КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
дисциплины
Политология
Направление подготовки (специальность): 040100 Социология
Профиль подготовки: Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2012 г.
Рассмотрено на заседании кафедры социологии и политологии
протокол № 5 от «14 » марта 20 12 г.
Зав. кафедрой________________И.А. Батанина
Содержание
№ лекций | Темы | Кол-во часов |
Введение в политологию | ||
История развития политической науки | ||
Политическая власть и механизмы ее функционирования | ||
Государство как политический институт | ||
Политическая система общества | ||
Политические режимы | ||
Гражданское общество как условие демократии | ||
Политическая элита и лидерство | ||
Политические партии и партийные системы | ||
Политические отношения и политические процессы | ||
Политическая культура и политическая социализация | ||
Политическое развитие и кризисы | ||
Технологии управления политическими процессами | ||
Мировая политика и геополитика | ||
Международные политические отношения и организации | ||
Прикладная политология | ||
Политическое моделирование | ||
Итого |
Лекция 1. Политика как общественное явление
Происхождение политики
Исторически термин «политика» стал использоваться в связи с отображением деятельности древнегреческих полисов в отличие от дел семейных и частных.
Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей которой являлось сохранение внутренней целостности.
|
Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.
Политика:
во-первых, выступала как средство, обесценившее потенциал силовых средств сплочения общества;
во-вторых, позиционировала властный ресурс населения, его право на участие в решении общеколлективных вопросов.
Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г. после перевода аристотелевской «Политики» с греческого на латынь.
С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д.
В эпоху Античности появилось представление:
1) о политике как:
¡ общественной деятельности;
¡ коллегиальном принятии решений;
¡ участии всех граждан в жизни полиса;
2) о политиках как людях наиболее образованных, умудренных опытом, толерантных, креативных и предусмотрительных, которые свои лучшие качества направляют на службу своему полису и заботу о его людях.
В то же время на Востоке, например, в Персии, политика понимается как:
1. власть, данная богом и передаваемая по наследству;
2. как деяния правителя, проявляющиеся через:
¡ завоевание сопредельных стран;
¡ увеличение собственной территории и военной мощи;
¡ строительство новых крепостей и дворцов, основание городов и храмов, возвышающих правителя над простыми смертными;
|
¡ выполнение не только царственной воли, но и любой прихоти деспота.
В Средневековье в связи с господством христианской догматики под политикой понимали в первую очередь выполнение библейских и евангельских заповедей, в обеспечении всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов.
Церковь Восточной Римской империи – Византии - выдвинула доктрину «симфонии властей», согласно которой высшей духовной и светской властью обладает избираемый император, в лице которого и согласуется политика этих двух видов власти.
Приблизительно так же понимали политику в средневековом мусульманском мире. Здесь халиф (наследственный или избранный) тоже объединял в себе религиозную и светскую власть, а главную задачу видел в соблюдении всеми правоверными заповедей пророка и законов шариата, противостояние раскольникам и сектантам, борьбу за расширение области ислама и укрепление халифата.
В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Никколо Макиавелли.
Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.).
Политика стала рассматриваться не только через деяния правителей, в первую очередь, связанных с войной, а политика – это:
¡ деяния народа под руководством правителей и, в первую очередь, основание государств и городов;
|
¡ не только внешняя экспансия, а постоянная, напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил.
Политика стала показателем свершившегося исторического акта, когда правящая элита стала вынуждена обращаться к населению не столько для сохранения своего положения, сколько для повышения эффективности управления обществом.
Это показало новые возможности власти, основанной на авторитете правителей и гражданской лояльности и солидарности.
Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия.
В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.
Эти представления включали политику:
¡ аристократическую и охлократическую;
¡ олигархическую и демократическую;
¡ тираническую и деспотическую;
¡ республиканскую и имперскую;
¡ справедливую и несправедливую;
¡ внутреннюю и внешнюю;
¡ светскую и религиозную;
¡ мирную и военную;
¡ элитарную и народную;
¡ личностей и политику масс.
В истории политической мысли имели место три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:
¡ религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают боги олимпийские, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;
¡ философско-этический, когда под политикой понималась, деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами на основе этих законов должна была соответствовать этой идее;
¡ научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.
Современные представления о политике
Современные представления о политике связаны не только с государством, но и с негосударственными институтами – гражданским обществом, местным самоуправлением, СМИ.
На стыке гражданского общества и государства проявляется публичная политика.
Важную роль в политике играют также межгосударственные объединения, неправительственные международные организации.
Области политики:
¡ государственная (официальная) политика;
¡ публичная политика;
¡ политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).
Особенности публичной политики:
¡ ведется открыто и гласно и обязательно освещается в средствах массовой информации;
¡ в публичной политике участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества;
¡ к публичной политике относятся проблемы, обсуждаемые дома, на работе, на отдыхе, в общественных заведениях, специальных дискуссионных клубах;
¡ публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.
Представления современных политологов о сущности политического:
¡ принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М.Вебер);
¡ распределение полномочий и ресурсов: кто, что получает, когда и как (Г.Лассуэлл);
¡ завоевание и осуществление власти (М.Дюверже);
¡ властное распределение ценностей внутри общества (Д.Истон);
¡ процесс управления обществом (А.Ранни);
¡ процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д.Ниммо);
¡ искусство государственного управления (Э.Хейвуд).
В современной политической теории существует много определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:
¡ социологические и экономические дефиниции определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию;
¡ стратификационные и правовые определения трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику из права и естественных прав человека;
¡ этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага;
¡ субстанциальные дефиниции определяют политику как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти;
¡ институциональные и антропологические определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается власть;
¡ конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе;
¡ деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.
Таким образом, можно дать следующие определения политики:
¡ это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;
¡ это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление;
¡ это взаимоотношения больших групп людей, опосредованных государственными институтами управления;
¡ это определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, защита страны и обеспечение прав человека;
¡ это решение глобальных международных, демографических и других проблем;
¡ это управление обществом.
В английском языке существуют три термина обозначающие три стороны политики:
¡ policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;
¡ роlity [ро1iti] — политические институты, государственное устройство, государство;
¡ роlitics [роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука.
В англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.
Парадигмы современной политики (парадигма - теория, модель, взятая в качестве образца решения задач):
¡ теологическая – рассматривает политику как явление сверхъестественного происхождения;
¡ натуралистическая – толкование политики как части природы;
¡ социоцентристская – утверждает происхождение политики как общественного явления.
Парадигмы, основанные на идеологических предпочтениях:
¡ левая парадигма политики имеет ярко выраженную социальную направленность, связанную с перераспределением произведенного продукта в целях достижения социальной справедливости;
¡ правая парадигма - предельно национальна и замкнута рамками нации: на первый план выдвигаются не социальные, а национальные проблемы;
¡ центристская парадигма политики занимает промежуточное место между двумя предыдущими.
Дилемму «личность – общество» она решает в нахождении равновесия между правами человека и его обязанностями по отношению к государству и обществу.
Дилемму «свобода – равенство» она пытается решить в поиске оптимального соотношения между этими категориями: каждый может чувствовать себя свободным в выборе образа и стиля жизни, в принятии жизненно важных решений, но его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
По технологии осуществления различают два вида политики:
¡ Умеренную, выступающую за соблюдение всех демократических процедур, терпимости к другому мнению, инакомыслию. Характеризуется центростремительным вектором, поэтому близка к чертам центристской политики.
¡ Радикальную, характеризующуюся направленностью как в левую, так и в правую стороны от центра политической оси, а также центробежностью. Основные ее характеристики: проявления крайностей, максимализма, нетерпимости, агрессивности, заявление об исключительности, привилегиях для определенной расы, нации, религии, класса.