ФОТОЗАМЕТКА
Развитие жанра
Фотозаметка представляет собой форму оперативного отображения положительных и негативных сторон социальной действительности. Этот жанр ранее других выделился в фотожурналистике.
Снимки появились на газетных и журнальных страницах как иллюстрации к текстовым публикациям. Фотоиллюстрация уже содержала в себе некоторые признаки фотозаметки. В самом деле, снимок, пояснявший текст, вовсе не дублировал в буквальном смысле словесное описание какого-нибудь объекта, он сообщал дополнительную и качественно иную информацию. Фотографическое изображение не может быть равнозначно, тождественно словесному. В противном случае в нем отпала бы необходимость. Но мы говорим о фотозаметке лишь тогда, когда акцент в информировании переносится на снимок, когда снимок играет ведущую роль в отображении факта, сообщении новости.
Фотозаметка известна уже в 20-х годах XX века. Отпочковавшись от фотоиллюстрации, она поначалу имела с ней немало общего. И прежде всего в характере отображения. Снимки статично и протокольно воспроизводили объекты. Тем не менее, значение таких фотопубликаций было немалое. Они имели познавательную ценность, оказывали на читателя определенное воздействие. Осознание того, что отображенное на снимке существует в действительности, что это не вымысел, вызывало определенную реакцию. Срабатывала сила документальности, показа «факта как он есть». Не менее важно и то, что информацию читатель получал в наглядном виде. В первые годы Советской власти это было особенно ценным: снимок мог быть «прочитан» и неграмотным человеком.
Известно, какое большое значение придавал В. И. Ленин использованию. фотографий в просветительской работе. В продиктованных им директивах по киноделу, в частности, отмечалось, что «нужно показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями»'.
|
Первые фоторепортеры были мастерами фотографии, но еще не имели опыта работы в периодической печати. Они учились «азбуке» фотожурналистики. Перед ними стояла задача сделать фотопубликацни более содержательными, повысить их злободневность. Т.е. речь шла о приобретении фоторепортером профессиональных навыков. Профессионализм вырабатывался в каждодневной практике, в поиске выразительных средств для отображения действительности. Фотозаметка постепенно сбрасывала статичность, были освоены некоторые элементы динамичной композиции снимка, использовался ракурс и другие выразительные средства, в том числе и текстовые.
Однако фотозаметка довоенных десятилетий выявила и слабые стороны. Если расширение изобразительно-выразительной палитры фотоязыка было само по себе фактом положительным, то использование ее в репортерской практике часто не оправдывалось. Например, чрезмерное увлечение ракурсным построением снимков приводило к надуманному «монументализму» в отображении человека. Горделивый вид или обязательная улыбка, а также другие стереотипные решения становились постоянными «признаками» фотозаметки. Постановочный способ съемки не давал возможности показать человека в работе, а лишь инсценировал действие, изображал его за станком, за штурвалом, за партой и т. д.
Школой фотозаметки можно назвать 40-е годы XX века, особенно военные. В это время широко осваиваются репортажный способ съемки и связанные с ним выразительные возможности. Фотозаметка в большей мере проявляет себя как жанр оперативной фотоинформации, раскрывает документальный потенциал снимков.
|
Репортажный способ съемки становится плодотворным в развитии фотозаметки, а человек — главным объектом-отображения. Не только автомобили, домны, но и факты трудового отличия человека оказывались в поле зрения фоторепортеров. Но самые существенные достижения связаны с использованием в фотозаметке репортажного способа отображения.
Однако жанр хотя и живет настоящим, но сохраняет память о своем прошлом.
Обнаруживается это в фотозаметке послевоенного периода.
Фотозаметка в современной прессе неоднотипна. Ее характеризуют различия творческих подходов к отображению действительности — такова реальность. Можно лишь говорить о перспективности или неперспективности того или другого подхода.
Поэтому, определяя особенности развития жанра на нынешнем этапе, следует иметь в виду использование обоих способов отображения — постановочного и репортажного. Перспектива, на наш взгляд, за репортажным способом отображения, так как он полнее отвечает историческому моменту, способен давать информацию, отвечающую общественной потребности и интересам масс.
Изменения, проявляющиеся в фотозаметке, затрагивают оба ее компонента — фотографический и словесный. В последнем обозначилась тенденция к преодолению стереотипности, он становится средством разговора с читателем. Характерный структурный признак современной фотозаметки — стремление к органичной связи обоих компонентов.
|
Какими же требованиями руководствуется фоторепортер, создавая фотозаметку?
Особенности и назначение жанра
Умение подготовить фотозаметку предполагает способность фотожурналиста найти интересующий газету или журнал объект и рассмотреть его глазами данного жанра.
Любой жанр отличается, прежде всего, гносеологической избирательностью, т. е. определенным «участком» познания действительности. С этой точки зрения фотозаметка представляет собой форму отображения фактов общественной жизни.
Но в жизни бесчисленное множество фактов. Фотожурналист же может фиксировать только те моменты, очевидцем которых он является. Таким образом, это должен быть новый факт, почерпнутый из современности. Не случайно многие фотозаметки начинаются словами «вчера» и даже «сегодня» или публикуются под рубрикой «Снимок в номер».
Газета или журнал предпочтут ту фотозаметку, которая связана со злобой дня, т. е. с теми моментами общественной жизни, которые волнуют читателей. К таким моментам относятся круг общечеловеческих проблем, скажем, сохранение мира на земле, ликвидация очагов напряженности на планете, а также круг вопросов внутренней жизни страны: политическая активность масс, новые формы хозяйственной деятельности, возрождение национальных традиций и бесконечный ряд других тем. Стало быть, фотозаметка представляет собой форму отображения актуальных фактов.
Каким бы социально значимым факт ни был, но, если он вовремя не попал в газетную полосу, его воздействие на читателя снизится. Оперативность — непременное требование к работе фоторепортера. Отмеченные два качества факта в фотозаметке — новизна и злободневность — существуют в неразрывном единстве именно благодаря оперативности фотоинформации.
С оперативностью связан характер отображения. Фотозаметка констатирует факт. И хотя констатация факта ограничивается фиксацией его как такового, без прояснения связей с другими фактами или лишь обозначением таких связей, это вовсе не значит, что фоторепортеру отводится роль пассивного регистратора действительности. Наоборот, оперативность фотожурналиста предполагает активность его жизненной позиции, которая находит выражение в отборе фактов. Характер же отображения указывает, прежде всего, на особенность повествования, которое не всегда непосредственно раскрывает отношение фотожурналист! к действительности.
Наконец, фотозаметка должна нести достоверную информацию. Нередко достоверность неверно отождествляется с наглядностью фотоинформации. Нельзя отождествлять названные понятия. Наглядность — свойство языка фотографии, сам по себе язык инертен к действительности. Достоверность — показатель подлинности, правдивости. Значит, отображение факта в фотозаметке опосредовано социальной позицией автора, его мировоззрением. Принципы, которыми руководствуется советский фотожурналист, предопределяют правдивый показ фактов.
Таковы основные характеристики фотозаметки. Охват действительности в публикациях этого жанра обычно ограничивается вопросами: что? кто? где? когда?
Итак, фотозаметка — жанр оперативной информации об актуальных фактах современной действительности. Этот, жанр используется в периодической печати для отображения как положительных сторон общественной жизни, так и негативных. Фотозаметка, вскрывающая недостатки в той или иной социальной сфере, получила название «фотообвинение».
Тематика фотозаметок широка. Но, поскольку факт в публикациях этого вида лишь фиксируется, а анализ его, как правило, отсутствует, необходима тема. Тематическая определенность, нацеленность выступления в печати. Это одно из условий воздействия на читателя.