II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ(3-4 лет).
ЛОШАДКИ
Дети выбирают пару по своему желанию: один — лошадка, другой — кучер. Кучер запрягает лошадку, надевает вожжи и едет по прямому направлению от одной стороны площадки до другой и обратно или по краям площадки. Затем по указанию воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
КОНИКИ
Пять-шесть детей становятся у одного края площадки, воспитатель дает каждому палку длиной 50—60 см. Дети садятся на палки верхом и скачут в противоположную сторону площадки, изображая конников. Бежать надо быстро, не наталкиваясь друг на друга.
ДОГОНИ ОБРУЧ
Пока дети не научатся самостоятельно прокатывать обруч, воспитатель катит обруч сам и предлагает кому-либо догнать его. Бежать нужно быстро и при этом проявить ловкость, суметь подхватить обруч, пока он катится.
ПРИНЕСИ ПРЕДМЕТ
Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне раскладываются предметы (погремушки, флажки, игрушки). Воспитатель предлагает кому-либо добежать до игрушки, взять одну и принести ему. Педагог хвалит ребенка, рассматривает игрушку и просит отнести ее обратно. Затем то же задание выполняет другой ребенок. Игра повторяется 2—3 раза, т. е. один ребенок столько же раз выполняет задание.
Игру можно усложнить, предложив добежать до предметов по дорожке (длина 3—4 м). Такая дорожка обозначается двумя параллельными линиями, начерченными на земле на расстоянии 25—30 см одна от другой.
Затем играют одновременно несколько детей. В этом случае они приучаются бежать в одном направлении, не мешая друг другу. Выполнение таких заданий имеет некоторый элемент соревнования. Каждый ребенок старается принести игрушку первым, хотя воспитатель не ставит задачу выполнить задание на скорость.
|
БЕГ С ВЕРТУШКОЙ
Вертушку делают так. Квадрат плотной бумаги (сторона квадрата 10 см) надрезают с углом по диагонали, сохраняя середину. Затем, загнув уголки к центру, прибивают их к палочке не очень плотно. Вертушка готова. Чем быстрее бежишь, тем сильнее она вертится.
ПОЙМАЙ БАБОЧКУ
На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок и к нему прикрепляют вырезанную из бумаги бабочку. Воспитатель держит прут так, чтобы бабочка «летала» над головой детей. Они подпрыгивают, стараясь ее поймать.
ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
На площадке чертят две линии на расстоянии 1,5—2 м одна от другой — это ручеек. Играющие (6—8 детей) стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти его по камешкам (начерченным кружкам), не намочив ноги. Расстояние между кружками должно быть таким, чтобы дети могли легко перепрыгнуть с одного на другой (примерно 25—30 см). Одновременно переходят ручеек несколько детей, остальные вместе с воспитателем наблюдают за ними. Тот, кто оступился,— намочил ноги, идет сушить их на солнышке — садится на скамейку. При повторении игры они вновь включаются в игру. Воспитатель поощряет детей, помогает некоторым перейти на другой берег.
КУРЫВ ОГОРОДЕ
Дети-куры располагаются за бревном. По другую сторону бревна на площадке нарисован большой прямоугольник — это огород. Воспитатель-сторож ходит по огороду, смотрит, нет ли где кур, затем уходит и садится на скамейку. Куры тут же взлетают на забор (бревно), затем спрыгивают с него в огород и начинают бегать, клевать посаженные овощи. Сторож замечает кур, прогоняет их из огорода, хлопая в ладоши и приговаривая: «Кыш, кыш!». После нескольких повторений игры сторожем может быть ребенок.
|
КЕГЛИ
В игре используются пластмассовые кегли. Их устанавливают на расстоянии 10—15 см друг от друга. Дети прокатывают по одному шару с расстояния 1 —1,5 м. Воспитатель поощряет тех, кто попадет в кегли, помогает другим выполнить задание, не фиксируя внимания на проигрыше.
ДОКАТИ МЯЧ
Детям дают разноцветные мячи или шары небольшого размера (диаметр 6—8 см) и предлагают катить их до флажка (линии), находящегося от детей на расстоянии 1,5—2 м. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо справился с заданием, предлагает прокатить еще раз. Когда дети прокатят мячи 2—3 раза, они собирают их в корзину.
ПРОКАТИ ОБРУЧ
Трое-четверо детей становятся лицом к воспитателю на расстоянии 1,5—2 м. Воспитатель катит обруч поочередно к каждому ребенку, тот ловит его и катит обратно к воспитателю. Когда дети научатся хорошо катить и ловить обруч, они могут играть друг с другом.
БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ
Играющие образуют круг. Они стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого лежит кубик (или другой предмет). Водящий (ребенок) находится в середине круга. Он старается взять кубик. Играющий, к которому направляется водящий, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, ребенок встает. Тот, кто не успел защитить свой кубик, (водящий дотронулся до кубика) выходит из круга. Он временно не участвует в игре.
|
Если водящий сможет взять 2—3 кубика, назначается новый водящий. Игра повторяется со всеми детьми.
ПЕРЕДАЧА ШАРОВ
Дети сидят на стульях по кругу (или на траве). Воспитатель дает двоим, рядом сидящим, по шару и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). Когда шары встретятся, дети ударяют их друг о друга, говоря: «Стукнулись». Затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают: «Побежали, побежали...» Вернувшись на свои места, дети говорят: «Встретились»— и отдают шары воспитателю. Он передает их другим участникам. Игра повторяется.
«Не пропусти мяч».
Дети выстраиваются в 3—4 круга (чертят на земле). В центре каждого круга один водящий с мячом (примерно на расстоянии 2 м от играющих) в руках. Исходное положение для всех играющих — стойка ноги врозь. По сигналу воспитатель каждый водящий прокатывает мяч одному из играющих, тот наклоняется и двумя руками, сложив их «совочком», откатывает мя! обратно. Затем водящий прокатывает мяч следующему и т. д. Через некоторое время назначается другой водящий. Воспитатель следит за действиями детей, требует соблюдать основное правило игры не наступать на черту, точно направлять мяч партнеру.
«Не задень».
Прыжки на двух ногах между кеглями, поставленными в один ряд длиной 3 м. Упражнение выполняется двумя колоннами.
«Прокати обруч».
Дети строятся в две шеренги на расстоянии 3 м. У одной подгруппы детей в руках обручи. Воспитатель показывает упражнение в паре с ребенком и объясняет: «Обруч надо поставить ободом на землю, левую руку положить сверху обода, а ладонью правой руки оттолкнуть обруч так, чтобы он плавно покатился к товарищу». По команде воспитателя «Покатили!» дети прокатывают обручи друг другу. Можно предложить детям распределиться на пары и, не мешая друг другу, прокатывать обручи. Воспитатель оказывает помощь тем, кому она необходима.
«Вдоль дорожки».
Воспитатель выкладывает из шнуров две дорожки (ширйна25см) и в 1 м от них ставит по кубику. Напротив каждой дорожки встает колонна детей. Дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. Отмечается ребенок (в каждой паре), быстрее выполнивший задание.
«Мяч через сетку»
Между двумя стойками (или деревьями) натягивается сетка (шнур) на высоте поднятой руки ребенка. Дети располагаются по обеим сторонам на расстоянии 1,5—2 м от сетки и перебрасывают мяч двумя руками из-за головы, ловят мяч после отскока от земли.
«Кто быстрее до кубика». «Подбрось — поймай».
Дети распределяются на две подгруппы — одна прыгает на двух ногах до кубика (двумя командами), расстояние 3 м, вторая подгруппа подбрасывает мяч вверх и ловит его двумя руками.
«Перебрось — поймай».
Дети перебрасывают мячи друг другу, стоя в двух шеренгах, одна напротив другой на расстоянии 1,5 м (способ — двумя руками снизу) — 10—12 раз.
«Успей поймать».
Построение в 3—4 круга, в центре каждого водящий. По сигналу воспитателя дети перебрасывают большой мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся мяча. Если водящий дотронется до мяча или поймает его, водящим становится тот, кто бросал мяч.
«Мяч через шнур»
На середине площадки между двумя стойками или деревьями натягивается шнур на высоте поднятой вверх руки ребенка (среднего роста). Дети двумя шеренгами располагаются по одной стороне от шнура. В руках у детей первой шеренги большие мячи. Воспитатель предлагает детям первой шеренги встать у обозначенной линии (на 2 м от шнура) и по его сигналу «бросили» дети перебрасывают мяч через шнур, затем бегут за ним и передают детям второй шеренги. Каждая подгруппа детей выполняет перебрасывание 3—4 раза.
«Кто быстрее до кегли».
На одной стороне площадки воспитатель обозначает линию «старта» (кладет два шнура). На другой стороне на расстоянии 3 м ставит в одну линию два предмета на расстоянии 0,5 м.
Дети одной подгруппы прыгают парами на двух ногах до предмета, соревнуясь, кто быстрее преодолеет дистанцию.
«Прокати и не урони».
Дети выстраиваются в две шеренги одна против другой. В руках у детей первой шеренги обручи. По сигналу воспитателя (после показа и объяснения) они катят обручи в противоположную сторону, дети второй шеренги подхватывают их, не давая упасть. Упражнение повторяется.
«Мяч в корзину».
Дети строятся в три круга на расстоянии 2 м от центра, в центр круга ставится корзина. Нужно забросить мяч правой рукой снизу в корзину по сигналу воспитателя. Команда, забросившая большее количество мячей, становится победительницей. Упражнение повторяется 3—4 раза.
«Не попадись».
На площадке чертится круг. В центре двое ловишек. Играющие впрыгивают в круг на двух ногах и выпрыгивают из него по мере приближения ловишки. Те стараются осалить их. Кто не успел выпрыгнуть из круга, временно выходит из игры. При повторении игры все вновь встают в круг, выбирают других ловишек из числа тех детей, кто не был осален.
«Догони мяч».
Дети выстраиваются на площадке в одну или две шеренги у исходной черты, в руках у каждого большой мяч. По сигналу воспитателя «покатили» дети прокатывают мяч в прямом направлении, отталкивая его двумя руками; на следующий сигнал «Беги!» догоняют мяч, берут его и поднимают над головой, затем шагом возвращаются к исходной линии. Упражнение повторяется 3 раза.
«Веселые снежинки».
Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал «ветер подул, закружил снежинки» дети кружатся в разные стороны на месте (вправо и влево), на сигнал «ветер утих» останавливаются. Упражнение повторяется 3—4 раза.
«Кто быстрее до снеговика».
Дети встают вокруг снеговика на расстоянии 2—3 м. У каждого в руках по два снежка. По команде воспитателя «Коля, Петя, Оля, Маша, бегите!» дети бегут к снеговику, кладут по одному снежку и возвращаются на место. Отмечают того, кто быстро справился с заданием. Затем бегут другие дети. Упражнение повторяется.
«Кто дальше бросит».
Воспитатель приглашает детей к снеговику и предлагает взять каждому по два снежка, затем они выстраиваются в две шеренги и бросают снежки как можно дальше (можно поставить ориентир). Воспитатель отмечает наиболее метких детей.
«Снежная карусель».
Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу «снежинки полетели» дети ускоряют шаг и переходят на бег. Пробежав один - два круга, воспитатель говорит: «Ветер изменился». Все поворачиваются в другую сторону и вновь повторяют движение по кругу. «Ветер затих»,— говорит педагог, и снежинки постепенно замедляют движение и останавливаются.
«Петушки ходят».
Поочередно поднимать правую и левую ногу с лыжей, руки в стороны. По сигналу воспитателя ходьба по лыжне (30 м) ступающим и скользящим шагом (попеременно). Спуск с небольшого склона — низко присесть, руки вытянуть вперед в стороны.
«По снежному валу»
Ходьба в колонне по одному по снежному валу в среднем темпе (2—3 раза).
«Снайперы»
На верхний край снежного вала воспитатель ставит несколько ярких кубиков. Дети выстраиваются в шеренгу и по команде «Бросили!» стараются снежком сбить кубик.
«Перепрыгни и не задень».
Играющие перепрыгивают на двух ногах через снежные кирпичики (высота 6—10 см), расстояние между ними 40—50 см.
«Змейкой между санками».
В один ряд ставят 6—8 санок. Дети выстраиваются в колонну по одному за воспитателем и передвигаются между санками змейкой (темп умеренный) — 2— 3 раза.
«Добрось до кегли»
На расстоянии 2-—2,5 м от исходной линии воспитатель ставит несколько кеглей. По сигналу дети выстраиваются в шеренгу и стараются сбить снежком кегли.
«Покружись».
Воспитатель предлагает детям построиться в пары (кто с кем хочет), и расположиться по всей площадке. По сигналу «покружись» пары кружатся сначала в одну сторону, затем в другую (2—3 раза).
«Найдем снегурочку».
Воспитатель наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке. Педагог говорит детям, что к ним пришла Снегурочка, но ее надо поискать. Дети вместе с воспитателем ищут Снегурочку, найдя, водят хоровод вокруг снеговика или ёлки.
«Точно в цель!».
На снежный вал ставятся предметы (кубики, кегли). Дети, построившись в шеренгу, располагаются на расстоянии 2,5 м от цели и по сигналу воспитателя бросают 2—3 снежка. Отмечают тех, кто точно попал в цель.
«Туннель».
Дети распределяются на две подгруппы: первая строится в пары и изображает туннель, вторая встает в колонну по одному — поезд. Подается сигнал воспитателя, и поезд движется в туннель. После того как дети 2 раза пройдут через туннель, играющие меняются ролями.
«Быстрые и ловкие».
Дети выстраиваются вокруг снеговика, у каждого в руках снежок. По сигналу воспитателя дети бегут к снеговику, кладут снежок и возвращаются на свое место, повернувшись спиной к снеговику. Воспитатель убирает один снежок. По сигналу «беги» дети снова бегут к снеговику, берут снежок и поднимают его над головой. Тот, кто остался без снежка, считается проигравшим. При повторении игры кладут недостающий снежок.
«Сбей предмет».
На снежный вал ставят 8—-10 кеглей. Дети лепят по 2—3 снежка и встают на исходную линию, бросают снежки, стараясь сбить кеглю.
«Прокати—не задень».
Воспитатель предлагает детям встать парами так, чтобы не мешать другим детям, затем присесть на корточки и катать мячи навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны, чтобы мячи не столкнулись. Дети катают мяч в произвольном, удобном для них темпе.
«На одной ножке вдоль дорожки».
Воспитатель из кубиков или шнуров выкладывает дорожку (ширина 30 см) и предлагает детям попрыгать сначала на одной ноге до конца дорожки (по двум-трем дорожкам) и шагом вернуться в конец своей колонны, при повторении — на другой ноге.
«Брось через веревочку».
На середине площадки между деревьями или стойками натягивается шнур (чуть выше поднятой руки ребенка). Одна подгруппа детей с мячом в руках выстраивается на исходную линию, на расстоянии 2 м от шнура. По сигналу воспитателя они перебрасывают мяч, бегут за ним. В это время на исходную линию выходит другая подгруппа, дети первой подгруппы передают им мячи. Упражнение повторяется 2—3 раза.
«Перепрыгни ручеек».
Прыжки в длину с места — перепрыгивание через 6—8 шнуров (3—4 ручейка). Упражнение может выполняться двумя шеренгами, т. е. для второй подгруппы детей должно быть такое же число ручейков.
«Будь ловким».
Отбивание мяча (диаметр 6—8 см) одной рукой несколько раз подряд стоя на месте.
«Прокати и поймай».
Дети выстраиваются в пары и прокатывают обруч друг другу (расстояние 3 м).
«Сбей булаву» (кеглю).
На площадке на расстоянии 2—2,5 м от исходной черты устанавливают 5—6 булав. Дети по подгруппам бросают мешочки (1—2), стараясь сбить булаву.
«Накинь кольцо»
Дети в колонне по одному поочерёдно набрасывают кольца на различные фигурки, например на зайчика с поднятой лапой, на белку, держащую шишку, и т. д.
«Попади в корзину»
Воспитатель ставит 2-3 корзины. Дети встают вокруг корзины на расстоянии 2м. В руках у каждого по два мешочка. Вначале бросают правой и левой рукой мальчики, затем девочки.