Формы предварительного расследования в РФ




Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.

Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127.1 УПК), которые пользуются должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК).

Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

· производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);

· применение мер процессуального принуждения;

· привлечение лица в качестве обвиняемого;

· допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

· ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.

Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.

Второй формой предварительного расследования является дознание. Дознание, как форма предварительного расследования проводиться в двух направлениях:

1. дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ст.119 УПК);

2. дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.120 УПК).

Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начинается после возбуждения уголовного дела. У него есть существенные отличия от протокольного расследования. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в суд с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

Закон и ту, и другую деятельность, осуществляемую на этапе предварительного расследования, именует дознанием.

Согласно ст.120 УПК по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, за некоторыми исключениями.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы этого вида дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Перед ним стоят такие же задачи, как и перед предварительным следствием. По сроку и средствам производства они тоже могут не различаться. Именно это обстоятельство позволяет ученым именовать данный вид дознания: дознанием в полном объеме или особой формой "предварительного следствия".

Стоит выделить деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно. Именно эта разновидность уголовно-процессуальной деятельности в большей степени, чем какая-либо другая заслуживает наименования - "дознание".

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомлять прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятидневного срока, обязан передать дело следователю.

Дознание как этап расследования характеризуется: определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания, а главное, спецификой осуществляемой в это время деятельности. Последняя, хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно, характеризует его.

Дознание - вид деятельности, как производство неотложных следственных действий, осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности.

Существенным для рассматриваемого понятия в первую очередь является то, что это: регулируемая уголовно-процессуальным законом, преследующая свои цели, деятельность, осуществляемая специальным субъектом - лицом, производящим дознание, (органом дознания); в строго определенной процессуальной форме (следственные действия и процессуальные решения).

Другие же признаки являются лишь отражением требований, предъявляемых к дознанию уголовно-процессуальным законом. К ним относятся:

· ограниченный круг действий и решений, образующих содержание дознания;

· сроки производства;

· правовой статус субъектов, его осуществляющих.

Задачи дознания, описываемые процессуалистами, разнообразны. Среди них можно назвать следующие:

a) Обнаружение преступлений.

b) Обнаружение (установление) следов преступления.

c) Обнаружение (установление) лиц, совершивших преступление; раскрытие преступлений и розыск "виновных".

d) Предупреждение преступлений и ликвидация причин, их порождающих.

e) Пресечение преступлений, как правило, приводится наравне с предупреждением, но иногда и как самостоятельная задача.

Реже в литературе встречаются упоминания о таких задачах, как:

a) расследование в полном объеме;

b) "изобличение виновных", а равно лиц, их совершивших;

c) "обеспечение успешного хода расследования" или же "ведения по уголовно­му делу предварительного следствия ";

d) "собирание доказательств", "за­крепление следов преступления", "фик­сирование первичных доказательств" и другие.

Исходя из результатов анализа всей уголовно-процессуальной функции органа дознания, дознанием последовательно называть осуществляемую средствами стадии предварительного расследования уголовно-процессуальную деятельность органа дознания, направленную на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, но не само расследование в полном объеме.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: