ТРУДОЕМКОСТЬ ТО И РЕМОНТА




 

Трудоёмкость ТО и ремонта представляет собой затраты труда на выполнение операции (группы операций) ТО или ремонта автомобилей и их КЭ. Измеряется в человеко-часах или нормо-часах (чел-час, нормо-час).


Схема составляющих времен любого технологического процесса представлена на рис. 1.

Рис. 1. Виды составляющих времен при выполнении технологического процесса


Время ожидания может быть вызвано занятостью рабочего места, отсутствием специализированного оборудования, запасных частей и т. д. В технологическом процессе ТО и ремонта данное время нежелательно и должно быть минимизировано.

Дополнительное время затрачивается рабочими на отдых и личные надобности.

Подготовительно-заключительное время затрачивается на подготовку и обслуживание рабочего места, оборудования, инструмента и материалов, а также на приём и сдачу выполненной работы.

Оперативное время затрачивается непосредственно на выполнение производственной операции. Подразделяется на основное и вспомогательное. В течение вспомогательного времени автомобиль (или его КЭ) подготавливается к выполнению операции. Основное технологическое время затрачивается непосредственно на запланированную операцию.

На автомобильном транспорте в ТЭА применяются следующие нормы трудоемкости:

а) дифференцированные – на отдельные операции;

б) укрупнённые (комплексные) – на группу операций обслуживания или ре­монта (ТО-1, ТО-2, капитальный ремонт двигателя и т.п.);

в) удельные – отнесённые к наработке (чел-час/1000км пробега).

Последние два вида норм корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобиля, пробега с начала эксплуатации и т.д.

Базовая норма трудоёмкости операции ТО или ремонта определяется с учетом коэффициента повторяемости операции , опера­тивного времени и долей подготовительно-заключительного времени , отдельно времени на обслуживание рабочего места и дополнительного времени :

. (1)

Фактическое время и трудоёмкость выполнения операций ТО и ремонта являются случайной величиной и имеют вариацию. Они зависят от технического состояния, срока службы автомобиля, применяемого оборудования, квалификации обслуживающего персонала и других факторов. Исходя из этого, норма трудоемкости должна относиться к определенным оговоренным условиям: по отрасли (типовая норма), конкретным условиям группы предприятий (внутриведомственная норма) или данного предприятия (внутрихозяйственная норма). Типовые пооперационные нормы приводятся в соответствующих справочниках.

При определении норм трудоёмкости операций ТО и ремонта автомобилей используют так называемую фотографию рабочего времени (дня), хронометражные наблюдения, метод микроэлементных нормативов времени.

Норма оперативного времени чаще всего определяется как средняя величина нескольких хронометражных наблюдений за выполнением данной операции в конкретных условиях. Остальные элементы норм определяются расчётом как доля оперативного времени (например, доля составляет 12%, – 8%, – 5%).

При разработке норм трудоёмкости операции учитывается коэффициент повторяемости операции (см. формулу 1). За величину коэффициента принимают среднее его значение при хронометраже нескольких однотипных операций. Величина изменяется от 0 до 1. Например, в течение рабочего дня на стенде проверки и регулировки углов установки управляемых колес автомобиля обслуживалось 10 автомобилей. После диагностирования величин углов у 8 автомобилей потребовалась их регулировка, а у 2-х автомобилей этого не потребовалось. В данном случае коэффициент повторяемости операции принимает значение .

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: