ПОДБОРКА СТАТЕЙ О РЕЙТИНГАХ УНИВЕРСИТЕТОВ С АННОТАЦИЯМИ ЗА 2018-2020 ГГ.




Информация представлена в виде двух таблиц по темам:

· Анализ и методология рейтинговых систем;

· Рейтинги и университеты.

 

ТАБЛИЦА 1. АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕЙТИНГОВЫХ СИСТЕМ

Библиографическое описание статьи Аннотация
Антюхова Е. А. Рейтинги университетов в глобальном образовательном пространстве / Е. А. Антюхова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, № 2. – С. 253–267. Базовыми критериями наиболее известных и авторитетных рейтингов являются положения ценностного подхода, определившие потребность в рассмотрении проблемы оценки существенности рейтингов. Обосновано, что образовательные рейтинги берут за основу «эталонный поход» – кредитный рейтинг, но возможны и другие решения, в том числе и аналогичные сравнения в сфере услуг.
Ахунов Р. Р. Показатели рейтингов – ориентир для развития вузов / Р. Р. Ахунов, И. У. Зулькарнай, Г. Р. Ислакаева // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 5–10. На основе сравнительного анализа показателей пяти наиболее крупных вузов Республики Башкортостан установлена взаимосвязь между результатами мониторинга эффективности вузов и их рейтингом. Сформулированы рекомендации по использованию данных мониторинга и рейтингов в качестве инструментов управления развития высшими учебными заведениями.
Барлуков А. М. О национальном рейтинге вузов России как показателе востребованности со стороны российской экономики / А. М. Барлуков // Научный руководитель. – 2019. – № 2 (32). – С. 19–23. Раскрыто понятие национального рейтинга ВУЗов Российской Федерации, дается характеристика критериев оценки деятельности университетов, проведен анализ результатов данного рейтинга в 2018 году. Также в статье представлена фактическая картина трудоустройства выпускников Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова 2018 года.
Бебенина Е. В. Долгосрочные перспективы влияния эффекта Матфея университетских рейтингов на систему высшего образования / Е. В. Бебенина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2, № 2 (64). – С. 97–105. Эффект Матфея, предложенный Робертом Мертоном для описания цитируемости статей, широко распространен в различных сферах общественной жизни. Университетские рейтинги также подвержены этому эффекту и в свою очередь оказывают подобное влияние на всю мировую систему высшего образования. В статье проведено моделирование радикальных сценариев. Сильнейшие университеты усилят свои позиции, слабейшие ослабеют, средние университеты в значительной мере поляризуются.
Васкевич Т. В. Рейтинг вузов: объективная оценка качества образования или метод конкурентной борьбы? / Т. В. Васкевич // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 4 (77). – С. 74–86. Освещена проблема оценки качества высшего образования в России и мире. Проведен сравнительный анализ моделей университетов и ведущих рейтинговых систем (ARWU, QS, THE, CWTS). Выявлены положительные эффекты и негативные последствия внедрения Болонского процесса. Предложены пути выхода из сложившегося системного кризиса в российском высшем образовании.
Гладких Я. Н. Анализ рейтингов вузов как основа для определения целевых показателей развития инновационной деятельности вуза / Я. Н. Гладких, Ю. Н. Гладких // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 10 (26). – С. 181–189. В статье рассмотрены методики, на основании которых построены международные рейтинги университетов, а также выделены показатели, на достижение которых должна быть направлена инновационная деятельность современного вуза.
Горячко В. В. Основные тенденции повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности университетов на основе формирования российской системы рейтингования / В. В. Горячко, В. А. Зернов, Я. Е. Львович // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2019. – № 3. – С. 10–14. Рассмотрены основные особенности рейтингов университетов как инструмента конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Обоснована необходимость формирования российской системы рейтингования. Показана возможность интеграции рейтинговой и мониторинговой информации при интеллектуализации управления эффективностью деятельности организаций высшего образования.
Ендовицкий Д. А. Московский международный рейтинг «Три миссии университета» в анализе состояния и перспектив развития вузов / Д. А. Ендовицкий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2019. – № 1. – С. 5–11. Рассмотрена история появления и развития рейтингов высших учебных заведений, обсуждается необходимость создания рейтинга нового поколения, характеризующегося открытой и научно обоснованной методологией, обеспечивающего комплексную оценку ключевых направлений деятельности вуза с учетом страновых различий и соответствующего Берлинским принципам, а также пригодность в таком качестве Московского международного рейтинга «Три миссии университета».
Задорожнюк И. Е. Международные рейтинги вузов: суггестия привлекательности / И. Е. Задорожнюк, Л. Ю. Коростелева // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2018. – № 3. – С. 282–300. Проведен сравнительный анализ рейтинговых мест 200 вузов по МосМР, ARWU, THE, QS. Дана интерпретация феномена доминирования на высших местах англоязычных вузов, а также вузов Северной Америки и Европы. Привлечен концепт «суггестии» для его объяснения и повышения градуса привлекательности вузов-лидеров. Даны рекомендации по оптимизации такой инновации в оценивании вузов как параметр «Университеты и общество».
Земцов Б. Н. Университетские рейтинги: векторы развития / Б. Н. Земцов, Т. Р. Суздалева // Этносоциум и межнациональная культура. – 2018. – № 8 (122). – С. 45–54. Статья посвящена проблемам ранжирования университетов в контексте их интернационализации, оценке валидности международных индикаторов. Акцентируется внимание на недостатках рейтинговых систем, сложностях их использования в оценке высшего образования России.
Каплюк Е. В. Методические характеристики основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах / Е. В. Каплюк, М. А. Масыч // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 10-1. – С. 108–112. В статье анализируются современные подходы к составлению рейтингов университетов и выделению основных компонент оценки организаций высшего образования в мировых рейтингах. В частности, рассмотрены критерии оценки Шанхайского рейтинга, QS World University Rankings, Times Higher Education World University, рейтинга по версии журнала U.S. News and World Report, Webometrics и Тайваньского рейтинга.
Критерии для рейтингования уровня и качества цифровизации процесса образования в вузах РФ / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. А. Азаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, № 2. – С. 268–283. Отражена авторская система расчета уровня и качества цифровизации процесса образования в вузах РФ. Для разработки индикаторов использованы результаты предварительного исследования передового опыта цифровизации вузовской среды ведущих зарубежных и российских университетов.
Микрюков А. А. Разработка предложений по продвижению университета в международном институциональном рейтинге QS на основе методов статистического анализа / А. А. Микрюков, М. С. Гаспариан, Д. С. Карпов // Статистика и Экономика. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 35–43. Выработаны научно-обоснованные предложения по повышению целевых показателей деятельности университета в международном институциональном рейтинге QS до требуемых значений с учетом наличия совокупности латентных (скрытых) факторов, от изменения которых зависит степень достижения заданных значений базовых показателей и, как следствие, уровня рейтинга университета.
Московкин В. М. Анализ чувствительности университетских рейтингов к изменению весовых коэффициентов их частных индикаторов / В. М. Московкин, Х.Чжан // Оригинальные исследования. – 2020. – Т. 10, № 3. – С. 120–144. Проделаны простые имитационные расчеты для ТОР-100 университетских рейтингов ARWU, THE и QS, которые показали, что максимальные и средние значения скачков рангов увеличивались с ухудшением рейтингов университетов. Построены кросскорреляционные матрицы для Total Score и Overall Score рассматриваемых рейтингов для этих вариантов.
Московкин В. М. Какие российские университеты имеют шансы войти в 2020 г. в TOP-100 трёх ведущих мировых рейтингов? / В. М. Московкин, Чжан Хэ, М. В. Садовски // Экономика науки. – 2019. – Т. 5, № 2. – С. 143–156. Проделан анализ позиционирования 52-х ведущих российских университетов в трёх мировых рейтингах (QS, THE, ARWU) на семилетнем интервале времени.
Московкин В. М. Сколько и каких «скопусовских» публикаций генерируют ведущие российские университеты и каковы их шансы вхождения в TOP-100 рейтингов THE, QS, ARWU? / В. М. Московкин, Чжан Хэ, М. В. Садовски // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9, № 6. – С. 67–90. Приведено сравнение публикационной активности ведущих российских университетов с университетами, входящими в «хвосты» ТОР-100 рейтингов QS и THE.
Полихина Н. А. Влияние изменений методологии ведущих мировых рейтингов на позиции университетов в них / Н. А. Полихина, И. Б. Тростянская // Социологические исследования. – 2018. – № 9 (413). – С. 71–79. Уделено внимание изменениям методологии рейтингов Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings, как одних из самых влиятельных мировых рейтингов. В качестве рейтинга с наиболее устойчивой методологией рассматривается институциональный рейтинг Academic Ranking of World Universities.
Полихина Н. А. Эффективность оценки деятельности университета через науко-метрические показатели / Н. А. Полихина, И. Б. Тростянская // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2018. – № 3. – С. 257–281. Проведен корреляционный анализ результатов Европейского рейтинга университетов THE в области преподавания 2018 года и институционального рейтинга THE 2017 года. Показано, что значительные наукометрические показатели свидетельствуют о высоком качестве образования в университете и университет в современном мире не может предоставлять качественное образование без развития в своих стенах науки.
Садовничий В. А. Московский международный рейтинг «Три миссии университета» как инструмент оценки качества высшего образования / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 4. – С. 2–9. Освещены ключевые моменты разработки Московского международного рейтинга «Три миссии университета», охарактеризовано активное и заинтересованное участие в этом проекте представителей международных организаций и академических кругов. Приведены первые результаты реализации этого рейтинга и дана оценка вклада в повышение объективности международных сравнений и в улучшение качества высшего образования.
Сайлаубеков Н. Т. Комплексный метод оценки рейтинга университета по мотивации труда профессорско-преподавательского состава / Н. Т. Сайлаубеков, Г. Т. Мынжанова, Н. А. Кудайбергенов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 10-2 (56). – С. 77–81. Пошагово изложена методика оценки рейтинга вуза по мотивации труда профессорско-преподавательского состава, ее апробация была проведена на данных одного из вузов Казахстана.
Сапожников Г. П. Рейтинги высших учебных заведений: современное состояние и тенденции изменений / Г. П. Сапожников // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 6. – С. 26–30. Освещены проблемные аспекты методологии рейтингов, сказывающиеся на достоверности и сопоставимости их результатов.
Хариш Н. П. Вебометрикс – инструмент для динамики роста показателей рейтинга университета / Н. П. Хариш, И. Е. Хариш // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. – 2018. – № 15. – С. 274–285. Проведен анализ технологии формирования рейтинга высших учебных заведений Webometrics. Предложены практические рекомендации, способствующие росту рейтинговой оценки учебного заведения в глобальном рейтинге Webometrics.
Хрусталев М. Б. Медицинские вузы России в международных рейтингах: сравнение наукометрических критериев / М. Б. Хрусталев, А. А. Максимова, Н. Ю. Турбина // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2018. – Т. 25, № 3. – С. 25–34. Проанализирована публикационная активность 9 крупнейших медицинских вузов России за 5 лет: количество статей и количество цитирований. Для сравнения использованы данные подобного по числу сотрудников зарубежного университета, ведущего подготовку студентов по медицине, включенного в международные рейтинги.
Ярушкина Н. А. Индикаторы инновационной активности в методологии мировых рейтингов университетов / Н. А. Ярушкина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 6-4 (96). – С. 121–124. В статье проведен сравнительный анализ методологических подходов к составлению ряда ведущих мировых рейтингов, показаны наличие и вес направлений/индикаторов инновационной активности образовательных организаций в итоговой рейтинговой оценке ВУЗов.

 

ТАБЛИЦА 2. РЕЙТИНГИ И УНИВЕРСИТЕТЫ

Библиографическое описание статьи Аннотация
Абакумова Н. Н. Вхождение и продвижение университетов в мировых рейтингах: российский и китайский опыт / Н. Н. Абакумова, С. Сю // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 452. – С. 181–185. Рассмотрена проблема выхода российских и китайских университетов на международный образовательный рынок. В результате проведенного исследования было выявлено и подтверждено, что проблема современной высшей школы заключается в выборе мировых рейтингов и определении механизмов для продвижения университетов в этих рейтингах. Установлено, что опыт университетов Китая служит ориентиром для российских вузов в выстраивании программ по вхождению в мировые рейтинги.
Абакумова Н. Н. Мониторинговое исследование оценки эффективности участия российских вузов в мировых рейтингах / Н. Н. Абакумова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 3 (108). – С. 8–11. Дана оценка эффективного продвижения российских вузов в рейтингах QS World University Rankings и Webometrics. Выделены эффективные механизмы продвижения российских университетов в международных рейтингах: принятие стратегических решений по вопросам разработки Международного рейтинга университетов стран БРИКС, создание национальных платформ, ассоциированных с Web of Science, и реализация проекта «ТОП 5-100».
Антонова Н. Л. Рейтинг вуза как фактор привлекательности для иностранных студентов / Н. Л. Антонова // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 11 (129). – С. 12–15. В статье проведен анализ рейтинговых систем университетов как показателя привлекательности при выборе образовательной траектории иностранным студентом. В условиях современного глобального рынка образовательных услуг положение вуза в мировых рейтингах служит маркером его конкурентоспособности, репутации, узнаваемости. Для утверждения своей позиции в мировых рейтингах университеты используют как формальные, так и неформальные практики.
Велитченко С. Н. Рейтинг как компонент формирования имиджа вуза в глобальном образовательном пространстве / С. Н. Велитченко // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 1-6 (47). – С. 352–354. Рассмотрена роль рейтингов как важного компонента конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг.
Велитченко С. Н. Роль СМИ в продвижении рейтинга университета / С. Н. Велитченко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 5-7 (61). – С. 92–95. Рассмотрена роль СМИ как важного инструмента продвижения вуза на мировом рынке высшего образования.
Дегтерева Е. А. Позиции университетов стран БРИКС в международных рейтингах: проблемы и тенденции развития // Е. А. Дегтерева, А. М. Чернышева, А. Трофимова // Ростовский научный журнал. – 2018. – № 9. – С. 66–75. Рассмотрены рейтинги вузов, проведено их сравнение и выявлено, что российские вузы в последние годы значительно укрепили и улучшили свои позиции в международных рейтингах как в общих так и предметных в большей степени в рамках проекта «5-100», который придал новый импульс в развитие образовательной и научной деятельности российских вузов.
Задорожнюк И. Е. Российские вузы в отечественных и международных рейтингах: от обезличенности наукометрии к оценке качества развития / И. Е. Задорожнюк, С. М. Садчиков // Социологическая наука и социальная практика. – 2018. – Т. 6, № 1 (21). – С. 71–83. В статье показана динамика продвижения российских вузов в отечественных и международных рейтингах. Даётся социологический комментарий к проекту Московского международного рейтинга вузов (ММРВ), который получил название «Три миссии университетов».
О необходимости участия университетов в рейтинге устойчивого развития Ui Green Metric World (на примере УрФУ) / А. А. Каминов, В. П. Ануфриев, М. В. Никитин, О. А. Оборин / Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9, № 3-1. – С. 466–475. В статье приводятся результаты локального исследования инфраструктуры и окружения УрФУ с целью оценки возможности участия университета в рейтинге UI Green Metric. В статье приведены преимущества, которые получают университеты при участии в рассматриваемом рейтинге.
Примина О. М. Рейтинги вузов как имиджеформирующий компонент в аспекте формирования информационного пространства / О. М. Примина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2018. – № 2 (217). – С. 234–239. Рассмотрена роль рейтингов как важного компонента имиджа вуза на мировом рынке образовательных услуг с точки зрения глобального информационного пространства.
Пузатых А. Н. Участие в рейтингах университетов мира как определяющий фактор влияния на образовательную политику стран и развитие вузов / А. Н. Пузатых // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – № 4 (48). – С. 105–113. Проанализированы стратегии ответа на результаты международных рейтингов: выделение дополнительного финансирования избранным вузам, усиленная интернационализация студенческой среды, сотрудничество с ведущими зарубежными вузами. Т.к. глобальные рейтинги сегодня являются неотъемлемой частью высшего образования, вузы готовы работать в рамках сложившейся методологии, несмотря на существующие недостатки.
Пятенко С. В. Самостоятельная жизнь рейтингов и результатов образования / С. В. Пятенко // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 18–28. Представлены результаты анализа международных рейтингов университетов и школ бизнеса. Показано, что рейтинги практически не связаны с качеством образования. Они используются для утверждения превосходства одной модели организации образования.
Сапрыкина И. Э. Влияние сайта университета на его положение в мировых рейтингах / И. Э. Сапрыкина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 8 (52). – С. 54–58. В статье описаны доступные методологии формирования двух рейтингов сайтов университетов, представлена характеристика качества сайтов российских университетов, отображаемая в российском и мировом рейтингах.
Судакова А. Е. Международные рейтинговые системы в высшем образовании / А. Е. Судакова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2020. – № 50. – С. 236–250. Даны ответы на вопросы о том, какое влияние рейтинги и их индикаторы оказывают на вузы и какова эффективность финансирования вузов соразмерно занимаемой позиции в рейтинге.
Суховерова Д. В. Корпоративная культура российских университетов в рамках Проекта «5-100» / Д. В. Суховерова // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2019. – Т. 4, № 1. – С. 99–106. Обозначены основные факторы, обусловившие необходимость трансформации корпоративной культуры российских университетов, которые стали участниками «Проекта 5-100», поскольку корпоративная культура признана ключевым инструментом стратегического развития вуза, ориентированного не только на попадание в международные рейтинги лучших университетов, но и на устойчивое занятие в нем высоких позиций.
Шаститко А. Е. Управление экономическими исследованиями в российских вузах: наукометрия и международные рейтинги / А. Е. Шаститко, А. Л. Зюбина // Мир новой экономики. – 2019. – Т. 13, № 3. – С. 112–126. Исследована динамика публикационной деятельности российских научных образовательных организаций в области экономических наук за последние шесть лет и рассмотрены результаты ведущих российских вузов в предметных рейтингах QS и THE.

 

Материал подготовлен Е. Ш. Саматовой

17.08.2020



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: