в мире, капитальные вложения 10-12% от всех вложений в мировое хозяйство.

В РФ доля затрат на перевозку в конечной цене: железная руда, строительные материалы - 18-20%, лес - 30%, уголь - 37%, нефть - 40%.

Транспорт отстает от потребностей экономики. 2/3 срока службы локомотивы простаивают в депо, груженые грузовые вагоны находятся в движении 16%, в сутки локомотивная бригада находится на движущемся локомотиве 8-9 часов, пассажирской перевозкой занято каждое третье место, вагонные отправки составляют всего 55-60%, скорость доставки 10-12 км/час.

Железнодорожный транспорт является сложной системой общественно-производственной деятельности людей, которая связанна с перемещением из одного места в другое грузов и пассажиров. Основные вещественные элементы железнодорожного транспорта: пути и постоянные устройства; искусственные сооружения; подвижной состав; погрузочно-разгрузочные машины; материалы, топливо, электроэнергия; промышленные предприятия по производству и ремонту подвижного состава и постоянные устройства необходимы для эксплуатации. Но вещественные элементы сами по себе не являются производством. Для приведения их в действие необходимы труд, ресурсы. Основное содержание управления на железнодорожном транспорте: объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных элементов и трудовых ресурсов.

Железнодорожный транспорт состоит из двух систем: управляющая и управляема системы (см. рис.1.1). Свойства системы управления: по природе она информационна, (т.е. не вещественна); интегрирована, (т.е. неоднородна, структурна, многомерна). Предметом науки управления на железнодорожном транспорте является управление в широком смысле, т. е. управление как комплексная информационная функция (см. рис.1.2).

Необходимые условия - тесная связь и взаимодействие технической и технологической подсистем
В широком смысле: совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации. В узком смысле: проверка выполнения управления.

Управляющая система  

Управляемая система

Технические подсистемы (путь, подвижной состав, искусственные сооружения и др.)

Совокупность правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с перевозками

Технологические подсистемы Технические процессы, правила перевозок, уставы и др.

Система должна быть управляемая Продолжение процесса производства в процессе обращения и для процесса обращения

Производственные коллективы (рабочие, служащие, ИТР)

 

Рис.1.1. Структура железнодорожного транспорта

Рис.1.2. Схема управления железнодорожным транспортом

 

Система управления имеет многоуровневый иерархический характер: народное хозяйство; отраслевое; региональное. Процесс управления расчленяется на функции. Функция управления - это вид управленческой деятельности, объединенный общностью цели.

Железнодорожный транспорт состоит как система из двух подсистем: железнодорожный транспорт общего пользования; промышленный железнодорожный транспорт (технологический железнодорожный транспорт). Каждый вид железнодорожного транспорта обладает характерными для него технико-экономическими и другими особенностями, которые могут быть охарактеризованы системой показателей: технико-эксплуатационная (пропускная и провозная способность, скорость доставки грузов, регулярность перевозок, безопасность движения и др.); натурально-вещественная (трудоемкость на единицу продукции, удельная потребность в топливе и электроэнергии, потребность в металле и других материалах); стоимостная (текущие эксплуатационные расходы, потребные капиталовложения, необходимые оборотные средства (включая грузы, находящиеся в процессе перевозок), потери в связи с утратой, порчей и повреждением грузов в процессе перевозок).

Особенностями железнодорожного транспорта от других видов транспорта являются: универсальность; высокая провозная способность; регулярность (всепогодность); высокая грузонапряженность (25-27млн. т-км); высокая скорость доставки грузов (260-270км/сутки, при маршрутных перевозках 350-370км/сутки).

Особенностями, отличающими железнодорожный транспорт от других сфер производства являются: железнодорожный транспорт не производит вещественной продукции; перемещение грузов и людей является процессом производства (продукцию нельзя накапливать и складировать, создание резервов сводится к резервированию производственных мощностей постоянных устройств и подвижного состава); продукция не содержит сырья (удельный вес заработной платы в 1,5-2 раза выше, чем в промышленности); кругооборот средств, выделяемых на развитие железнодорожного транспорта, имеет отличия по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством; результатом деятельности является – перемещение (при расчете производительности труда 1пасс-км = 2т-км, на речном - = 10т-км, воздушном - = 0,09т-км, автомобильном - = 0,4т-км, морском - пасс-миля = 50т-милям, авто-час = 60т-км); железнодорожный транспорт носит инфраструктурный анализ и как вид деятельности носит многоотраслевой характер; значительная часть средств производства (80%) не стационарна и функционирует в разнообразных режимах и организационных формах; управление подвижным составом намного сложнее, чем управление стационарным оборудованием. Технические средства (постоянные устройства и подвижной состав) пространственно разобщены и в то же время тесно связаны друг с другом; динамичность подвижного состава в условиях рынка порождает конкурентную борьбу среди видов транспорта; высокая эластичность, способность к пространственно-временным преобразованием средств производства в ходе самого производства, к взаимодействию со всеми отраслями производства; повышенные требования к координации действий работников железнодорожного транспорта и транспортной техники для обеспечения непрерывности перевозочного процесса; повышенная энергоемкость (удельное сопротивление движению на прямых горизонтальных участках составляет до 4кт/т; доля затрат на топливо и электроэнергию составляет от 7 до 15%); повышенная зависимость производственных процессов от естественно-географических факторов; не стационарность загрузки производственных мощностей; производство повышенной опасности; высокая доля загрязнения окружающей природной среды (до 50%, ТЭЦ-16%, сельское хозяйство -15%); стремление к монополизации и высокая степень концентрации транспортного производства; неопределенность при сопоставлении издержек на единицу перевозочной работы по сравнению с другими видами транспорта; особенности персонала железнодорожного транспорта по психологическим и личным качествам (гибкость мышления, быстрота реакции, широта кругозора и др.).

Организация, процесс, система, модели. Международный стандарт ИСО 9000:2000 определяет организацию как группу работников и необходимых ресурсов с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Организация может быть корпоративной, государственной или частной. Можно дать и другое определение: организация — это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение конкретных целей. Классификация видов организации приведена на рис.1.3.

 

Рис. 1.3. Виды организаций

 

Каждая организация имеет несколько заинтересованных сторон, имеющих свои нужды, ожидания и предпочтения. С точки зрения управления главными заинтересованными сторонами являются:

· заказчики и конечные пользователи;

· сотрудники организации;

· собственники и/или инвесторы;

· поставщики и партнеры;

· общество, интересы которого представляют органы местного управления, и население, оказывающее влияние на организацию

Каждая заинтересованная сторона надеется на свою собственную выгоду от той добавленной стоимости, которая появляется в результате деятельности организации.

Любая организация — многофункциональна. К ее основным функциям относятся:

· маркетинг и анализ рынка;

· стратегическое планирование деятельности предприятия;

· стратегическое и оперативное управление;

· планирование и разработка бизнес-процессов;

· проектирование и разработка продукции;

· производство продукции;

· поставка продукции;

· закупки материалов и комплектующих;

· техническое обслуживание и ремонт оборудования;

· оформление финансовых документов;

· подготовка кадров и управление персоналом.

Для выполнения этих функций организация должна быть соответствующим образом структурирована.

Функционально-ориентированные организации остаются неизменными и характеризуются вертикальной топологией структуры и иерархией отношений между подразделениями по следующей схеме: Начало бизнес-процессаСнабжение → Производство → Сбыт → Потребление → Окончание бизнес-процесса.

В организации, имеющей функционально-ориентированную структуру, одно функциональное подразделение (закупки, производство, финансы и бухгалтерия) несет ответственность за все продукты и территории. Преимущество узкой специализации служащих «компенсируется» непомерными накладными расходами на коммуникации и координацию функциональных подразделений. Функционально-ориентированные организации обладают рядом недостатков, основными из которых являются:

· невозможность быстрой реакции на изменения;

· оторванность работников от конечного результата;

· главным потребителем результатов труда работника является вышестоящий начальник;

· отсутствие ориентации на клиента;

· чрезвычайно усложненным взаимодействием и обменом информацией между подразделениями организации.

Альтернативой строго функциональной структуре является процессно-ориентированная структура. Понятие «процесс» — ключевое в современной теории управления бизнесом. Международный стандарт ИСО 9000:2000 определяет процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (см. рис.1.4). Процесс включает одну или более связанных между собой процедур или функций, которые совместно реализуют некую задачу бизнеса — обычно в рамках организационной структуры. Он может выполняться в пределах одной организационной единицы, охватывать несколько единиц или даже несколько различных организаций, например, в системе «покупатель-поставщик». Процесс обычно связан с операционными отношениями, например, процесс разработки нового изделия или процесс продаж. Различают основные и вспомогательные процессы (см. рис.1.4).


Основные процессы — это те процессы, которые добавляют новое качество продукции.

Вспомогательные процессы формируют инфраструктуру организации.

Владелец процесса — лицо (или группа лиц), отвечающее за процесс и имеющее полномочия изменять его с целью усовершенствования.

Границы процесса — граница входа и граница выхода. Граница входа предшествует первой операции процесса, граница выхода следует за его последней операцией.

Интерфейс процесса — механизм (организационный, информационный, технический), посредством которого процесс взаимодействует с предшествующим и последующим процессами.

 

Рис.1.4. Характеристики бизнес-процесса

 

В соответствии с новым взглядом на организацию работа должна быть организована вокруг процессов ("не товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочную прибыль"). Целью организации должно быть совершенствование бизнес-процессов для преодоления их фрагментарности и для достижения существенных улучшений в ключевых показателях результативности — затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. Несмотря на явные преимущества процессно-ориентированного устройства компании, — добиться создания такой структуры в чистом виде не представляется возможным. Первым шагом проекта по оптимизации деятельности должно стать выделение основных продуктов компании и выстраивание процессов в соответствии с продуктовыми линиями. Это позволяет получить продуктовые "срезы" бизнес-процессов, протекающих в организации. Однако всегда существует несколько функциональных подразделений, которые принимают участие в обслуживании всех продуктовых линий (например, бухгалтерия, транспортный цех и т.д.). Перестроить данные направления, разбив их на продуктовые срезы компании, крайне сложно, так как это повлечет за собой массу дополнительных проблем и расходов. Таким образом, задача формализации и оптимизации деятельности сводится к выделению бизнес-процессов в соответствии с продуктовыми линиями и функциональными подразделениями, и увязке их в сквозные процессы компании, нацеленные в первую очередь на создание продуктов и предоставление услуг клиентам.

Любая организация является сложной социально-технической системой. Термин «система», употребляемый в современной практике, имеет множество значений и смысловых нюансов. Это приводит к необходимости выделить те значения, которые имеют непосредственное отношение к системному анализу деятельности организации. Система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (международный стандарт ИСО 9000:2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"). Как всякое фундаментальное понятие, термин «система» лучше всего конкретизируется при рассмотрении его основных свойств. Для системы характерны следующие основные свойства:

· целенаправленность — определяет поведение системы;

· сложность — зависит от множества входящих в систему компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и их динамичности;

· делимость — система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам;

· целостность — функционирование множества элементов системы подчинено единой цели. При этом система проявляет так называемые интегративные свойства, т.е. свойства, присущие системе в целом, но отсутствующие в отдельно взятых ее элементах;

· многообразие элементов и различие их природы — это связано с их функциональной специфичностью и автономностью;

· с труктурированность — определяется наличием установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределением элементов системы по уровням иерархии. Исходной характеристикой системы является ее противопоставление окружению, или среде.

Среда — это все то, что не входит в систему. Среда представляет собой совокупность всех систем, кроме исследуемой, выделенной, интересующей нас в настоящий момент части реального окружающего мира. Поэтому можно сказать, что система — это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды посредством границы системы. Понятие «границы» в целом ряде случаев весьма условно, и при моделировании необходимо четко определить, где кончается система, а где начинается среда. Между средой и бизнес-системой, которой является организация (рис.1.5), существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс взаимодействия среды и системы. По входной и выходной связям между системой и средой путем взаимной передачи происходит обмен материальными, финансовыми, энергетическими, информационными и иными элементами. Элементы, передаваемые системой во внешнюю среду, будем называть конечными продуктами деятельности системы, а передаваемые из среды в систему — ресурсами.

Цель системы — достижение и сохранение желаемого состояния или желаемого результата поведения системы. Применительно к организации более подходит определение цели. Цель организации — стремление к максимальному результату, выражаемому в максимизации ценности капитала, при постоянном сохранении определенного уровня ликвидности и достижении целей производства и сбыта с учетом социальных задач. Вспомогательной стоимостной целью является стремление к оптимальной расчетной прибыли за период.

 


Рис.1.5. Связи системы-организации с внешней средой

 

Задача системы — описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с желаемыми конкретными числовыми (в том числе временными) характеристиками.

Система целей — совокупность взаимоувязанных целей. В соответствии с определением понятия «система» для одного и того же объекта может быть рассмотрено несколько систем целей, т.е. использовано несколько оснований для их классификации, например:

· стратегические и тактические цели;

· долгосрочные (выполнение через несколько лет) и краткосрочные (выполнение через год и ранее) цели;

· производственные, финансовые, социальные цели, цели повышения качества продукции и т.п.

Древовидная система целей включает как минимум глобальную цель — существование организации и две главные цели — цель функционирования (выпускать продукцию) и цель развития (развиваться).

Таким образом, система представляет собой упорядоченное подмножество объектов, интенсивность взаимосвязей которых превышает интенсивность отношений с объектами, не входящими в данное подмножество, т.е. с внешней средой.

Объект (элемент, компонент) — часть системы, выделенная по какому-либо признаку, сформулированному заинтересованным лицом. При этом объекты системы и отношения между ними выделяются в зависимости от точки зрения заинтересованного лица или группы лиц (например, одно и то же предприятие может рассматриваться как производственная, организационно-экономическая или социальная система).

Выбор точки зрения — категория системного анализа, характеризующаяся выделением определенных аспектов рассмотрения проблемы и применением особой терминологии, соответствующей этим аспектам.

Системный подход — это методология специального научного познания и социальной практики, а также объяснительный принцип, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на:

· раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов;

· выявление многообразных типов связей сложного объекта;

· сведение этих связей в единую теоретическую картину.

Системный подход реализует представление сложного объекта в виде иерархической системы взаимосвязанных моделей, позволяющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

Системный анализ — совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам социального, технического и экономического характера. Он основывается на системном подходе, а также на ряде математических дисциплин и современных методов управления. Основной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели, адекватно отображающей интересующие исследователя свойства реальной системы и ее взаимосвязи. Главной задачей системного анализа является поиск путей по превращению сложного в простое, по разложению труднопонимаемой задачи на ряд задач, имеющих решение.

Принципы системного анализа:

Оптимальность. В результате анализа необходимо найти оптимальное решение задачи.

· Эмерджентность. Этот принцип предполагает следующее важное свойство системы: чем больше система и чем больше различие между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств его частей. Принцип эмерджентности позволяет выявить несовпадение локальных оптимумов целей системы с глобальным оптимумом системы. Этот фактор необходимо учитывать при проведении системного анализа деятельности организации, поскольку он играет важную роль.

· Системность. Исследование объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой, как части более крупной системы, с которой объект находится в определенных отношениях.

· Иерархичность. Определение в системе структурных отношений, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными ее уровнями по вертикали. Большинство организаций представляют собой сложные системы, и необходимость иерархического построения этих систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших объемов информации.

· Интеграция. Изучение интеграционных свойств и закономерностей системы.

· Формализация. Получение комплексных количественных характеристик.

Системный анализ — наиболее эффективный метод, применяемый при построении модели организации. Однако при проведении его могут возникать проблемы, обусловленные сложностью социально-технических систем, так и проблемы политического характера, если заинтересованные группы конфликтуют. При сочетании этих проблем системный анализ становится трудным и кропотливым делом, при котором аналитик должен играть роль посредника между заказчиком и исполнителем.

Руководители предприятий обычно интуитивно понимают свои проблемы, но не могут объяснить их, и, кроме того, они часто имеют весьма туманное представление о том, какую пользу могут принести им информационные технологии. Разработчики же с энтузиазмом говорят о существующих возможностях в области построения систем обработки данных, но они, как правило, не имеют информации о том, что именно является наилучшим для той или иной организации.

Основополагающая концепция состоит в построении при помощи графических методов системного анализа совокупности моделей различных аспектов деятельности организации, которые дают возможность управленцам и аналитикам получить ясную общую картину бизнес-процессов.

Системный подход применяется для решения различного рода сложных задач, в число которых входят:

· совершенствование системы управления организации и анализ ее деятельности;

· подготовка к внедрению системы управления предприятием;

· внедрение систем менеджмента качества и их сертификация;

· оптимизация, инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов;

· внедрение информационных систем на предприятии;

· документирование корпоративных знаний, в том числе в виде моделей прототипов.

Структура системы — это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. С другой стороны, структура системы — частичное упорядочение элементов системы и отношений между ними по какому-либо признаку. Структура невозможна вне системы, равно как и система всегда структурирована.

Структуризация направлена на:

· выявление реальных целей системы;

· выяснение альтернативных путей достижения этих целей;

· достижение взаимосвязей между элементами;

· получение возможности моделирования системы.

Переход от системы к структуре может быть осуществлен только при условии, что найдены элементы и их устойчивые отношения. Причем, как правило, существует большое число критериев, по которым выбираются составляющие систему элементы. Таким образом, можно говорить о множественности структур системы.

В организациях может быть выделено несколько типовых структур: организационная, производственная, функциональная, информационная и др.

Организационная структура — это структура, элементами которой являются подразделения организации разного уровня иерархии, а отношениями — отношения входимости и руководства-подчинения.

Производственная структура — часть организации, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая выпуск продукции и/или предоставление услуг.

Функциональная структура — структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями — связи, обеспечивающие передачу между элементами предметов труда.

Информационная структура — совокупность центров производства, сбора, анализа и распространения информационных потоков.

Структура выходов организации — совокупность материальной и нематериальной продукции, являющейся результатом деятельности организации и поставляемой ею во внешнюю (по отношению к ней) среду.

Структура входов организации — совокупность материальной и нематериальной продукции, используемой для осуществления деятельности организации.

Юридическая структура — совокупность бизнес-единиц с множеством организационных, административно-правовых отношений между ними, а также отношений собственности и контроля.

Финансово-экономическая (финансовая) структура — совокупность центров учета с финансовыми потоками между ними.

Штатная структура — состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.

Социальная структура — разбиение персонала организации на группы по социальным показателям.

Территориальная структура — совокупность мест расположения элементов организационной структуры.

Структурный анализ является методологической разновидностью системного анализа. В основе структурного анализа лежит выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, признание методологического примата отношений над элементами в системе, частичное отвлечение от развития объектов. Основным понятием структурного анализа служит структурный элемент (объект) — элемент, выполняющий одну из элементарных функций, связанных с моделируемым предметом, процессом или явлением. Структурный анализ предполагает исследование системы с помощью ее графического модельного представления, которое начинается с общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Для такого подхода характерны:

· разбиение на уровни абстракции с ограничением числа элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 9);

· ограниченный контекст, включающий лишь существенные на каждом уровне детали;

· использование строгих формальных правил записи;

· последовательное приближение к конечному результату.

Цель структурного анализа заключается в преобразовании общих, расплывчатых знаний об исходной предметной области в точные модели, описывающие различные подсистемы моделируемой организации.

Декомпозиция является условным приемом, позволяющим представить систему в виде, удобном для восприятия, и оценить ее сложность. В результате декомпозиции подсистемы по определенным признакам выделяются отдельные структурные элементы и связи между ними. Декомпозиция служит средством, позволяющим избежать затруднений в понимании системы. Глубина декомпозиции определяется сложностью и размерностью системы, а также целями моделирования. Следует помнить, что ни одна отдельно взятая подсистема не может обеспечить моделирование бизнес-процессов полностью. Поэтому для получения целостной картины деятельности организации необходимо взять за основу описание одной из выделенных структур и интегрировать его с остальными. Как показывает практика, основой для такой интеграции чаще всего служит функциональная или информационная подсистема. Любая организация, как правило, имеет большое количество подсистем, поэтому число структурных элементов и связей между ними весьма велико. Каж<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: