Современные представления о политике




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

дисциплины

 

Политология

 

 

Направление подготовки (специальность): 040100 Социология

Профиль подготовки: Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

Тула 2012 г.

 


Рассмотрено на заседании кафедры социологии и политологии

протокол № 5 от «14 » марта 20 12 г.

Зав. кафедрой________________И.А. Батанина

Содержание

 

№ лекций Темы Кол-во часов
  Введение в политологию  
  История развития политической науки  
  Политическая власть и механизмы ее функционирования  
  Государство как политический институт  
  Политическая система общества  
  Политические режимы  
  Гражданское общество как условие демократии  
  Политическая элита и лидерство  
  Политические партии и партийные системы  
  Политические отношения и политические процессы  
  Политическая культура и политическая социализация  
  Политическое развитие и кризисы  
  Технологии управления политическими процессами  
  Мировая политика и геополитика  
  Международные политические отношения и организации  
  Прикладная политология  
  Политическое моделирование  
Итого  

 

 


Лекция 1. Политика как общественное явление

Происхождение политики

Исторически термин «политика» стал использоваться в связи с отображением деятельности древнегреческих полисов в отличие от дел семейных и частных.

Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей которой являлось сохранение внутренней целостности.

Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.

Политика:

во-первых, выступала как средство, обесценившее потенциал силовых средств сплочения общества;

во-вторых, позиционировала властный ресурс населения, его право на участие в решении общеколлективных вопросов.

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г. после перевода аристотелевской «Политики» с греческого на латынь.

С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д.

В эпоху Античности появилось представление:

1) о политике как:

¡ общественной деятельности;

¡ коллегиальном принятии решений;

¡ участии всех граждан в жизни полиса;

2) о политиках как людях наиболее образованных, умудренных опытом, толерантных, креативных и предусмотрительных, которые свои лучшие качества направляют на службу своему полису и заботу о его людях.

В то же время на Востоке, например, в Персии, политика понимается как:

1. власть, данная богом и передаваемая по наследству;

2. как деяния правителя, проявляющиеся через:

¡ завоевание сопредельных стран;

¡ увеличение собственной территории и военной мощи;

¡ строительство новых крепостей и дворцов, основание городов и храмов, возвышающих правителя над простыми смертными;

¡ выполнение не только царственной воли, но и любой прихоти деспота.

В Средневековье в связи с господством христианской догматики под политикой понимали в первую очередь выполнение библейских и евангельских заповедей, в обеспечении всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов.

Церковь Восточной Римской империи – Византии - выдвинула доктрину «симфонии властей», согласно которой высшей духовной и светской властью обладает избираемый император, в лице которого и согласуется политика этих двух видов власти.

Приблизительно так же понимали политику в средневековом мусульманском мире. Здесь халиф (наследственный или избранный) тоже объединял в себе религиозную и светскую власть, а главную задачу видел в соблюдении всеми правоверными заповедей пророка и законов шариата, противостояние раскольникам и сектантам, борьбу за расширение области ислама и укрепление халифата.

В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Никколо Макиавелли.

Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.).

Политика стала рассматриваться не только через деяния правителей, в первую очередь, связанных с войной, а политика – это:

¡ деяния народа под руководством правителей и, в первую очередь, основание государств и городов;

¡ не только внешняя экспансия, а постоянная, напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил.

Политика стала показателем свершившегося исторического акта, когда правящая элита стала вынуждена обращаться к населению не столько для сохранения своего положения, сколько для повышения эффективности управления обществом.

Это показало новые возможности власти, основанной на авторитете правителей и гражданской лояльности и солидарности.

Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия.

В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.

Эти представления включали политику:

¡ аристократическую и охлократическую;

¡ олигархическую и демократическую;

¡ тираническую и деспотическую;

¡ республиканскую и имперскую;

¡ справедливую и несправедливую;

¡ внутреннюю и внешнюю;

¡ светскую и религиозную;

¡ мирную и военную;

¡ элитарную и народную;

¡ личностей и политику масс.

В истории политической мысли имели место три основных периода, давших три разных подхода к трактовке политики:

¡ религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для такой политики являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают боги олимпийские, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;

¡ философско-этический, когда под политикой понималась, деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами на основе этих законов должна была соответствовать этой идее;

¡ научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания. Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.

Современные представления о политике

 

Современные представления о политике связаны не только с государством, но и с негосударственными институтами – гражданским обществом, местным самоуправлением, СМИ.

На стыке гражданского общества и государства проявляется публичная политика.

Важную роль в политике играют также межгосударственные объединения, неправительственные международные организации.

Области политики:

¡ государственная (официальная) политика;

¡ публичная политика;

¡ политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

Особенности публичной политики:

¡ ведется открыто и гласно и обязательно освещается в средствах массовой информации;

¡ в публичной политике участвуют профессиональные политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества;

¡ к публичной политике относятся проблемы, обсуждаемые дома, на работе, на отдыхе, в общественных заведениях, специальных дискуссионных клубах;

¡ публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.

Представления современных политологов о сущности политического:

¡ принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М.Вебер);

¡ распределение полномочий и ресурсов: кто, что получает, когда и как (Г.Лассуэлл);

¡ завоевание и осуществление власти (М.Дюверже);

¡ властное распределение ценностей внутри общества (Д.Истон);

¡ процесс управления обществом (А.Ранни);

¡ процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д.Ниммо);

¡ искусство государственного управления (Э.Хейвуд).

В современной политической теории существует много определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:

¡ социологические и экономические дефиниции определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию;

¡ стратификационные и правовые определения трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику из права и естественных прав человека;

¡ этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага;

¡ субстанциальные дефиниции определяют политику как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти;

¡ институциональные и антропологические определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается власть;

¡ конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе;

¡ деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.

Таким образом, можно дать следующие определения политики:

¡ это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия;

¡ это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление;

¡ это взаимоотношения больших групп людей, опосредованных государственными институтами управления;

¡ это определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, защита страны и обеспечение прав человека;

¡ это решение глобальных международных, демографических и других проблем;

¡ это управление обществом.

В английском языке существуют три термина обозначающие три стороны политики:

¡ policy [polisi] — политика, линия проведения, политический курс;

¡ роlity [ро1iti] — политические институты, государственное устройство, государство;

¡ роlitics [роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука.

В англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее содержание политики.

Парадигмы современной политики (парадигма - теория, модель, взятая в качестве образца решения задач):

¡ теологическая – рассматривает политику как явление сверхъестественного происхождения;

¡ натуралистическая – толкование политики как части природы;

¡ социоцентристская – утверждает происхождение политики как общественного явления.

Парадигмы, основанные на идеологических предпочтениях:

¡ левая парадигма политики имеет ярко выраженную социальную направленность, связанную с перераспределением произведенного продукта в целях достижения социальной справедливости;

¡ правая парадигма - предельно национальна и замкнута рамками нации: на первый план выдвигаются не социальные, а национальные проблемы;

¡ центристская парадигма политики занимает промежуточное место между двумя предыдущими.

Дилемму «личность – общество» она решает в нахождении равновесия между правами человека и его обязанностями по отношению к государству и обществу.

Дилемму «свобода – равенство» она пытается решить в поиске оптимального соотношения между этими категориями: каждый может чувствовать себя свободным в выборе образа и стиля жизни, в принятии жизненно важных решений, но его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

По технологии осуществления различают два вида политики:

¡ Умеренную, выступающую за соблюдение всех демократических процедур, терпимости к другому мнению, инакомыслию. Характеризуется центростремительным вектором, поэтому близка к чертам центристской политики.

¡ Радикальную, характеризующуюся направленностью как в левую, так и в правую стороны от центра политической оси, а также центробежностью. Основные ее характеристики: проявления крайностей, максимализма, нетерпимости, агрессивности, заявление об исключительности, привилегиях для определенной расы, нации, религии, класса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: