ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о роли христианства в раннем Средневековье; познакомить с понятиями духовенство, папа римский, епископ, монах, монастырь, миряне, аббат, пергамен, скрипторий |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:знают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье,доказывают, что союз короля и христианской церкви был взаимовыгоден; сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство); описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Метапредметные: Познавательные: анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга, строят логическое рассуждение. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят понятные высказывания для участников образовательного процесса, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию. Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, принимают ответственность за общее дело, следуют в поведении моральным нормам |
Образовательные ресурсы | Христианская церковь и франкское королевство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13087/13088/13119/13127/13137 Презентация «Христианская церковь в раннее Средневековье», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Значение принятия христианства Хлодвигом и франками. Духовенство и миряне. Организация монастырей. Духовенство, папа римский, епископ, монах, монастырь, миряне, аббат, пергамен, скрипторий |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Акту-ализация и проверка знаний | Опрос | – Покажите на карте место расселения франков. – Дайте характеристику системе государственного управления при Хлодвиге. – Какие законы существовали при Хлодвиге? – Каким образом рядовой свободный человек мог попасть в зависимость от знати? – Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла. К каким изменениям во франкском обществе она привела? – Как возникла Папская область? | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | Характеризуют систему государственного управления при Хлодвиге, читают историческую карту с опорой на легенду, дают оценку военной реформе Карла Мартелла | Личностные: проводят осмысление социально-нравст-венного опыта предшествующих поколений. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Ответы на вопросы |
Терминологический диктант | Класс делится на три варианта, каждому из них дается исторический термин, изученный на прошлом занятии, которому необходимо дать определение. Термины: династия, титул, феодалы | Письменно дают определение историческому понятию | Индивидуальная | Дают определение терминам | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Терминологический диктант | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | Тезисный план | |
IV. Изучение нового мате- риала | Презентация по теме «Христианская церковь в раннее Средне- вековье» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – Церковь в эпоху раннего Средневековья представляла собой не только огромную политическую и экономическую, но и духовную силу. Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был папа римский. Областями управляли епископы и архиепископы. Аббаты были руководителями монастырей. Богослужение в храмах вели священники. Служители церкви составляли особый слой в средневековом обществе – духовенство, все остальное население называлось мирянами. В этот период большое распространение получают монастыри. Монастыри – это религиозные общины. Во Франкском государстве их было около 250. Все монахи занимались хозяйственной деятельностью и молились. Долгое время монастыри были главными центрами науки, культуры и искусства. | Слушают учителя, ведут записи в тетради | Фронтальная | Понимают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье | Познавательные: анализируют и осознают факты и явления. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Личностные: проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала | Записи в тетради |
Работа с текстом учебника (с. 22–24) | – Кто в Средние века мог стать монахом? (Любой христианин мог посвятить жизнь только служению Богу, уединиться в пустынном месте и создать свою обитель.) – Что такое черное и белое духовенство? Каковы отличия между ними? (Белое духовенство – это священники, которым разрешалось иметь семью. Черное духовенство – это монахи, которые давали обет безбрачии. Свои названия эти категории людей получили по цвету своих одеяний.) – Каким образом у монастырей появились огромные земельные владения? (Часто верующие завещали монастырю свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой души завещавшего.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы | Индивидуальная | Сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство) | Познавательные: самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга. Коммуникативные: строят понятные высказывания для участников образовательного процесса | Устные ответы | |
Работа с иллюстрацией учебника «Макет монасты-ря Сен-Галлен. IX в.» (с. 23) | Предлагает изучить иллюстрацию в учебнике и ответить на вопросы: – Где, по вашему мнению, на этом плане находятся дворик, трапезная, кельи, хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником? Найдите и покажите сад, приют для странников, больницу, школу, библиотеку. Контролирует выполнение заданий | Показывают на макете расположение построек монастыря | Работа в парах | Описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Знают смысл понятий келья, трапезная | Личностные: принимают ответственность за общее дело. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Устные ответы | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | – Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твое крещение – наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви? (Короли всегда охраняли богатства церкви, даровали ей земли и ценные вещи. Служители церкви были ближайшими советниками правителей. Благодаря распространению христианства церковь стала могущественной и богатой организацией.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Проводят доказательство тезиса, что союз короля и христианской церкви был взаимовыгоден | Познавательные: строят логическое рассуждение. Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию | Аргументированные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние | Фронтальная | Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 2; записи в тетрадях | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |