Реализация земельной собственности и ее теневой оборот




История развития земельных отношений

 

В России в девятнадцатом веке земельные отношения развивались весьма ускоренными темпами. Тогда в России можно было усмотреть как феодальные так и капиталистические отношения. Существовало множество форм собственности и землевладения. Правовое регулирование земель, зачастую находившихся по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. Так например земли казарм, транспорта и крепостей регулировались нормами административного или полицейского законодательства; церковные, монастырские, удельные и частновладельческие нормами феодально-сословного права, а городские земли нормами гражданского права. На этом этапе исторического развития можно было сказать, что рынок земли касался более или менее состоятельных слоев населения, да и только в той её части, где дело касалось уплаты суммы при покупке или продаже земли. Но положение резко изменилось после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 году, в котором было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землёй. В это время крестьяне узнали, что такое плата за землю, потому что они получили землю не в собственность, а только в пользование, хотя оно и было пожизненным. Крестьяне работали на своих наделах и платили помещику земельную ренту, кто деньгами, кто продуктами, а кто работал на помещика, только за то чтобы остаться на своей земле. Спустя полвека Россия была уже более развитой в правовом смысле страной и крестьяне, которые работали на земле как сообща (общиной), так и единолично, понимали, что земля нужна им в собственность. Этот факт сразу бы дал огромный стимул и для сохранения плодородия земли и для более бережного её использования. Так земельные отношения в России, к началу двадцатого столетия, стали приобретать иную окраску и перерождаться в более цивилизованные.


Земельный рынок

 

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.

Землю можно свободно покупать и продавать, конечно в рамках этих законодательств. Например в США сейчас насчитывается более 630 тысяч фермерских хозяйств. Они владеют огромным количеством земли на правах собственников и производят примерно 80% всей сельскохозяйственной продукции в стране. К примеру в России фермерами производится всего 6 - 8%. Так в чем же здесь дело? Все дело в том, что что у нас в стране рынок земли фактически отсутствует, хотя право приобретения земли в собственность конституционно закреплено за жителями государства. Это происходит не от того, что люди не хотят покупать землю, а из-за отсутствия четкой законодательной базы по этому вопросу. Ведь мало кто согласится вкладывать в землю немалые денежные средства, не являясь ее собственником. В результате мы имеем на нашем рынке "засилье" импортных продуктов питания (в некоторых случаях не качественных), хотя сами можем производить продукцию, намного превышающую по качеству импортную, а по цене в 1.5 - 2 раза ниже (в районах, где все же складываются земельные отношения - Н. Новгородская область и др., цены именно такие).

Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств.

Начало XXI века характеризуется столкновением разнообразных, нередко противоположных точек зрения на различные аспекты анализа земельной собственности, формы хозяйствования на земле. С 1990 г., ставшего рубежным для экономики России, был принят целый ряд политических и экономических решений, определивших новую направленность аграрных реформ, создана законодательная база для функционирования и реализации земельной собственности, в результате чего произошли серьезные перемены в земельных отношениях. Несмотря на это, проблемы прошлого столетия не стали менее острыми, продолжается тенденция деградации российского сельского хозяйства, а единства мнений среди российских ученых о ее причинах и о способах ее преодоления так и не сложилось.

Приватизация, масштабное и "скоростное" разгосударствление собственности, проведенные с надеждой на решение значительной части задач с помощью введения частной собственности, в 90-е гг. заведомо носили отнюдь не созидательный характер, привели к возникновению неэффективных земельных собственников, к резкому падению уровня жизни российских домохозяйств. Россия, обладающая огромными земельными ресурсами, занимающая седьмую часть мирового пространства (1,7 млрд га), или 12,5% мировой территории, на которых сосредоточено 55% черноземных почв мира, снова и снова мучительно ищет ответ на вопрос о рациональном устройстве аграрных дел, и прежде всего земельной собственности. В отношении к сельскому хозяйству до сих пор продолжается политика шоковой терапии, направленная якобы на повышение конкурентоспособности отечественной аграрной экономики. В рамках этой политики сокращается государственная поддержка сельхозпроизводителей. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, дотационная политика по отношению к отечественному товаропроизводителю, которая должна быть направлена на обеспечение нормальных условий воспроизводства земельной собственности, не только не усиливается, но даже постепенно все больше и больше сворачивается.

Все согласны с тем, что создание новой системы земельных отношений является для России знаковым социально-экономическим явлением. Именно степень разрешения земельного вопроса, практическая реализация собственности на землю определяет успех преобразований в аграрной сфере, переживающей, как и экономика страны в целом, сложный период институциональных преобразований.

Рассмотрим проблемы, сопровождающие этот процесс в практике реализации земельной собственности в России.

 

Реализация земельной собственности и ее теневой оборот

 

Современные российские исследователи рассматривают частную собственность как перспективный путь развития земельных отношений. При этом "исторический анализ форм реализации отношений собственности опровергает идеализированные представления о частной собственности как вершине общественного развития". Институт земельной собственности получил в России законодательную государственную поддержку. Однако реформа, конституируемая Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 10.07.2002., имеет парадоксальную общность с проведенной двести лет назад столыпинской реформой, осуществленной на основе массового обезземеливания крестьянства. Можно легко обнаружить параллели земельной реформы и с "чубайсовской ваучеризацией", в результате которой граждане, получившие право на долю государственной собственности, в действительности остались ни с чем.

На сегодняшний день приватизация сельскохозяйственных земель, охватившая 13% от общей площади земельного фонда и закрепившая большую часть из них в частной собственности, практически завершена. При этом приватизацией земель сельскохозяйственного назначения, находившихся в пользовании совхозов и колхозов, проведенной в соответствии с указами президента РФ, в собственность граждан фактически были переданы не земельные участки, а права на земельные участки, так называемые земельные доли, или паи. Большинство их владельцев - пенсионеры, работники социальной сферы села и другие сельские жители - не собирались заниматься сельским хозяйством. Вскоре они написали заявления о внесении своих паев в капитал вновь организованных АО, получив взамен тонну картошки или еще что-либо полезное, что, разумеется, несопоставимо как по ценности, так и по стоимости с полагавшейся им землей.

В этой связи были высказаны прогнозы о предстоящем вторичном перераспределении земли посредством земельного рынка с целью обеспечения концентрации земельных участков у энергичных и эффективно работающих землевладельцев. Однако сегодня проблема находит такое разрешение, последствия которого чреваты множеством негативных эффектов, тормозящих прогресс агросферы и народного хозяйства в целом. Недооценка институциональных проблем при разработке земельной политики вынуждает участников земельных операций вступать в неформальные отношения и в целом обеспечивает преимущества тем, кто имеет лучшее материальное положение и доступ к информации, и при этом ставит в невыгодное положение малоимущих. Вышеназванный Федеральный Закон от 10.07.2002., представлявший собой своего рода компромисс между нарождающимся классом крупных землевладельцев и владельцами земельных паев, не смог препятствовать тому, что на земельный рынок сегодня привлечены огромные деньги банков, инвестиционных компаний, нефтяные деньги. По данным специалистов, в процессе скупки земель оказались задействованы крупные западные средства, частично имевшие российское происхождение, а также деньги международных венчурных фондов.

Аграрное производство в России сегодня отличается низкой рентабельностью, в немалой степени из-за той аграрной политики, которая проводилась в стране в последние 15 лет. Сельскохозяйственные угодья в настоящее время не образуют земельной ренты как основы рыночной оценки (цены) земли. В результате земля скупается за бесценок.

Неизбежным следствием сосредоточения земельных ресурсов в руках крупных частных собственников будет падение жизненного уровня большинства населения, а также уровня конкурентоспособности отечественного производства. Так, известно, что инфляция издержек особенно ощутимо бьет именно по сельхозпроизводителям, которые вынуждены работать в условиях ценового диспаритета. Но наряду с этим издержки в агросфере будут продолжать расти и потому, что значительная часть средств будет затрачиваться производителями и предпринимателями либо на покупку земли у собственников, либо на выплату земельной ренты частным арендодателям, в то время как их крайне актуально было бы использовать для развития материально-технической базы сельскохозяйственного производства. "Зачем, - спрашивают Л. Резников и А. Мелентьев, - нам гальванизировать средневековый феномен - помещичьи латифундии, от которых ныне страдают даже страны, имеющие длительную историю капиталистического развития?", имея в виду ограниченную роль рынков купли-продажи земли в эффективном распределении земель и реализации земельной собственности. В России же это "будет тот собственник отечественного или иностранного происхождения, который руками наших же управляющих будет нещадно эксплуатировать наших же крестьян … за счет наших же собственных кошельков (при покупке возросшего в цене продовольствия) и вымогания с нас же повышенных налогов (для компенсации расходов на многократное повышение дотаций сельскому хозяйству), с тем чтобы обеспечить образование той ренты, львиная доля которой будет перетекать в карманы этих так называемых эффективных собственников земли, безвозвратно уходя из сферы аграрного предпринимательства".

И все же следует заметить: после 2002 г. наблюдалась активизация попыток владельцев паев выделить их из коллективно-долевой собственности. Однако оказалось, что мелким землевладельцам распорядиться участком земли практически невозможно, что объясняется, в первую очередь, наличием множества проблем при выделе земельного пая. Эти проблемы вызваны сложностью и запутанностью самой процедуры, а также незавершенностью кадастровой оценки земель, окончание работ по которой намечено на 2011 г. Сегодня в ряде местностей еще не проведено межевание земель, отсутствуют четкие границы между областями. Кроме того, большинство граждан оказываются неспособны оплатить достаточно высокие затраты по оформлению прав собственности (например, только межевание земельного участка, являющееся лишь одним из этапов процесса, стоит не меньше 10 тыс. рублей). К тому же отсутствие легального рынка и реальной стоимости земли не позволяет сегодня мелкому землевладельцу продать или заложить свой земельный участок. Этому препятствует и норма закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", запрещающая ипотеку сельхозугодий, в том числе из состава крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств), однако при этом созданы все условия для формирования теневого рынка земли.

Теневой сектор в настоящее время стал устойчивой частью экономической системы, способствующей ее воспроизводству. Более того, в связи с тем, что механизм "теневизации", активно внедряясь как на макро-, так и на микроуровне экономики, стабилизирует спрос, устраняет диспропорции, стимулирует производительность труда, не будет преувеличением сказать, что официальная экономика не может сегодня существовать без теневой, имеющей при этом устойчивую тенденцию к росту [6]. Возникновение теневого оборота земли, представляя пока, может быть, лишь верхнюю часть айсберга теневой экономики, является свидетельством того, что "теневизация" входит и в сферу земельных отношений. В сельском хозяйстве на протяжении последней четверти века сфера теневых отношений росла наиболее высокими темпами (более чем в 30 раз), оживляя конкуренцию на рынке и культивируя новые теневые отношения, расширенно воспроизводимые в области реализации земельной собственности.

Приведем некоторые данные по Республике Татарстан. Доля валовой добавленной стоимости ненаблюдаемого сектора в валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в 2002 г. составила 72,2% (т.е. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 11,5 пункта). В динамике ряда лет по этому показателю, в том числе по доле неформального сектора в структуре ненаблюдаемой экономической деятельности (35,2%), сельское хозяйство в списке отраслей экономики занимает лидирующие позиции.

Несогласованные тенденции роста ненаблюдаемого сектора (в том числе теневого и неформального), а также отраслевой структуры валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в официальном секторе экономики Республики Татарстан еще более строго подтверждают наличие латентных процессов, имеющих место в сельском хозяйстве республики. Наличие указанных процессов свидетельствует о пагубности продолжения догматической веры в отдельные положения либеральной философии (XVI-XVII веков!) о том, что достаточно дать крестьянину собственность и "он нас накормит", а "остальное сделает рынок".

Прошло достаточно много времени, чтобы убедиться в том, что углубление аграрной реформы должно состоять не в том, чтобы ускорить приватизацию земли и собственности, а в том, чтобы создать условия для экономической реализации уже имеющейся собственности. При этом земля, так же, впрочем, как и другие средства производства, может быть продана или даже бесплатно передана и в собственность при условии, что предполагаемый собственник способен соблюдать основной принцип собственности - осуществление процесса воспроизводства и эксплуатации объекта собственности (земли) своими силами и за свой счет.

Земельная собственность экономически реализуется через реальный доход, получаемый от использования объектов собственности, а он зависит не только от типа собственности на землю, но и от создания условий ее экономической реализации, в частности, на основе оптимизации существующего соотношения цен на средства производства и произведенную сельскохозяйственную продукцию. Иначе говоря, "эффективный собственник" сможет проявить свое преимущество лишь в том случае, если обмен сельского хозяйства со смежными отраслями будет приближен к эквивалентному, если каждый участник агропромышленной цепочки получит ту часть конечного дохода (розничной цены продовольствия), которая соответствовала бы его вкладу, его затратам.

Сегодня 35% сельскохозяйственных организаций в России являются убыточными. Это связано с негативной ролью монополизма в отношениях между сельским хозяйством и смежными производствами, а также с отсутствием доступной для крестьянина инфраструктуры рынка, которую государство, свертывая закупки и распределение продовольствия, так и не сумело сформировать. Кроме этого, сложившийся диспаритет цен и соответствующее ухудшение финансово-стоимостных пропорций межотраслевого обмена ведут к консервации существенного дисбаланса между доходами и затратами сельскохозяйственных предприятий как причины их заведомой убыточности. Таким образом, получается, что при любой форме собственности на землю объективно сложно говорить об ее эффективной экономической реализации.

При воспроизводственном подходе собственность может быть представлена как "институционализированные на общественном уровне и воспроизводящиеся отношения, возникающие между субъектами экономической деятельности по поводу присвоения и обеспечения принадлежности ценностей". И лишь в случае, "если данные ценности расширенно воспроизводятся… можно констатировать, что сформирована высокоэффективная собственность". В этом смысле возможность экономической реализации земельной собственности в России является крайне проблематичной, а следовательно, сложившиеся модели не имеют надежных экономических механизмов реализации земельной собственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: