МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени
А.С.ПУШКИНА
Факультет дефектологии и социальной работы
Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ В ДОЛЖНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Рабочая программа по подготовке специалиста для студентов по специальности
050717 - специальная (дошкольная) педагогика и психология
Санкт-Петербург
Специальная (дошкольная) педагогика и психология
Курс - 2 недели (в должности педагога-психолога)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическая практика студентов является важнейшим компонентом профессионально-педагогической подготовки специалистов по работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Она направлена на знакомство с формой и содержанием деятельности психолога в ДОУ, а также на обогащение полученных теоретических знаний навыками практической психокоррекции. Практика в должности педагога-психолога проходит в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллектуального и психического развития. В период прохождения практики будущие специалисты учатся применять и модифицировать методики изучения психики аномального ребенка, проводят психодиагностическое обследование, анализируют его результаты и на основе оценки актуального и потенциального развития аномального ребенка разрабатывают коррекционно-развивающие программы и траектории сопровождения детей.
Целью психологической практики является становление профессиональных качеств личности будущего специалиста, повышение уровня компетентности и профессионализма в соответствии с требованиями квалификационной характеристики педагога-психолога дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
В соответствии с целью практики студенты призваны решить ряд задач:
1. Ознакомиться с организацией работы в специальном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
2. Уточнить, закрепить и расширить психологические знания о контингенте специальных дошкольных учреждений.
3. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и медицинскую документацию, имеющуюся в учреждении.
4. Сформировать навык психологического изучения детей (наблюдать, осмысливать психологические факты и явления, фиксировать результаты и т.п.)
5. Провести психодиагностическое изучение детей с нарушениями интеллекта и обобщить полученные данные.
6. Спроектировать и провести коррекционно-развивающие занятия с детьми.
7. Приобрести навык разработки индивидуальных психокоррекционных программ на основе полученных результатов.
8. Ознакомиться с координацией работы практического психолога с другими специалистами ДОУ и педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного коррекционного воздействия на ребенка.
9. Ознакомиться с формами работы с родителями, реализуемыми в ДОУ.
10. Изучить и обобщить передовой психолого-педагогический опыт, овладеть на базе полученных знаний основами психологического мастерства.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Указанные задачи реализуются в ходе прохождения студентами педагогической практики на базе специализированного дошкольного учреждения при участии специалистов и сотрудников данного учреждения, преподавателей вуза, методиста практики.
Практика студентов-очников осуществляется на основе договора, заключаемого факультетом и ДОУ на взаимовыгодных условиях.
Университет не предоставляет площадки для практики студентам-заочникам. Практикант обязан самостоятельно и заблаговременно определиться с местом ее прохождения.
Объем педагогической практики соответствует утвержденному почасовому распределению.
Режим работы студента-практиканта в ДОУ с 9.00 до 15.00 ежедневно. Анализ занятий, подготовка конспектов, изготовление пособий и стимульного материала осуществляется с 12.30 до 15.00
Научно-теоретической основой психологической практики являются базовые знания студентов из области общей, детской и специальной психологии и педагогики,невропатологии, детской психиатрии и психосоматики,нейро- и патопсихологии, психотерапии, психокоррекции, психодиагностики и других дисциплин, а также современные достижения отечественной и зарубежной науки в области теории и практики оказания психологической поддержки.
Содержание педагогической практики отражено в тематическом плане и отчетной документации студентов
Требования к студентам по освоению программы практики:
Студенты должны уметь:
- в контексте проблематики нарушения выделять психологический аспект;
- переводить педагогический запрос в конкретную психологическую задачу и подбирать средства для ее решения и адекватные методы психокоррекции;
- анализировать и писать психокоррекционные программы для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);
- проводить психологическую диагностику детей с нарушением интеллекта;
- анализировать и интерпретировать полученные данные, составлять психологическое заключение;
- основываясь на данных диагностики, определять тип учреждения и направленность коррекционно-развивающей работы и воспитательного процесса в целом, используя индивидуальный и дифференцированный подход;
- составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с отклоняющимся развитием;
- владеть навыками психопрофилактической работы со всеми участниками образовательного процесса, (включая владение методами активного обучения, методикой творческого ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций и др.);
- проектировать свой личностный рост в русле гуманистических тенденций в образовании (развивать эмпатию по отношению к детям с физическими и умственными недостатками, навыки эффективной коммуникации, основанной на безусловном принятии человека и сотрудничестве и т.п.);
- профессионально и компетентно участвовать в деятельности ПМПК
- проводить профилактическую и просветительскую работу с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№ | Учебные темы, подлежащие освоению в процессе психологической практики |
1. | Работа практического психолога в специальных дошкольных образовательных учреждениях. |
1.1 | Актуальные проблемы и задачи возрастно-психологического консультирования. ( |
1.2 | Психологическая служба в системе народного образования. Основные направления работы детского практического психолога |
1.3 | Виды и причины отклонений в развитии ребенка. Дети «группы риска» в отдельные возрастные периоды |
1.4 | Работа детского практического психолога с педагогическим коллективом |
1.5 | Работа детского практического психолога с семьей |
2. | Психолого-педагогическая диагностика. |
2.1 | Цели, задачи и принципы психодиагностики детей со специальными образовательными потребностями. Тактика психологического обследования. Особенности проведения обследования детей разного возраста. |
2.2 | Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка. |
2.3 | Методики исследования познавательной сферы |
2.4 | Дифференциальная диагностика речевых нарушений |
2.5 | Методики изучения эмоционально-личностной сферы |
3. | Психокоррекционная работа с детьми. |
3.1 | Цели, задачи и принципы организации коррекционно-развивающей работы. Требования к коррекционно-развивающим программам. |
3.2 | Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Методы психологической коррекции. |
3.3 | Коррекция детско-родительских отношений. |
3.4 | Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Разработка детским практическим психологом коррекционно-развивающей программы. Диагностика и коррекция психологической школьной дезадаптации у младших школьников. |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫПРАКТИКИ
1. Установочная конференция
Данный этап предполагает знакомство студентов со структурой практики:
- определяется общий план практики;
- определяется цель и задачи психологической практики;
- содержание деятельности студентов в период психологической практики;
- основные права и обязанности студентов;
- содержание программы психологической практики;
- определение критерий оценки деятельности студентов;
- учебно-методическое обеспечение психологической практики:
2. Основной этап (практика в дошкольных образовательных учреждениях)
Реализуется в соответствии с поставленными задачами и имеет следующее содержание:
А) Знакомство с организацией работы ДОУ предполагает изучение его контингента, порядка приема и комплектования групп, оснащение кабинета психолога и организация средового пространства, изучение режима дня воспитанников и расписание занятий психолога, ознакомление с деятельностью других специалистов по сопровождению, с Уставными документами, регламентирующими работу учреждения.
Б) Знакомство с видами документации и правилами ее ведения предполагает изучение форм и видов отчетности психолога (планирование, годовые отчеты, результаты обследований и промежуточных диагностик, карты обследований и т.п.), а также анализ медицинской и педагогической документации на воспитанников, имеющейся в ДОУ.
В) Психологическое изучение детей с нарушением интеллектуальной деятельности предполагает: сбор анамнеза; ознакомление с заключением ПМПК; наблюдение за ребенком во время педагогического, воспитательного и коррекционного процесса; беседы с воспитателями, врачами и др. специалистами; проведение психологической диагностики, анализ и оформление полученных данных; составление психологического заключения и характеристик на детей; выработка общей стратегии и плана психокоррекционной работы.
Г) В контексте полученных данных и в соответствии с четвертой задачей практикант разрабатывает и проводит коррекционно-развивающие занятия, на которых в качестве эксперта присутствует психолог и методист ДОУ, помогающие на стадии рефлексии будущему специалисту осмыслить и проанализировать проделанную работу.
Д) Пятая задача предполагает знакомство с моделью преемственности коррекционного воздействия в работе специалистов (психологов, логопедов, медиков, валеологов и т.п.), изучение вектора консолидации и синхронизации усилий, участие в работе консилиума, обсуждение проблем, посещение занятий специалистов смежных областей и т.п.
Е) Практикант должен ознакомиться с тематикой родительских собраний, просветительских бесед, консультаций, приняв в них участие; изучить наглядные материалы, информационные стенды, подборку литературы для родителей, содержание журнала консультаций, имеющуюся в ДОУ и т.д.
Ж) Последняя задача предполагает знакомство с коррекционной работой по обучению и воспитанию детей, направлено на получение общего представления о воспитательном воздействии в ДОУ включает в себя: наблюдение за детьми во время режимных моментов и ежедневных занятий; участие и помощь в изготовлении дидактических пособий и стимульного материала, участие в работе педсовета ДОУ и воспитательных мероприятиях для детей с учетом возрастных особенностей и характера нарушений.
4. Рефлексивный этап
На этом этапе реализуется последняя задача: обобщение психологического опыта, полученного в конкретном ДОУ в виде портфолио, установленного образца (папка с материалами по практике с оформленным титульным листом (см.Приложения)).
5. Итоговая (заключительная конференция)
Студенты отчитываются о проделанной работе, демонстрируют свои достижения, готовят обзорную презентацию по группе, делятся впечатлениями и всесторонне анализируют свою деятельность в качестве психолога; под руководством куратора практики организуют выставку лучших пособий и документации.
По окончании педпрактики студенты должны иметь определенный уровень подготовки, способствующий повышению профессиональной компетентности будущего педагога-психолога.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа педагогической практики предусматривает организацию самостоятельной работы студентов. Задания для самостоятельной работы систематизированы по блокам. Блоки определены в зависимости от направлений профессиональной деятельности специалиста. Результаты самостоятельной работы являются обязательными для выполнения. Методическое сопровождение самостоятельной работы может быть организовано в следующих формах:
· согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
· консультации (индивидуальные), групповые по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания;
· инструктаж по методике выполнения задания;
· промежуточный контроль хода выполнения задания;
· оценка результатов выполнения заданий.