Рудольф Штайнер
Биография
В 16 лет Рудольф начинает изучать «Критику чистого разума» И.Канта и другие философские книги. Наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит гимназический курс, овладевая греческим, латынью, историей, литературой.
В этом разнообразии интересов можно увидеть семена будущей концепции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном плане гуманитарный, естественный и математический циклы.
В своей автобиографии Штайнер с большой любовью вспоминает о своих учителях, подробно описывает методы и содержание обучения. Не случайно вальдорфская педагогика акцентирует внимание на роли личности воспитателя и учителя и его человеческих качествах. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вложить душу в образовательный процесс.\
В1884 г. Штайнер стал домашним учителем в семье венского коммерсанта Л.Шпехта, 10-летний сын которого считался телесно и душевно больным и непригодным к обучению. Штайнер поставил перед собой сложнейшую воспитательную задачу. «Благодаря практике обучения, которую мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу психологии и физиологии» (Штайнер). Штайнер работал с мальчиком в течение двух лет, после чего тот смог сдать школьные экзамены. Позднее он поступил в университет и стал врачом.
Осенью 1879 г. по 1883 г. Штайнер учится в Венской высшей технической школе. Будучи студентом, знакомится с выдающимся исследователем наследия Гете, комментатором «Фауста», профессором К. Ю.Шроером. Штайнер заинтересовался учением Гете о цвете и самостоятельно начал заниматься оптикой.
|
Рудольф Штайнер заложил основы антропософской медицины, био-динамического сельского хозяйства, концепции «трехчленности социального организма»; дал импульсы для развития эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, музыке, архитектуре. Штайнер оказал существенную помощь при основании движения за обновление религиозной жизни Общины христиан в Штутгарте.
Во избежание недоразумений необходимо отметить, что Р.Штайнер не основывал никакой религии (как это часто ошибочно утверждают) и считал всякое основание новой религии невозможным. Об антропософии он писал, что это «познание, рождаемое в человеке его высшим «Я»».
Но наибольшую известность имя Р.Штайнера получило в вязи с широким распространением образовательных учреждений, работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являлись основным мотивом его жизни.
Педагогическая система, о которой пойдет речь, возникла в начале ХХ в. как результат размышлений ученого и философа Р.Штайнера о современном ему состоянии общества. Р.Штайнер создал новую педагогической систему, которая известна теперь как вальдорфская система образования.
С 1890 по 1897 гг. Штайнер живет в Веймаре, где наряду с педагогической деятельностью занимается изучением архива Гете.
Такой удивительный результат возник не на голом энтузиазме со стороны педагога,а благодаря трезвому,почти техническому подходу к организации обучения с учетом терапевтического и гигиенического аспектов.
Штайнер родился в 1861 г. в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего.
|
Штайнер выступает с многочисленными лекциями,посвященными социальному вопросу, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает значительные идеи в области экономики, права, налоговой системы.
Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил Штайнеру создать такую школу при фабрике. Так 25 апреля 1919 г. с рождением первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Р.Штайнер, началась история вальдорфской педагогики.
Принципы Вальдорфской педагогической системы
Вальдорфские педагоги считают, что ребёнок должен познавать мир естественным путём, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.
Главные принципы:
- широкий, комплексный подход к изучению среды,
- максимальная близость к природе (огород, ферма) и удаленность от плодов цивилизации (запрет ТВ, компьютера),
- большое внимание к эстетическим и трудовым дисциплинам (лепка, рисование, музыка, ткачество, вязание) и второстепенная роль традиционных предметов (чтение, математика со второго класса),
- уважение к личности ребенка, к его индивидуальности, подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама занимается домашними делами или творчеством, а дети пробуют повторять ее действия,
- отсутствие принуждения, оценок, эталонов правильности,
- природный интерьер: не признаются искусственные материалы. Игрушки и мебель - все натуральное.
- детей обучают искусству эвритмии. Штайнер описывал "эвритмию" как форму языка жестов и движений.
|
Методика
В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.
Группы в вальдофской системе являются разновозрастными, то есть малыши и старшие дошкольники проводят день вместе. На мой взгляд, это очень важная отличительная черта, способствующая "смягчению" атмосферы детского сада. К малышам относятся чутко, стараясь не сбить, не уронить, не обидеть.
А сами карапузы - учатся намного быстрее, имитируя старших. Начинать ходить в вальдорфский детский сад советуют с 3.5 - 4 лет.
Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.
В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.
Материалы и оборудование в Вальдофских детских садах словно "приглашают" ребёнка поиграть. Используются в основном природные материалы, приглушенные цвета, ткань.
Праздники - обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуют дни рождения, много праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода - обязательный концерт.
Режим дня: занятия требуют от детей концентрации и поэтому их планируют на начало дня. Ритм и ритуалы очень важны в программе Вальдорфского детского сада: работа в группе каждый день в определенное время, привязанная к времени года, с ритуальными песенками, пальчиковыми играми. Активные игры сменяются спокойными, что тоже развивает уравновешенность.
Результат
Личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребёнок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации, дисциплинированный и ответственный.
Недостатки системы
Основа педагогики - антропософия. Её мистические постулаты будут оказывать определённое влияние на ребёнка. Родителям надо внимательно ознакомиться с основными тезисами учения.
В детском саду полностью отсутствуют занятия по чтению, счёту, что надо учесть, если ребёнок после вальдорфского садика пойдёт в обычную школу.
Не приветствуются занятия в других кружках и секциях.
Большая зависимость успеха обучения от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта.
Сложно соответствовать стандартам Штайнер-педагогики дома и в привычном социуме.
ПРИЛОЖЕНИЕ