Разновидности фотозаметок и формы их подачи




 

В практике иллюстрирования периодической печати можно выделить разновидности фотозаметок. Что служит критерием деления? Ведь сущность содержания любой публикации этого жанра, как отмечено выше, едина, она заключается в отображении фактов. Однако факт может быть раскрыт в неодинаковом объеме. Объем содержания фотозаметки — критерий определения ее разновидностей.

В современной практике советской фотожурналистики можно выделить три разновидности фотозаметок: некомментированная, комментированная и развернутая. Рассмотрим каждую из них.

Нередко на газетных и журнальных страницах читатель знакомится с новостями, поданными в краткой, лапидарной форме. Фотоснимок отражает общественно важный факт, текстовое пояснение приближено к телеграфному сообщению. Показан кусочек жизни без какой-либо авторской
трактовки, оценки. Читатель воспринимает отображенный факт в контексте своих знаний, представлений, опыта, а также в контексте других газетных материалов. Такая разновидность фотозаметок называется некомментнрованной.

 

Освальдо САЛАС (Куба)

Да здравствует победа!

Это наиболее оперативная форма фотоинформации. Нередко она печатается под рубриками: «Снимок в номер», «Фотоэкран», «Фотофакт», «Эстафета новостей» и т. д. Размещение их на полосе разнообразное: в виде отдельной фотопубликации, в хроникальных подборках.

В периодической печати можно встретить и такие фотозаметки, которые, сообщая о каком-либо факте действительности, обозначают его место в ряду других фактов, содержат оценочный элемент. Так, в пояснительном тексте к снимку нередко можно прочесть: «высоких показателей достиг...», «в совершенстве освоил...» и т. д. Иногда свое суждение фоторепортер выражает эмоциональным строем повествования.

Данная разновидность фотозаметок передает отношение автора к сообгцаемому факту, и ее можно назвать комментированной. Объем содержания такой публикации определяется двумя элементами: объективным (документально зафиксированная реальность) и субъективным (личностное отношение к этой реальности). Таким образом, в комментированной фотозаметке творческая активность субъекта не только возрастает, но и обнаруживает себя в «ткани» публикации. Подчеркнем, оценочный момент в данном случае не отделяется от факта, слился с показом самого факта и не нарушает информационно-констатирующей сути фотозаметки.

 

ЕРШОВГРАД

В администрации г. Тобольска были рассмот­рены два проекта скульпторов-монументалистов, предлагаемые для установки в городе.

Москвич Г. Чвремушкин известен в профессио­нальной среде и у ценителей искусства как один из немногих художников, кому удалось передать изоб­ражение газа - богатства недр Тюменской области. Свое необычное ведение мира он продемонстрировал и а этот раз, когда предложил установить на южном въезде в город (со стороны автомоста! 20-метровую стелу из нержавеющей стали по мотивам «Конька-Горбунка». Другой автор Ю, Паякен показал образец скульптуры, также посвященной великому сказочнику Ершову, для установки в будущем одноименном скверике у «Трансагентства». При обмене мнениями между «лириками» и «физиками» возник спор: впору менять название города на Ершовград, если согласиться с предложениями (и не только названными) людей из мира искусства. «У нас что, нет других тем для творчества?» - попытался закрыть полемику руково­дитель одного строительного предприятия». «Ершов - это бренд. Его надо использовать, пока тему - марку не перехватили Ишим, Москва, Петербург. И вообще, Ершовых никогда много не бывает», - последовало возражение представительницы горадминистрации. В результате, после обсуждения предъявленных работ, специалисты предложили принять участие в конкурсе на проект элемента городской среды на кольце у ПАТЛ: Черемушкину с названной пеяой, Паянену - с другим проектом памятника родителям.

 

Такие фотозаметки подаются на газетной полосе чаще всего в виде отдельной публикации под рубриками общего плана: «Фотоинформация», «В фокусе недели», «Дела и люди» или тематического —«Наш современник», «Отечество мое», «Когда мы отдыхаем», «Встречи с прекрасным» и некоторыми другими.

Наконец, следует выделить еще одну разновидность фотозаметки, которая называется развернутой. Она находит все большее применение в изданиях, и не только центральных, но и местных. Речь идет о публикациях, в которых социально значимый факт получает детализированное отображение. Детализация отражается как в тексте, так и в снимках. В последнем случае фотозаметка представляет собой несколько снимков, поясненных текстом. В редакционных коллективах такие фотопубликации иногда называют расширенной фотоинформацией. Определение неточное. Информацию читатель получает из произведений всех жанров.

 

5 мая в Москве в Центральном выставочном зале открылась Всесоюзная художественная фотовыставка «Семилетка в действии 1964». На открытии выступили Первый заместитель Министра культуры СССР, председатель оргкомитета выставки А. Н. Кузнецов и председатель Правления Союза журналистов СССР, главный редактор газеты «Правда» П. А. Сатюков.

 

Фоторепортаж В.Ахломова, Г.Лопухова, А, Гер шберга

В развернутой фотозаметке «расширение» информации достигается за счет детализированного изображения или описания одного факта. В этом отличие названной фотозаметки от фотокорреспонденции,

Таким образом, объем содержания фотопубликации в фотозаметке, заключен в пределах одного факта, но его детализация позволяет дать более полное представление о свершившемся.

Появление разновидности фотозаметок — явление не случайное. Оно обусловливается стремлением фотожурналистов искать новые формы отображения действительности с целью усиления воздействия на массовую аудиторию. Детализированное, подробное отображение факта способно, с одной стороны, повысить интерес к нему, с другой — полнее представить этот факт, а значит, и понять его сущность.

Развернутая фотозаметка имеет сходство с фоторепортажем, поскольку состоит из нескольких снимков. Это свидетельствует о том, что внутри фотожурналистики продолжается процесс эволюции жанров. По сравнению с другими разновидностями развернутая фотозаметка получает большую возможность приобрести публицистическое звучание.

Хотя фотозаметка раскрывает содержание факта лишь через показ его важной грани, выразительной детали, ее справедливо называют боевым жанром фотожурналистики. Перед фоторепортерами, работающими в этом жанре, ставится задача изо дня в день отображать многообразие нашей действительности, находить такие факты, которые бы наиболее убедительно говорили о жизни советского народа, свидетельствовали о его достижениях, а также фиксировали бы внимание на нерешенных вопросах.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение фотозаметки?

2. Какова роль факта в фотозаметке?

3. Что определяет структуру жанра?

4. Каков характер отображения в фотозаметке?

5. Какие разновидности фотозаметок встречаются в
печати и в чем их различие?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: