Российский государственный педагогический университет
Им. А. И. Герцена
Институт педагогики и психологии
Дисциплина «Сравнительная педагогика»
«Характеристика системы дошкольного образования в Германии и России»
Реферат
Выполнила
Студентка- 4 курса образовательной
программы бакалавриата «Психолого-педагогическое образование»
Цветаева Виктория Александровна
Преподаватель
д.п.н., профессор
Пискунова Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Система дошкольного образования в Германии…………………………3
2. Система дошкольного образования в России…………………………….6
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом к переменам, происходящим во всем мире и приводящим к неизбежной модернизации системы образования. К важнейшим тенденциям современности необходимо отнести демократизацию образовательных систем, открытость образования, преемственность образовательных ступеней, поиск компромисса между жесткой централизацией образования и автономией в сфере управления, расширение автономии образовательных организаций.
Вышеперечисленные изменения коснулись и системы дошкольного образования, что наиболее интересно проследить на примере таких стран, как Россия и Германия. Если для нашей страны на протяжении длительного периода времени был характерен унифицированный подход к организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста, регламентированный единой программой, то о немецкой системе дошкольного образования этого сказать нельзя. Прежде всего, потому, что необходимо вести речь об искусственном ее разделении на отдельные государства ФРГ и ГДР: в первой стане не было единых законов, касающихся дошкольного воспитания, во второй обучение и воспитание дошкольников во многом осуществлялось по модели, распространенной в СССР.
Таким образом, цель настоящей работы – представить характеристику системы дошкольного образования стран Германии и России.
Для достижения цели предполагается проанализировать следующие источники: учебники и учебные пособия, написанные Ф.Н. Апиш, Х.М. Дауровой, В.А. Зебзеевой, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, Н.В. Сазоновой; публикации в реферируемых журналах, авторами которых являются А.Н. Веракса, И.Е. Крапоткина, Т.Д. Шапошникова.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, включающего 15 источников.
Система дошкольного образования в Германии
Ознакомление с содержанием учебной литературы по теме настоящей работы позволило установить, что в настоящее время в Германии распространены две модели дошкольных учреждений: 1) свободная; 2) открытая. Об этом говорится в учебном пособии «Дошкольное и начальное образование за рубежом», написанном Л.А. Парамоновой и Е.Ю. Протасовой [12]. В основе первой модели находятся принципы, разработанные австрийским педагогом, философом и социальным реформатором Р. Штейнером. Это вальдорфская педагогика. В основе второй отражены идеи итальянского педагога, врача и философа М. Монтессори.
У преимущественного количества детских садов, а это 70%, есть учредители, к числу которых, согласно учебному пособию Х.М. Даурова «Система дошкольного и среднего образования в современной Германии», относятся благотворительные объединения, церковь, предприятия, общины. Остальные 30% находятся либо в ведении муниципалитетов, федеральных структур, либо государства в целом, которое оказывает детским садам «финансовую помощь» [5, с. 14].
Проведя весьма условную разграничительную линию, отметим: все детские сады страны можно разделить на два типа – функционально-ориентированные и ситуационно-ориентированные. Первый предполагает систематические занятия с детьми. Второй тип – свободное развитие. Последних в стране большинство. Причина заключается в том, что немецкие ученые придерживаются концепции, согласно которой интенсивные занятия действительно дают положительный результат, но он исключительно краткосрочный и абсолютно не влияет на отдаленные результаты.
Гораздо важнее, с точки зрения педагогов Германии, когда ребенок интенсивно проживает повседневную жизнь в смешанных по возрасту группах. Но каковы бы ни были модели, они сходны в главном – в развитии свободной, самостоятельной личности. В пользу ранней самостоятельности говорит тот факт, что воспитатели Германии не несут юридическую ответственность за жизнь детей. Они обязаны лишь обезопасить пребывания ребенка в учреждении. Даже трехлетние малыши чувствуют себя очень свободно, так как они не только вправе перемещаться на достаточно большом участке, но и переходить из группы в группу. Единственное требование: о своем уходе ребенок обязан сообщить воспитателю.
Длительность пребывания ребенка в детском саду не оговаривается ни одним нормативным документом. По данным исследователя А.Н. Вераксы, которые он обозначил в работе «Развитие дошкольного образования в Германии», только «12% дошкольных учреждений работает с утра и до 17 часов вечера» [4, с. 93]. Остальные до полудня. Относительно возраста, с которого начинается посещение детского сада, есть четкая определенность – с 3-х лет.
Содержание образования в детских садах реализуется в форме свободной игры и общения, например, ролевых либо настольных игр, конструирования. Обучение здесь не осуществляется: «основой деятельности ребенка является игра-эксперимент» [9, с. 578], чем дети занимаются приблизительно с 8-00 до 10-00. Затем они продолжают находиться в группе, где переключаются на ручной труд, рисование, рассматривание иллюстрированных книг и слушание текстов художественной литературы, либо выходят на улицу, где играют в подвижные игры. Такая деятельность длится до 11-00 часов.
После этого наступает время свободных игр в помещении. Завершается пребывание в детском саду в 12-20. В том случае, когда ребенок остается в дошкольном учреждении и дальше, весь цикл повторяется. В каком бы типе дошкольных учреждений ни находился малыш, все группы достаточно похожи из-за разновозрастного состава. Воспитание детей в разновозрастных группах, которые, по сути, представляют микромодель общества, направлено на создание отношений, построенных по типу взаимной поддержки и помощи, вместо неизбежной конкуренции, возникающей в гомогенных по возрасту группах.
Исходя из разновозрастного состава группы, воспитатели преимущественно используют методы индивидуальной работы или взаимодействие с малыми группами. Занятия со всей группой для системы дошкольного образования Германии не характерны. Кроме того, они практически нереальны из-за широты спектра возрастов детей.
Так как традиционная культура Германии основана на соблюдении праздников, то годовой цикл обуславливает содержание повседневной работы педагогов. Темой для обсуждения с детьми становятся их впечатления по конкретному поводу. Например, осень – время сбора урожая; День всех святых – разговор о праведниках, наиболее почитаемых у немецкого народа, и проч. События календарного цикла обсуждаются не только в процессе неподготовленной беседы, но и в ходе игр.
Они могут начинаться и завершаться спонтанно. При этом воспитатель не имеет право вмешиваться в ход игры. Также он не должен побуждать детей к осуществлению какой-либо деятельности – рисованию, рукоделию, заучиванию стихов и проч. без их собственной инициативы. Единственное, что имеет право воспитатель оценить и отметить, это собственное творчество ребенка. За исключением каких-либо частных случаев, педагог не должен помогать детям, поскольку не в состоянии понять их замысла, а значит, помешает воплощению идей.
Говоря о структурировании дня в детском саду, необходимо обратить внимание на то, что далеко не во всех дошкольных учреждениях предусмотрено питание детей. В книге В.А. Зебзеевой «Современные системы дошкольного образования за рубежом» указано: чтобы ребенок не оставался голодным, родители самостоятельно заботятся о том, чтобы в специальной сумочке или рюкзачке лежали «бутерброд, фрукты, печенье, соки» [7, с. 33]. Там, где это предусмотрено, «воспитатели готовят напитки, чай, молоко» [7, с. 33]. После приема пищи, педагоги либо самостоятельно приводят в порядок посуду, либо им оказывают помощь практиканты, «которых обязан принимать каждый детский сад» [7, с. 33].
В основе дошкольного образования Германии находится идея об интеграции детей, имеющих проблемы со здоровьем, в общую образовательную среду. Немецкие педагоги считают, что польза для детей, имеющих разного рода нарушения и вступающим во взаимодействие со здоровыми детьми, заключается в расширении возможностей коммуникации и развитии социальных связей.
Если общее количество детей в группе достигает 25, то детей с проблемами здоровья может быть 5 – 6. Среди них могут быть слепые, глухие, умственно-отсталые дети, дети с нарушениями моторики, неадекватным поведением и др. В группу, большинство в которой составляют здоровые дети, собраны дошкольники с разного рода нарушениями. Это дает им возможность более эффективно развивать свои способности и навыки.
В исследовании Т.Д. Шапошниковой, посвятившей свою статью характеристике школьного образования в Германии, сказано, что по достижению 6-летнего возраста с детьми проводится собеседование. На основе его результатов делается вывод о готовности к дальнейшему обучению. В качестве единственного критерия выступает уровень социальной зрелости: «способность совместно с другими детьми выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить начатое дело до конца» [15, с. 59].