Введение
В процессе эксплуатации автомобиль со временем своей работы теряет свои технические характеристики. Это зависит от климата, условий работы, от мастерства водителя. Появляется коррозия усталость металла.
В ремонт входит много операций, которые направлены на восстановление ресурсов, работоспособности деталей, узлов, агрегатов. На крупных предприятиях располагаются специальные участки для ремонта сложных узлов и агрегатов. Это связано с тем, что ремонт обходиться в 4 - 5 дешевле, чем новая деталь. А ресурс работоспособности детали после КР практически сводиться к новой детали примерно 0,8. Также при этом достигается большая экономия металла, энергетических ресурсов, материальных и трудовых затрат.
В данном курсовом проекте рассматривается ремонт маховика ЗИЛ-130
Дефекты:
износ отверстий под гнезда подшипников ведущей цилиндрической шестерни;
износ отверстия под роликовый подшипник ведущей конической шестерни.
маховик автомобиль подшипник
Технологическая часть
Конструктивно-технологическая характеристика детали
Конструктивно-технологическая характеристика маховика ЗИЛ представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Конструктивно-технологическая характеристика картера редуктора заднего моста
Параметр | Показатель параметра |
Класс детали и материал | Корпусная, КЧ 35-10 |
Способ получения заготовки при изготовлении | Выплавка в печи - литье |
Вид термообработки | - |
Твердость ремонтируемых поверхностей | HB 163 не более |
Основные конструктивные элементы | Цельная деталь |
Основные операции, применяемые при изготовлении | штамповка |
Требования к точности ремонтируемых поверхностей: а) Размеров б) Формы в) Расположения | IT7 0.1 o 00,02 |
Шероховатость ремонтируемых поверхностей | Ra=0,63÷0,32 |
Свариваемость | хорошая |
Установочные базы для обработки | Универсальный расточной станок УРБ-ВП |
Вес | 19 кг |
Стоимость новой детали | 10800 р |
Габаритные размеры | 540х409х518 |
|
Условия работы детали
Условия работы - это совокупность факторов, обуславливающих протекание вредных процессов и появление дефектов на поверхностью.
Условия работ характеризуются видом и родом трения, характером нагрузки, агрессивностью среды.
Условия работы детали представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Условия работы детали
Конструктивный элемент | Род и вид трения | Характеристика нагрузки | Агрессивность среды |
Износ, риски и задиры на рабочей поверхности | - | динамическая | масляная |
Износ посадочного отверстия под фланец | - | динамическая | масляная |
Деталь: | Картер редуктора заднего моста | ||||||
№ детали | 130-2402015 | ||||||
Материал: | Крепкий чугун КЧ 35-10 ГОСТ 1215-59 | ||||||
Твёрдость: | НВ 163 не более | ||||||
Номер дефекта | Наименование дефектов | Способ устранения дефектов и измерительный инструмент | Размеры, мм | Допустимый для ремонта | Заключение | ||
Номинальный | Допустимый без ремонта | ||||||
Обломы на картере | Осмотр | - | - | - | - | ||
Трещины на картере | - | - | - | - | Ремонтировать | ||
Износ отверстий под роликовый подшипник ведущей конической шестерни | Пробка 140,1 мм или нутромер индикаторный 100-160 | 140,1Более 140,1Ремонтировать. Постановка втулки | |||||
Износ отверстий под гнезда подшипников ведущей цилиндрической шестерни | Пробка 135,08 мм иои нутромер индикаторный 100-160 | 135,08Более 135,08Ремонтировать. Постановка втулок. Растачивание до ремонтго размера | |||||
|
Технические требования на дефектовку и ремонт картера редуктора заднего моста
Технические требования на дефектовку и ремонт картера редуктора заднего моста представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Технические требования на дефектовку и ремонт
Деталь: | Маховик а/м ЗИЛ | ||||||
№ детали | 130-1005115 | ||||||
Материал: | СЧ 18-36, ГОСТ 1412-54 | ||||||
Твёрдость: | НВ 178…229 | ||||||
Номер дефекта | Наименование дефектов | Способ устранения дефектов и измерительный инструмент | Размеры, мм | Допустимый для ремонта | Заключение | ||
Номинальный | Допустимый без ремонта | ||||||
Износ отверстий под подшипники дифференциала | Пробка 135,08 мм или нутромер индикаторный 100-160 | 130,08Более 130,08Ремонтировать. Выбродуговая наплавка | |||||
Повреждение резьбы под гайку подшипника дифференциала | Осмотр. Калибр М135х 1.5-кл. 2 | Не более 2 ниток | Не более 2 ниток | Более 2 ниток | Ремонтировать. Нарезание резьбы рем. размера М138Х1.5 Наплавка | ||
Анализ дефектов
Анализ дефектов представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ дефектов
Дефекты | Рекомендация РК По устранению дефекта | ||
Обозначение | Вид и характер дефекта | Причины возникновения | |
Износ отверстий под гнезда подшипников ведущей цилиндрической шестерни | ∆U=0,09 мм | Усталость, Коррозия | Поставить втулки. Произвести вневодное отслаивание, расточить до ремонтного размера |
Износ отверстия под роликовый подшипник ведущей конической шестерни | ∆U=0,08 мм | Усталость, Коррозия | Поставить втулки. Выполнить вневодное отслаивание |
|
Выбор способа ремонта
Выбор и обоснование способа ремонта основаны на последовательном применении по отношению к подлежащей восстановлению детали четырех критериев.
Критерий применимости определяет возможность применения различных способов восстановления для устранения конкретного дефекта. Способы ремонта в дальнейшем обозначены:
ЭДС − электродуговая сварка
ГРС − ручная газовая сварка
АДС − аргонно-дуговая сварка
НСФ − наплавка под слоем флюса
ВДН − вибродуговая наплавка
НУГ − наплавка в среде углекислого газа
М − металлизация
Х − хромирование
Ж − железнение
Д − пластические деформации
ДРД − дополнительная ремонтная деталь
РР − ремонтный размер
СМ − синтетические материалы
Способы ремонта по критерию применимости представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Способы ремонта по критерию применимости
Характеристика ремонтируемой поверхности | Дефект | Показатель | Возможные основные способы ремонта |
Материал детали | Чугун ЧК 35-10 | Ж, ДРД | |
Ж, ДРД | |||
Вид и размер ремонтируемой поверхности | Ж, ДРД | ||
Ж, ДРД | |||
Твердость ремонтируемой поверхности | НВ 163 | Ж, ДРД | |
НВ 163 | Ж, ДРД | ||
Вид, характер и величина износа | Износ 0,09 | Ж, ДРД | |
Износ 0,08 | Ж, ДРД | ||
Усталость рабочей детали | Динамическая нагрузка | Ж, ДРД | |
Динамическая нагрузка | Ж, ДРД |
Вывод: В результате анализа способов ремонта выбираем для устранения дефектов железа.
По критериям долговечности (Кд) и экономичности (Св) определяется стоимость восстановления. Выбору подлежит тот способ ремонта, который удовлетворяет наиболее высоким значениям Кд.
Возможные способы ремонта для каждого дефекта представлены в таблице 6.
Таблица 6 - возможные способы ремонта
Основные показатели | Э Д С | Г Р С | Д Д С | Н С Ф | Н У Г | В Д Н | М | Ж | Х | Д | РР | Д Р Д |
Коэффициент долговечности | 0,42 | 0,49 | 0,49 | 0,79 | 0,63 | 0,62 | 0,48 | 0,58 | 1,72 | 0,9 | 0,86 | 0,81 |
Удельная стоимость восстановления руб. ∕ м2 |
Для Расчета ориентировочной стоимости ремонта находится площадь ремонтных поверхностей по каждому дефекту.
Площадь ремонтируемой поверхности S, , расчитывается по формуле
, (1.1)
1) =0,017
2) =0,018
Выбор способа устранения дефекта осуществляется по технико-экономическим показателям.
Расчет технико-экономических показателей представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Расчет технико-экономических показателей
Наименование дефекта | Способы восстановления | Удельная стоимость восстановления CВУ (руб./м2) | Ориентировочная стоимость восстановления (руб.) | КД | |
1 Износ отверстий под гнезда подшипников ведущей цилиндрической шестерни | Поставить втулки | 51,34 | 0,58 | ||
Произвести вневанное отслаивание, расточить до рем. размеров | 58,14 | 0,9 | |||
2 Износ отверстия под отверстие роликового подшипника ведущей конической шестерни | Поставить втулки | 54,36 | 0,58 | ||
Выполнить вневанное осталивание | 61,56 | 0,9 |
Вывод: Для устранения 1 и 2 дефекта выбираем ДРД.