Краткий арт - эскурс в биографию известнейшего русского художника - мариниста и баталиста (1817–1900). К 17 июля - 200 летию со дня рождения




ВЕЗУНЧИК ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

 

Живопись выдающегося мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Ованеса Геворковича Айвазяна) высоко ценилась с первых полотен, покинувших его мастерскую. Наверное, потому, что море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Но его творчество и в XXI веке не выходит из моды - редкий случай в истории российской культуры вообще и изобразительного искусства в частности. Иван Айвазовский, наследие которого составляет более 6000 полотен, по праву входит в пятерку самых востребованных на международных аукционах русских художников.

Не так давно на финском аукционе «Хагельштам» неизвестная ранее картина Айвазовского «Корабль на заре» была куплена российским коллекционером за 70 тысяч евро. Стоимость самых известных полотен мастера достигает от 1-го до 3-х миллионов долларов. Возможно, поэтому картины Айвазовского так часто становятся предметами хищения.

Так, например, в 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди них - две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14-ти похищенных картин были возвращены сочинскому музею (не найдена картина Б. Кустодиева «Крыши»).

В 1997 году из частной коллекции в Москве похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1871). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала, картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины, не дали оснований считать обнаруженную картину - похищенной. Российское МВД не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома

В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник задержан спустя 3 месяца, похищенные картины после двухлетней реставрации возвращены в музей.

В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Она до сих пор не найдена.

В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856). В 1999 году картину забрали из музея под видом реставрации, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка. Подлинник картины не найден. Подделка по решению суда уничтожена.

В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).

9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.

Посмертная слава могла бы польстить художнику, хотя, нужно признать, что и при жизни он не был обделен вниманием поклонников. Такова уж была планида этого человека - Иван Айвазовский считался везунчиком, а благосклонность фортуны к нему отмечали все, кто его знал. Судите сами.

 

Драгоценности не продаются!

Будущий художник рос в семье разорившегося многодетного купца, без каких-либо надежд на образование, тем более художественное. Но его росписи на стене казенного здания заметил градоначальник Феодосии, который забрал одаренного мальчика в свой дом, определил в гимназию, оплачивал уроки живописи и музыки, к которым тот проявил способности.

Потом отправил его рисунки в Академию художеств Санкт-Петербурга, куда Айвазовский сразу же был принят на казенный счет. При этом сам он никаких особых усилий не прилагал и мук творчества не испытывал - природа наделила его легким талантом. На самые выдающиеся свои полотна живописец тратил от одного часа до пяти дней, а платили ему за них весьма значительные деньги.

Даже когда Айвазовского сбила мчащаяся коляска, он не пострадал, а встретил свою первую и самую романтическую любовь. Из коляски выпорхнула стройная молодая дама, лицо которой закрывала вуаль. Она отвезла пострадавшего домой, а утром прислала ему билеты на «Сильфиду» - спектакль, попасть на который не могли даже именитые горожане, не то что бедные студенты. Исполнительница главной роли, итальянская балерина Мария Тальони, была необыкновенно популярна в Европе, на ее выступления в Санкт-Петербурге собирался весь цвет российской столицы.

После спектакля у артистического входа, куда Айвазовский с товарищами пришел посмотреть на отъезжающую после спектакля богиню, он услышал свое имя, а потом получил роскошный букет роз. Только тогда он понял, что дама из коляски и Тальони - одно лицо. Поклонники предлагали ему огромные деньги за цветок из букета, но он свою драгоценность не продал.

 

Итальянские каникулы

 

Вскоре Тальони покинула Петербург, и Айвазовский бросился на ее поиски. В Венеции, где у Марии было собственное палаццо, ее не оказалось. Юноша долго ждал ее возвращения, параллельно набирался впечатлений. Он посетил своего брата Габриэла, ставшего монахом одного из венецианских монастырей, съездил в Рим и Флоренцию, написал множество картин - в общем, провел время с пользой. А когда вернулся в Венецию, с гастролей возвратилась и Тальони. Она обрадовалась молодому поклоннику и предложила поселиться в палаццо.

Балерина репетировала, юный художник писал по памяти морские пейзажи, им было хорошо вместе. Только страх потерять Марию омрачал его счастье, и он сделал ей предложение. И опять везение: она отказала, справедливо рассудив, что разница в возрасте в тринадцать лет не позволит ей по-настоящему полюбить его и не сделает их брак счастливым. К тому же мудрая женщина посоветовала молодому художнику вернуться в Россию. На память она подарила Ивану розовую балетную туфельку, в которой танцевала «Сильфиду».

Тяжело пережив разрыв с любимой, Айвазовский вскоре поймет ее правоту. К тому же выяснится, что за время «итальянских каникул» его известность на родине возросла многократно.

 

Наравне с классиками

 

Во время пребывания Айвазовского в Италии папа Римский Григорий XVI купил у художника его полотно «Хаос». Была даже создана комиссия из кардиналов и прелатов для экспертизы: нет ли на картине крамолы. А флорентийская галерея Уффици заказала ему автопортрет для экспозиции величайших живописцев мира, начиная с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Из наших соотечественников до Айвазовского такой чести удостоился только Орест Кипренский.
Художнику благоволят и покупают картины самые знатные персоны империи, коллекционеры и даже члены царской семьи. Он признан, богат и чрезвычайно востребован. Не хватает только любимой женщины - случайных дам полусвета, как и высшего света, он в расчет не принимает.

 

Нет худа без добра

 

В одном из богатых столичных домов, куда его приведет критик Виссарион Белинский, Айвазовский увидит прелестную англичанку Юлию Гревс - гувернантку хозяйских дочерей. И влюбится, хотя мог бы запросто претендовать на руку и сердце одной из наследниц хозяина. Они поженятся, родят четырех дочерей, но через двенадцать лет их брак распадется. Юлия так прочно сживется со статусом жены знаменитого художника, что уже не захочет прозябать в феодосийской глуши, все чаще будет уезжать с детьми то в Петербург, то в Одессу. И однажды из такой поездки не вернется.

Конечно, после развода с женой темпераментный армянин не жил монахом и даже, по слухам, имел внебрачную дочь. Но мечтал он о настоящей семье. Так продолжалось долгих 22 года.

И вот однажды на набережной Феодосии он встретит траурную процессию – будут хоронить купца Саркисова. Айвазовский выйдет из коляски, чтобы отдать дань уважения покойному, и остолбенеет: юная вдова покажется ему настоящей мадонной, достойной пера лучших живописцев мира.

Художнику в тот момент было 65 лет, точный возраст Анны история не сохранила, но то, что разница составляла не меньше сорока лет, известно доподлинно. Тем не менее после окончания траура Иван Константинович Айвазовский и Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян обвенчаются и проживут в любви и согласии до самой кончины художника.

 

Загадка белых ландышей

Последние 16 лет жизни каждое Вербное воскресенье Айвазовскому будут приносить корзину свежих ландышей. Айвазовский много делал для родной Феодосии и ее жителей. Благодарные горожане дарили ему цветы возами. Но эти ландыши не давали художнику покоя: тот, кто посылал их, сохранял инкогнито.

В свое последнее Вербное воскресенье, 2 апреля 1900 года, Иван Константинович попросит жену узнать у посыльного имя дарителя. Она выполнит просьбу мужа, но уже после его смерти - он скончается 19 апреля. Выяснится, что заказ оплачивал граф Трубецкой, за которого вышла замуж дочь Тальони. Незадолго до смерти Мария завещает каждый год приносить ландыши великому художнику, которого много лет назад она отвергла именно в Вербное воскресенье, хотя только его и любила в своей жизни. Разбирая вещи покойного мужа, Анна Никитична найдет шкатулку со старой балетной туфелькой и бросит ее в камин - за ненадобностью.

Похоронят художника в Феодосии на территории средневековой армянской церкви Святого Саркиса. Мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора будет изготовлено итальянским скульптором Биоджоли. На древнеармянском языке напишут слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Вагнер Л. Григорович Н. Айвазовский.- М., 1970

2. Долгополов И. Мастера и шедевры/Игорь Долгополов. - М.: «Изобразительное искусство», 1987

3. Популярная художественная энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1986

4. Саргсян М. Жизнь великого мариниста. - Ереван, 1990 (на арм. яз.)

5. Стрельникова И. Иван Айвазовский: почему прославленный художник женился на гувернантке /Ирина Стрельникова // Караван историй. – 2015. - № №5

6. Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. - Самара, 2000

7. Чурак Г. И. Айвазовский. - М., 2000

 

4.07.18. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте https://vk.com/library_foliant



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: