УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

А.С.ПУШКИНА

 

Факультет дефектологии и социальной работы

Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии

 

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ В ДОЛЖНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Рабочая программа по подготовке специалиста для студентов по специальности

050717 - специальная (дошкольная) педагогика и психология

 

Санкт-Петербург

Специальная (дошкольная) педагогика и психология

Курс - 2 недели (в должности педагога-психолога)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Психологическая практика студентов является важнейшим компонентом профессионально-педагогической подготовки специалистов по работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. Она направлена на знакомство с формой и содержанием деятельности психолога в ДОУ, а также на обогащение полученных теоретических знаний навыками практической психокоррекции. Практика в должности педагога-психолога проходит в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллектуального и психического развития. В период прохождения практики будущие специалисты учатся применять и модифицировать методики изучения психики аномального ребенка, проводят психодиагностическое обследование, анализируют его результаты и на основе оценки актуального и потенциального развития аномального ребенка разрабатывают коррекционно-развивающие программы и траектории сопровождения детей.

Целью психологической практики является становление профессиональных качеств личности будущего специалиста, повышение уровня компетентности и профессионализма в соответствии с требованиями квалификационной характеристики педагога-психолога дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

В соответствии с целью практики студенты призваны решить ряд задач:

 

1. Ознакомиться с организацией работы в специальном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

2. Уточнить, закрепить и расширить психологические знания о контингенте специальных дошкольных учреждений.

3. Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и медицинскую документацию, имеющуюся в учреждении.

4. Сформировать навык психологического изучения детей (наблюдать, осмысливать психологические факты и явления, фиксировать результаты и т.п.)

 

5. Провести психодиагностическое изучение детей с нарушениями интеллекта и обобщить полученные данные.

6. Спроектировать и провести коррекционно-развивающие занятия с детьми.

7. Приобрести навык разработки индивидуальных психокоррекционных программ на основе полученных результатов.

8. Ознакомиться с координацией работы практического психолога с другими специалистами ДОУ и педагогическим коллективом с целью эффективного комплексного коррекционного воздействия на ребенка.

9. Ознакомиться с формами работы с родителями, реализуемыми в ДОУ.

10. Изучить и обобщить передовой психолого-педагогический опыт, овладеть на базе полученных знаний основами психологического мастерства.

 

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Указанные задачи реализуются в ходе прохождения студентами педагогической практики на базе специализированного дошкольного учреждения при участии специалистов и сотрудников данного учреждения, преподавателей вуза, методиста практики.

Практика студентов-очников осуществляется на основе договора, заключаемого факультетом и ДОУ на взаимовыгодных условиях.

Университет не предоставляет площадки для практики студентам-заочникам. Практикант обязан самостоятельно и заблаговременно определиться с местом ее прохождения.

Объем педагогической практики соответствует утвержденному почасовому распределению.

Режим работы студента-практиканта в ДОУ с 9.00 до 15.00 ежедневно. Анализ занятий, подготовка конспектов, изготовление пособий и стимульного материала осуществляется с 12.30 до 15.00

Научно-теоретической основой психологической практики являются базовые знания студентов из области общей, детской и специальной психологии и педагогики,невропатологии, детской психиатрии и психосоматики,нейро- и патопсихологии, психотерапии, психокоррекции, психодиагностики и других дисциплин, а также современные достижения отечественной и зарубежной науки в области теории и практики оказания психологической поддержки.

Содержание педагогической практики отражено в тематическом плане и отчетной документации студентов

Требования к студентам по освоению программы практики:

 

Студенты должны уметь:

- в контексте проблематики нарушения выделять психологический аспект;

- переводить педагогический запрос в конкретную психологическую задачу и подбирать средства для ее решения и адекватные методы психокоррекции;

- анализировать и писать психокоррекционные программы для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР);

- проводить психологическую диагностику детей с нарушением интеллекта;

- анализировать и интерпретировать полученные данные, составлять психологическое заключение;

- основываясь на данных диагностики, определять тип учреждения и направленность коррекционно-развивающей работы и воспитательного процесса в целом, используя индивидуальный и дифференцированный подход;

- составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с отклоняющимся развитием;

- владеть навыками психопрофилактической работы со всеми участниками образовательного процесса, (включая владение методами активного обучения, методикой творческого ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций и др.);

- проектировать свой личностный рост в русле гуманистических тенденций в образовании (развивать эмпатию по отношению к детям с физическими и умственными недостатками, навыки эффективной коммуникации, основанной на безусловном принятии человека и сотрудничестве и т.п.);

- профессионально и компетентно участвовать в деятельности ПМПК

- проводить профилактическую и просветительскую работу с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ;

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

№   Учебные темы, подлежащие освоению в процессе психологической практики  
1. Работа практического психолога в специальных дошкольных образовательных учреждениях.
1.1 Актуальные проблемы и задачи возрастно-психологического консультирования. (
1.2 Психологическая служба в системе народного образования. Основные направления работы детского практического психолога
1.3 Виды и причины отклонений в развитии ребенка. Дети «группы риска» в отдельные возрастные периоды
1.4 Работа детского практического психолога с педагогическим коллективом
1.5 Работа детского практического психолога с семьей
2. Психолого-педагогическая диагностика.
2.1   Цели, задачи и принципы психодиагностики детей со специальными образовательными потребностями. Тактика психологического обследования. Особенности проведения обследования детей разного возраста.
2.2 Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка.
2.3 Методики исследования познавательной сферы
2.4 Дифференциальная диагностика речевых нарушений
2.5 Методики изучения эмоционально-личностной сферы
3. Психокоррекционная работа с детьми.
3.1   Цели, задачи и принципы организации коррекционно-развивающей работы. Требования к коррекционно-развивающим программам.
3.2 Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Методы психологической коррекции.
3.3 Коррекция детско-родительских отношений.
3.4 Социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Разработка детским практическим психологом коррекционно-развивающей программы. Диагностика и коррекция психологической школьной дезадаптации у младших школьников.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫПРАКТИКИ

 

1. Установочная конференция

Данный этап предполагает знакомство студентов со структурой практики:

- определяется общий план практики;

- определяется цель и задачи психологической практики;

- содержание деятельности студентов в период психологической практики;

- основные права и обязанности студентов;

- содержание программы психологической практики;

- определение критерий оценки деятельности студентов;

- учебно-методическое обеспечение психологической практики:

 

2. Основной этап (практика в дошкольных образовательных учреждениях)

Реализуется в соответствии с поставленными задачами и имеет следующее содержание:

 

А) Знакомство с организацией работы ДОУ предполагает изучение его контингента, порядка приема и комплектования групп, оснащение кабинета психолога и организация средового пространства, изучение режима дня воспитанников и расписание занятий психолога, ознакомление с деятельностью других специалистов по сопровождению, с Уставными документами, регламентирующими работу учреждения.

 

Б) Знакомство с видами документации и правилами ее ведения предполагает изучение форм и видов отчетности психолога (планирование, годовые отчеты, результаты обследований и промежуточных диагностик, карты обследований и т.п.), а также анализ медицинской и педагогической документации на воспитанников, имеющейся в ДОУ.

 

В) Психологическое изучение детей с нарушением интеллектуальной деятельности предполагает: сбор анамнеза; ознакомление с заключением ПМПК; наблюдение за ребенком во время педагогического, воспитательного и коррекционного процесса; беседы с воспитателями, врачами и др. специалистами; проведение психологической диагностики, анализ и оформление полученных данных; составление психологического заключения и характеристик на детей; выработка общей стратегии и плана психокоррекционной работы.

 

Г) В контексте полученных данных и в соответствии с четвертой задачей практикант разрабатывает и проводит коррекционно-развивающие занятия, на которых в качестве эксперта присутствует психолог и методист ДОУ, помогающие на стадии рефлексии будущему специалисту осмыслить и проанализировать проделанную работу.

 

Д) Пятая задача предполагает знакомство с моделью преемственности коррекционного воздействия в работе специалистов (психологов, логопедов, медиков, валеологов и т.п.), изучение вектора консолидации и синхронизации усилий, участие в работе консилиума, обсуждение проблем, посещение занятий специалистов смежных областей и т.п.

 

Е) Практикант должен ознакомиться с тематикой родительских собраний, просветительских бесед, консультаций, приняв в них участие; изучить наглядные материалы, информационные стенды, подборку литературы для родителей, содержание журнала консультаций, имеющуюся в ДОУ и т.д.

 

Ж) Последняя задача предполагает знакомство с коррекционной работой по обучению и воспитанию детей, направлено на получение общего представления о воспитательном воздействии в ДОУ включает в себя: наблюдение за детьми во время режимных моментов и ежедневных занятий; участие и помощь в изготовлении дидактических пособий и стимульного материала, участие в работе педсовета ДОУ и воспитательных мероприятиях для детей с учетом возрастных особенностей и характера нарушений.

 

4. Рефлексивный этап

На этом этапе реализуется последняя задача: обобщение психологического опыта, полученного в конкретном ДОУ в виде портфолио, установленного образца (папка с материалами по практике с оформленным титульным листом (см.Приложения)).

 

5. Итоговая (заключительная конференция)

Студенты отчитываются о проделанной работе, демонстрируют свои достижения, готовят обзорную презентацию по группе, делятся впечатлениями и всесторонне анализируют свою деятельность в качестве психолога; под руководством куратора практики организуют выставку лучших пособий и документации.

По окончании педпрактики студенты должны иметь определенный уровень подготовки, способствующий повышению профессиональной компетентности будущего педагога-психолога.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа педагогической практики предусматривает организацию самостоятельной работы студентов. Задания для самостоятельной работы систематизированы по блокам. Блоки определены в зависимости от направлений профессиональной деятельности специалиста. Результаты самостоятельной работы являются обязательными для выполнения. Методическое сопровождение самостоятельной работы может быть организовано в следующих формах:

· согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

· консультации (индивидуальные), групповые по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания;

· инструктаж по методике выполнения задания;

· промежуточный контроль хода выполнения задания;

· оценка результатов выполнения заданий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: