Предварительное расследование подразделяется на две формы дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия (см. схему 19).
Между этими органами имеются и сходство, и различия. Первое сводится к тому, что и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи; при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Объединяет их и единое правовое обеспечение: свою деятельность и органы дознания, и органы предварительного следствия осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).
Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сферах их административной деятельности. Кроме того, органом предварительного следствия является конкретное должностное лицо — следователь. Органами же дознания являются не только должностные лица (командиры воинских частей, начальники учреждений УИС и до.)» но и органы в целом (органы внутренних дел, таможенные органы и др.). Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознания, в сроках производства дознания и следствия и т.д.
|
Указанные различия, как и сходство, ни в коей мере не препятствуют выполнению органами дознания и предварительного следствия стоящих перед ними задач.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система расследования преступлений в России сложна, и некоторые её звенья дублируют друг друга. Подавляющее большинство опасных преступлений, особенно совершенных преступными сообществами и группами, раскрывается не дознавателями и следователями, а оперативно-разыскными службами.
Работа следователя стала не творческой, а рутинной. В оперативных группах, создаваемых для расследования наиболее опасных преступлений, основные поисковые задачи возлагаются на оперативников, следователь же фиксирует то, что добыто оперативным путём. В первые часы и дни после совершения преступления необходимо предпринимать энергичные меры для обнаружения очевидцев преступления, нахождения и закрепления следов преступления, изъятия вещественных доказательств, а следователь не в состоянии быстро и эффективно осуществить перечисленные действия, поскольку обычно действует в одиночку и занят «бумажной работой». Он вызывает и допрашивает десятки свидетелей и потерпевших, причём в протоколах их допросов должны подробно излагаться все показания даже в тех случаях, когда граждане не сообщают ничего существенного для раскрытия преступления. В результате уголовное дело, передаваемое в суд, во многом состоит из материалов, не имеющих отношения к совершенному преступлению. Большой объем дела - свидетельство «активной» деятельности следователя, который проверил все первоначально возникшие версии, не подтвердившиеся в дальнейшем, как бы его оправдание за неэффективность работы.
|
Дознание как самостоятельная форма расследования преступлений в процессуальном плане мало, чем отличается от предварительного следствия так, как не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному деду оперативно-разыскные мероприятия. Словом, дознаватель - это не оперативный работник, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Такой институт дознавателей практически означает создание в органах внутренних дел подобие второго следственного аппарата. Это обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содержанию понятия дознания как деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-разыскной деятельности и процессуальной деятельности.
Государство возложило на себя обязанность обеспечивать правопорядок. Существенную часть этой функции предписано осуществлять органам дознания и предварительного следствия, чтобы у них была возможность реализовывать свои задачи, им предоставлены определенные полномочия, и они в настоящее время являются минимальными. Для более успешного решения служебных задач необходимо расширить права сотрудников ОВД.