Типология форм политического устройства Аристотеля.




В чьих интересах осуществляется правление   Количество правящих
  Власть Власть Власть одного немногих большинства
Правильные формы (ориентированны на общее благо)       Монархия Аристократия Полития  
Неправильные формы (ориентированны на личное благо)       Тирания Олигархия Демократия

 

Идеалом Аристотеля является полития - правлениебольшинства в интересах общественного порядка. Это смешанная форма, сочетающая лучшие черты олигархии и демократии, отражающая интересы среднего класса, олицетворяющая все его гражданские доблести: благоразумие, рассудительность, умеренность. В экономическом отношении в политии господствуют средние размеры соб­ственности, что позволяет сократить разницу между богатыми и бедными, подорвать ростовщичество. Социальной опорой власти являются собственники земли. Политической опорой политии является свободное, но не обладающее богатством население. Аристотель утверждает: «Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость».

В заслугу Аристотеля как политического мыслителя можно поставить:

-он определяет государство как нечто целое, высшую форму общения людей.

-разработал критерий справедливой формы государства – интересы общего блага:

-увязал политическое правление с правлением закона: правление закона предпочтительней власти любой личности, хотя и не может быть абсолютно справедливым, но все же оно - меньшее зло, чем произвол;

-обратил внимание на то, что резкое неравенство собственности опасно для равновесия государства, и лучше управляется государство, в котором средний класс многочисленнее и сильнее, ибо в этом случае обеспечивается политическое равновесие;

-установил тесную связь политики с этикой, подчеркивая, что объектом политической науки является прекрасное и справедливое, как и в этике;

-развил учение о двух видах справедливости - уравновешивающей и распределяющей;.критерием первой является арифметическое равенство, касающееся области гражданско-правовых отношений, а критерием второй - геометрическое равенство, означающее деление общих благ по достоинству, то есть пропорционально вкладу или взносу того или иного члена общества;

-усовершенствовал систему понятий, создал новую методологию эмпирического и логического исследования политических явлений.

История античных политических учений будет неполной без трудов древнеримских мыслителей, деятельность которых продолжалась целую тысячу лет.И хотя они находились под влиянием греческих авторов, им все же удалось творчески развить учения своих предшественников, а в ряде случаев ска­зать новое слово. Оригинальным достижением, в частности, было создание юриспруденции как самостоятельной науки, включающей целый комплекс дис­циплин данного профиля. На основе изучения и обобщения современной им действительности римские мыслители проследили, эволюцию социально-экономических отношений на рубеже рабовладельческого и феодального строя, разрабо­тали вопрос о формах государственности в позднеримский период (рес­публика, империя, переходные формы от первого ко второму) и т.д. В последующем эти разработки воспринимались как классические образцы политичес­кой мысли.

Из древнеримских мыслителем в первую очередь следует назвать Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. д.н.э.) знаменитого писателя и оратора, известного политического деятеля, прошедшего все ступени государственной службы на высших должностях. Цицерон автор работ "О государстве","О законах", «0б обязанностях» и огромного числа политических и судебных речей. Он трактует политику как правовое взаимодействие народа и власти, как согласованное правовое общение. Цицерон определяет государство как дело народа. Основой государства считает право. В отличие от греческих авторов государство у Цицерона не только моральное сообщество свободных граждан, но и соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов, то есть правовое сообщество. В учении Цицерона проглядывают контуры правового государства, в котором взаимоотношения властвующих и подвластных регулируются в первую очередь нормами права.

Цицерон разрабатывает учение о формах государственного правления.

При классификации форм правления Цицерон различает: а) царскую власть (власть одного лица), б) власть оптиматов (власть нескольких выборных лиц), в)народную власть (власть всего народа). Все эти формы, по мнению Цицерона, несовершенны и при определенные обстоятельствах способны вырождаться в "дурные государства", соответственно - в тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы). Наиболее устойчивой он считает смешанную форму государства, которая вбирает в себя лучшие черты монархии, аристократии и демократии. Примером такой формы Цицерон называет Римскую республику: монархически начала в ней представлены властью консулов, аристократические - властью сената, демократические - народным собранием и властью трибунов.

Вклад Цицерона в сокровищницу политической науки состоит в сле­дующем:

-его взгляды стали промежуточным звеном, соединившим греческую политическую культуру с римской;

-сформулировал юридическое определение понятия государства как объединение множества людей, связанных правом и общностью интересов;

-определил цель государства - охрана имущественных интересов граждан;

-обосновал принцип формального (юридического) равенства: под действие закона должны подпадать все;

-предложил развернутое определение естественного права: в основе права лежит присущая природе справедливость; истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе;

-дал определение закона, как "правила разумного, соответствующего природе, распространяющегося на всех людей, правила постоянного, вечного, кото­рое призывает к исполнению долга";

-поднял вопрос об обязанностях гражданина, а также о качествах истинно го государственного деятеля.

Своеобразием отличается развитие политической мысли в средние века (VI-XIII вв.н.э.). Начиная с I века н.э. получает широкое распространение в Европе христианство, возникшее в недрах Римской империи на­кануне ее крушения. Это учение доминировало в политической мысли евро­пейцев более I тысячи лет. Его влияние оценивается двойственно. С одной стороны, христианская идеология вытеснила античные рационалистические взгляды из сознания людей, заменив их мистической религиозной мифологией, утверждавшей, что всякая власть от бога, мир возник из ничего, государство - плод человеческих грехов. С другой стороны, христианство выдвинуло ряд новых идей, в том числе этических теорий. Усиление влияния христианства способствовало отделению духовной жизни от мирской, некоторому ослаблению духовной несвободы личности в том смысле, что личность перестала быть пленником государственной власти во всем. У человека даже появились права: в частности, церковь даровала ему право на бессмертие.

Была создана мощная негосударственная организация верующих, которая имела свои собственные интересы и идеологические принципы. Христианство в известной мере помогло гуманизации полити­ческой мысли, повышению нравственной ответственности членов общества, первую очередь церковной пастве. Призывы к милосердию, любвик ближнему, справедливости, братским отношениям между народами, уважению к труду, были свойственны христианским проповедям. В этом несомненно состояла положительная сторона христианских учений, хотя ее нельзя преувеличи­вать, так как практика церкви нередко расходилась с провозглашаемыми ею идеалами. В христианской среде встречались и нетерпимость к инакомыс­лию, и корысть, и беспринципность, и жестокость, и пренебрежение к мирским

делам.

Среди выдающихся христианских мыслителей следует назвать Августина Блаженного (354-430 гг.), Фому Аквинского (1226-1243), Марсилия Падуанского (1280 -1343).

Аврелий Августин (позднее названный за заслуги перед цер­ковью Блаженным) – крупный религиозный мыслитель поздней античности. В главном своем труде "О граде Божьем" он развивает христианскую концепцию истории человечества. Необходимость власти, закона, принуждения он выводит из греховности человека. Он отмечает слабость человека, его испорченность и утверждает, что божественный порядок единственное - спа­сение, благодать, высший авторитет для людей. Августин естественное право трактует как акт божественной воли. Он противопоставляет государство и церковь, считая, что государство -это царство греха, средоточие эгоизма, источник войн и конфликтов. Христианская церковь - град Божий. Она осно­вана на беззаветной любви человека к Богу. Прослеживая эволюцию челове­чества, Августин смысл истории видит в победе христианства во всемир­ном масштабе.

Видным представителем христианской (католической) идеологии был Фома Аквинский, автор произведений "Сумма, теологии","О правлении госу­дарей", комментариев к трудам Аристотеля "Политика" и «Этика» один из столпов схоластики, - учения, использующего рационалистический, формально логический подход, античное наследие с целью доказательства иррациональ­ных истин. Коренная идея учения -идея божественного создания мира, обоже­ствления власти. В центре мироздания находится божественное провидение - вечный закон, в целом недоступный человеку. Разуму человека подвластны естественный, человеческий и божественный (содержащиеся в Библии) законы, вводящие человека в орбиту действия вечного закона. Ставя на первое место религиозную нравственность, Ф. Аквинский завершил систему идео­логического обоснования приоритета церкви. Но признавая государство продуктом божественной воли, Ф. Аквинский связывает его дальнейшее суще­ствование с естественным законом, с деятельностью разума людей. Цель го­сударства он видит в общем благе, создании необходимых условий для достойной жизни человека.

М. Падуанский в своем основном сочинении "Защитник мира" допускает критические высказывания в адрес католической церкви. Он пред­лагает свести ее деятельность к руководству духовной жизнью людей и не вмешиваться в мирские дела. Церковь служит высшей цели, определяемой Богом, её задача учить и увещевать людей. Судить, миловать, управлять - не её задача.

Государство, по мнению М.Падуанского, естественным образом вырастает из семьи, рода, племени. Оно основано на их согласии, вытекающим из общности интересов. Люди испытывают действие двух видов законов: божественного и человеческого. Согласно первому, бог дает оценку пребывания человека на земле и в зависимости от неё определяется его место в загробном мире. Второй закон должен приниматься народом и быть нацелен на достижение общего блага, укрепление власти, и выполнение её указаний. Ряд идей М.Падуанского опередил свое время. В частности, идея принадлежности народу законодательной власти, выборности народом исполнительной власти, подзаконности деятельности правительства. М.Падуанский отрицал правомерность цер­ковного суда, выдвигал требование свободы совести, вы ступал за реформу церкви.

В целом в средние века наблюдался определенный спад в истории политических учений по сравнению с периодом античности. Политическое мышление приобрело догматический характер. Политика, как и философия, превра­тилась в служанку богословия. Содержание учений было ориентировано на каноны священного писания. В общественном сознании главной была проблема соотношения церкви и государства, религиозной и светской идеологии. Идеи свободы и равенства людей чаще всего получали свое воплощение в еретических движениях и в отдельных радикальных теориях.

Начиная с XIII в. западный мир понемногу начинает расставаться со средневековьем. Формируются общественные силы, выступающие про­тив феодальных порядков и его идеологической опоры – религии. XV-XVI вв. – это время политических, религиозных, культурных перемен. Преодолевается феодальная раздробленность, складываются централизованные национальные государства, преодолевается духовная монополия папства, католицизма, начинается движение гуманизма - стремление передовых ученых, философов, политиков отойти от церковно-схоластических взглядов, учений отцов церкви к светским наукам и образованию. Вновь популярными становятся учение первоначального христианства и античная духовная культура. В науке повышеный интерес вызывает рационалистический подход к изучению различных яв­лений, эмпирические методы познания. Объектом изучения все больше стано­вится человек со всем многообразием его социальных связей. Человеческая при­рода все реже толкуется как исчадие зла и греховности и все чаще исследуется психология и мораль людей. Так возникает Ренессанс (Возрождение) -исторический период перехода от средневековья к новому времени. Его отличительные черты: светский характер общественно-политической мысли, гумани­стическое мировоззрение, обращение к духовному наследию античности, отрицание схоластики и аскетизма. Труды деятелей эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж.Боден, Т.Мор и др.) и проходившей в это же время Реформации (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) – антифеодальное и антикатолицистское общественное движение – способствовали разрушению религиозного мышления и подготовили духовно-нравственную и политико-правовую почву для буржуазных революций XVII-XVIII вв.

 

II

 

Значительного подъема достигает развитие политической мысли в Новое время. Так называется период всемирной истории от ранних буржуазных рево­люций (нидерландской и английской) XVII в. до начала XX в. В его рамках произошел переход от традиционного аграрного общества к более совершен­ному - индустриальному обществу. В это время преодолевается феодальный ук­лад жизни, коренным образом меняется характер социально-политических отношений. Общество становится более открытым, индивиды получают больше сво­боды в выборе формы собственности, занятий, местожительства, вероисповедания. Создается гражданское общество. Отменяются сословные привилегии. Натуральное хозяйство разрушается. Укореняется рыночная система. Разви­вается конкуренция во всех сферах общественной жизни и конкурентная среда.Место феодалов-землевладельцев занимают новые хозяева жизни: промышленники, торговцы, финансисты. Политически правящим классом становится буржуазия. Становление капитализма - не одномоментный акт. Оно заняло не менее 300 лет. Западная Европа стала лидером этого процесса.

Политические теории Нового времени были мощным орудием крушения феодализма и установления политической власти молодой буржуазии. Идеоло­ги. Нового времени использовали свой талант для доказательства неразумно­сти феодальных порядков и учреждений, и, напротив, старались обосновать справедливость, и разумность притязаний буржуазии на лидерство в обществе.

Классическим выражением нового мировоззрения стала теория естественного права. Она доказывает естественный характер обладания человеком прав и свобод, вытекающий из его природы и независимый от социальных условий. Антифеодальная направленность этой теории состояла в том, что все люди признавались равными от природы. Законы природы определяют положения естественного права, которому должны соответствовать нормы человеческого, волеустановленного права. Родоначальником этой теории является нидерланд­ский мыслитель Г. Гроций (1583-1645), автор широко известного трактата "О праве войны и мира. Три книги". Источником естественного права он наз­вал разум. Предписания естественного права это есть требования разума. Они противопоставляются нормам волеустановленного, т.е существующего феодального права. Естественному праву должно соответствовать и божественное волеустановленное право, то есть религиозные предписания. Г.Гроцию принадлежит также идеи договорного происхождения государства.

Он полагал, что был догосударственный период «естественного состояния», но с появлением частной собственности, неравенства возникла потребность отвести угрозу жизни и безопасности человека. Разум привел людей к пониманию необходимости заключения договора между собой, по которому они передали в пользу особой организации-государства-часть своих прав вобмен на гарантии с его стороны охранять собственность и безопасность людей. Государство Г.Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Среди творческих достижений Нового времени выделяются учения английских мыслителей Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). С их именами связан государственно-правовой подход к исследованию вопросов политики, создание политико-юридической доктрины.

Т.Гоббс в своих сочинениях "О гражданине", «Левиафан» затрагивает вопросы естественного состояния (состояние «войны всех против всех»), раскрывает смысл естественных законов (предписаний разума), характеризует процесс образования государства («смертного бога», «великого Левиафана»), которому люди обязаны сохранением и защитой жизни. Он подчеркивает, что только с установлением государства, путем взаимной договоренности между собой, естественные (моральные) законы становятся действительными (гражданскими) законами, потому что власть суверена обязывает людей повиноваться им. Т.Гоббс определяет полномочия и обязанности суверена (государства) а также называет его единственное ограничение - соблюдать естественные законы, в противном случае будет совершён грех перед Богом. Он упоминает о неотчуждаемых правах человека, которые касаются его личного самосохранения и защиты, право на сопротивление тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет его лишить свободы. Т.Гоббс трактует свободу как право делать все то, что запрещено законом. Последний он уподобляет изгороди вдоль дороги или берегам реки: помогать выбору правильного направления, а не становиться не­преодолимым препятствием: «Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собствен­ному усмотрению». Хотя Т.Гоббс выступал за абсолютизм государственной власти, отдавая предпочтение неограниченной монархии, в его учении нет признаков симпатии тоталитаризму. Избранный им политико-правовой идеал – это гражданское общество, охраняемое авторитарной властью. Он не был апологетом сословного неравенства, жесткой регламентации социальной жизни, религиозного диктата. Скорей выступал за равную для всех справедливость по принципу: "нельзя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит»; за равный для всех суд с участием присяжных; за обеспечение всех судебной защитой; за соразмерность наказания преступлению. Это уже было новое мыш­ление.

Другим крупным мыслителем XVII в. был Джон Локк, находивший понимание и поддержку в обществе у многих современников, как основатель либерализма и успешный исследователь.

В философии он разработал эмпирическую теорию познания, в юриспруденции развил концепцию естественного права и теорию общественного договора, в педагогике открыл решающее влияние среды на воспитание. Что касается политической науки, то и здесь его вклад неоспорим и включает в себя: идею верховенства власти народа, концепцию разделения властей и их баланса, идеи о неотчуждаемых правах личности и законно­сти восстания народа против тирании. Главное политическое произведение Дж.Локка – «Два трактата о государственном правлении». В нем дана критика теологически-патриархальной теории происхождения государства Р.Филмера и изложена собственная концепция естественного права, общественного договора, разграничения государства и общества, законности, трудовой соб­ственности, разделения властей. Он критикует концепцию абсолютной влас­ти государства Т.Гоббса, его трактовку естественного состояния как вой­ны всех против всех. Последнее, по мнению Локка, это общество равных, жи­вущих по закону природы, который содержится в здравом разуме и правиль­ном мышлении. Кроме разума, имеется еще одно природное качество человека - его воля. В естественном состоянии люди обладают неотчуждаемыми правами, которые никому нельзя передавать, а также некоторыми вторичными (отчуждаемыми) правами. Всякая власть и всякое право являются взаимными и не должны перевешивать друг друга. Человек никому не должен уступать право на свое имущество, свою свободу и равенство, даже образуемому государству. По договору оно должно получить ровно столько власти, сколько необходи­мо для сохранения жизни, свободы, здоровья людей и охраны их собственно­сти: земли, жилища, утвари.

Государство необходимо для соблюдения естественных прав. Оно призвано: «создавать законы для регулирования и сохранения собственности и применять силу сообщества для исполнения законов и для защиты государства от нападения извне - и все это только ради общего блага».

Государство выступает и гарантом справедливости, то есть формулирует и реализует санкцию за преступление и тем самым восстанавливает справедливость с помощью общепризнанного закона. Одновременно пре­ступивший закон защищается от самосуда. Закон только тогда отвечает сво­ему высокому статусу, когда с ним согласно общество, когда он «печется» об общем благе. Законы должны быть постоянны, известны народу. Все должны подпадать под их действие.

Среди естественных прав Локк выделяет три: право на жизнь, свободу, собственность. Позднее они будут повторены в основополагающих документах Великой французской и американской революций.

Суверенитет народа Локк ставит выше суверенитета государства. Он

ратует за режим законности и предлагает уравновесить власть, вложив отдельные функции государственной власти в разные руки. Законодательную власть он видит в качестве верховной, против которой не может применяться сила. Покушение на нее расценивается как преступление против народа. Идеи Локка котируются как эталон либерализма.

В XVIII в. мировая политическая мысль была обогащена учениями просветителей, которые своими сочинениями идейно подготовили великие революции XVIII в. они выступали против основ феодального строя, за политическую свободу, гражданское равенство, осуждали невежество, религиозный фанатизм, подчеркивали решающую роль разума и науки в прогрессе человечества и стремились утвердить на земле «царство разума» - гармонию интересов личности и общества.

Среди просветителей особенно выделялись энциклопедисты - французские мыслители, участвовавшие в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780 гг., 35 томов). Организаторами и редакторами этого издания были Дени Дидро (писатель, философ), Жан Лерон Д΄Аламбер (математик, механик, философ). Авторами статей был весь цвет французской культуры, в том числе Вольтер, Монтескье, Руссо, Гольбах, Гельвеций, Бюффон, Фонтенель, Кенэ и др. Это была первая научная энциклопедия Нового времени, включившая в свое содержание итоги первой научной революции в истории человечества, произошедший во второй половине XVII-XVIII вв.

Один из этой плеяды – Шарль Монтескье (1689-1755гг.) - правовед, философ, историк, писатель. Как и Дж.Локк он известен разработкой теории разделения властей, направленной против деспотии и произвола власти, гарантом политической свободы и других прав граждан. Он был одним из зачинателей сравнительно-исторического метода изучения истории, что было им продемонстрировано в произведениях «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «Персидские письма». В своем главном труде «О духе законов» Монтескье раскрывает закономерности развития государства и права. Государство, по его мнению, возникает в связи с потребностью людей жить вместе. Но вследствие возникновения неравенства между ними начинаются вражда и войны. Один из путей преодоления подобного состояния - использование закона как сдерживающего средства. Существуют политические законы, регулирующие отношения между правителями и управляемыми и гражданские, определяющие отношения всех граждан между собой. Монтескье различает три формы правления - республиканскую, монархическую и деспоти­ческую. Каждой форме правления (природе правления) соответствуют свои за­коны, определяющие, кому будет принадлежать власть - одному лицу, группе лиц, части народа, всему народу. Законы вытекают не только из природы правления, но и из принципа правления, то есть режима функционирования. В де­мократии, помимо законов действует добродетель, которая уравнивает знать с народом и это является основой республики. Монархия отдает предпочтение принципу чести. Деспотия опирается на страх: в добродетели она не нуждается, а честь считает для себя опасной. Политическая свобода возможна только при умеренном правлении. А чтобы его создать надо научиться комбинировать властью, уравновешивать ее отдельные направления, взаимно сдерживать, не допускать злоупотреблений, действовать по закону. Свобода и есть право делать все, что дозволено законами. Монтескье утверждает, что на общий дух, нравы и законы действуют физически и моральные причины. Главную роль среди физических причин играет географический фактор. Среди моральных причин названы религия, нравственные ценности, обычаи, принципы политического строя. Монтескье обнаруживает связь между величиной государства и формой правления: республике соответствуют небольшие государств, монархии – государства средней величины, деспотии – обширные страны. Политический идеал Монтескье – конституционная монархия, сочетающая лучшие черты монархии (в исполнительной власти), аристократии (в верхней палате парламента и верховном суде) и демократии (в нижней палате парламента).

Наследие Монтескье - классическое: каждый новый век открывает в его тру­дах что-то новое.

Широкую известность в XVIII веке и вообще в истории политической мысли приобрел оригинальный мыслитель эпохи, выдающийся философ и литератор Жан-Жак Руссо (1712 -1778).Он решительно выступал против социального неравенства, деспотизма монархической власти во Франции. Свои политические взгляды он высказал в таких произведениях как: "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми", "О политической экономии", "Об общественном договоре, или Принципыполитического права". Руссо –автор концепции народного суверенитета. Таковым он считает неограниченную власть над всеми членами общества, направляемую общей во­лей. Суверенитет народа неотчуждаем и неделим. В этой связи Руссо признает только непосредственную форму народной власти и отрицает представительную, равно как и принцип разделения властей, хотя и согласен с разграничением компетенции государственных органов. Руссо положительно относится к таким формам правления, как демократия, аристократия и монархия. Но во всех них суверенитет и законодательная власть долж­ны, по его мнению, принадлежать народу. Всякое правление посредством за­кона он считает республиканским, так как в условиях народовластия даже монархия считается республикой, ибо в ней полномочия монарха сведены к обязанностям главы кабинета. Члены правительства (магистраты) - назначаемые должностные лица. С ними народ не заключает никакого договора, они – «служители суверена». Руссо не допускает мысли, о том, что суверен может нанести ущерб отдельным лицам; "подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить своим членам".

Отношение к частной собственности у Руссо неоднозначное. С одной стороны, он связывает с ней появление неограниченной власти и неравенства, правда видит зло не столько в самой собственности, сколько в её неправильном распределении. С другой стороны, он предлагает ее сохранение с относительным выравниванием материального положения граждан. Ограничение собственности обеспечит необходимый достаток для всех. Учение Руссо о принципах организации государства явилось одним из идейных источников якобинского этапа Великом французской революции.

Большой вклад в пропаганду и реализацию положений, естественно-правовой теории внесли американские мыслители и государственные деятели: Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон, Д.Адамс, Дж.Мэдисон (последние трое избирались президентами США), А.Гамильтон (занимал пост министра финансов в Администрации первого президента США Дж.Вашингтона), Д.Джей (являлся председателем Верховного суда США). Ими разработаны важнейшие документы, определившие суверенитет и государственный строй бывших английских колоний в Северной Америке. К таким документам относятся: "Декларация независимости США» (1776), Конституция США (1787) «Билль о правах» (1791). При их разработке они использовали концепции, западноевропейских мыслителей: Локка, Монтескье, Беккариа, и других. А главное – конкретизировали их применительно к американским реалиям в конституционных установлениях. Все это происходило в условиях войны за независимость с метрополией и внутренней борьбы либерально-демократических и умеренно-консервативных сил. К демократическому крылу принадлежали Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон. Их идеи в большей степени разделяли простые колонисты, и они легли в основу декларации независимости США, носившей прогрессивный характер. В преамбуле декларации говорилось: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».

Автором этого документа является Томас Джефферсон (1743-1826)- лидер и идеолог демократического направления в американской революции. Его политические взгляды нашли отражение не только в «Декларации независимости», но и в других работах: "Статут об установлении религиозной свободы в штате Виргиния», «Общий обзор прав Британской Америки», «Заметки о штате Виргиния», «Автобиография». Это был энциклопедист, впитавший идеи европейских, мыслителей и хорошо знавший исторический опыт американских колоний. В частности, Джефферсон разделял взгляды Руссо о народном сувере­нитете и прямой демократии. Он - сознательный борец против тирании, которую понимал очень широко, а именно как борьбу против всего, что мешает чело­веку жить в соответствии со своим разумом и чувствами. Этические цен­ности у него сливались с политическими целями. Войну за независимость он считал средством построения добродетельной республики.

Джефферсон создал оригинальную концепцию демократического правления. Ключевым понятием в ней является суверенитет народа, который он по­нимает как способ построения государства, когда людям доверено управлять самими собой и не иметь над собой хозяина. Право на самоправление он от­носит к фундаментальным естественным правам человека. Для его реализации необходимо использовать закон большинства, то есть принимать решения по большинству голосов. Будучи реалистом, Джефферсон полагал, что любая власть имеет тенденцию к узурпации, концентрации, подавлению, коррупции, а в конечном счете - к тирании. Для предотвращения этого нужно предпринять ряд мер:

-разделение властей для сдерживания и уравновешивания отдельных институтов, чему будет способствовать и федеративное строение государства;

-постоянный контроль за правительством со стороны народа, особенно за расходованием бюджетных средств: "народ должен постоянно держать свою руку на общественном кошельке";

-за народом всегда должно оставаться право на восстание,если другие средства против тиранической власти будут исчерпаны;

-средством против загнивания власти должны стать выборы, свободные от различных цензов, прежде всего имущественного, чему способствует расши­рение избирательного права;

-главное средство демократизации – непосредственное участие народа в политическом управ­лении, в деятельности всех трех видов власти.

Джефферсон считал, что свободное общество нуждается в развитии поли­тической культуры народа, которую можно поднять как через систему образования и воспитания, так и посредством политического участия.

Поскольку Джефферсон считал прямую демократию основой жизни обще­ства, постольку он активно выступал за всемерное развитие местного само­управления. Для формирования самоуправления он предлагал в структуре го­сударства выделить специальную единицу -относительно самостоятельные местные округа (малые республики). В их ведении должны находиться: забота о дорогах, начальном образовании, выборах, назначении присяжных заседате­лей, о неимущих и т.п. В пределах округов правит основная масса граждан, которая использует при принятии решений принцип большинства.

Джефферсон разработал такую схему управления государством: а)общая федеративная республика, б)республика штата, в)окружные респуб­лики, занятые делами округа, г)районные республики для более мелких, но важных местных вопросов. Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополняется на федеральном уровне предста­вительной демократией, построенной на основе регулярных выборов зако­нодательных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, избрании представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов (полицейских начальников), гласности и контроля народа над властью всех уровней. Цель проекта - придание конституции республиканского харак­тера, улучшение управления, поддержка надежд и чаяний народа.

Среди «отцов-основателей» США имелось умеренно-консервативное крыло. Они принимали активное участие в разработке федеральной конституции, были поборниками её принятия, последовательными защитниками государственного союза американских штатов в виде единой федеративной республики. Поэтому их называли федералистами (по названию сборника ста­тей, в котором они выразили свои политические идеалы и устремления). По сути это была политическая партия, выражавшая интересы крупной торгово-промьшленной и финансовой буржуазии и части плантаторов-рабовладельцев. Своей задачей федералисты ставили усиление роли Федерального правительства США. Наибольшую известность и авторитет среди федералистов приобрели А.Гамильтон (1757-1804), Дж.Мэдисон (1751-1836), Дж.Адамс (1735-1826). Гамильтон, по профессии юрист, лидер направления, автор 51 статьи в «Федералисте». Настойчиво проводил линию на соз­дание сильного централизованного государства с республиканской формой правления. Опроверг взгляды о невозможности этой формы правления на большой территории. Выступал сначала за конфедеративное устройство молодого государства, потом - за федерацию. В качестве центральной фигуры в государственном механизме видел президента, как главу исполнительной власти с широкими полномочиями, включая контроль парламента. Средством против злоупотреблений власти счи­тал независимый суд. Многие инициативы Гамильтона вошли в конституцию, в которой, по его мнению, народ оставлял за собой все права и привилегии, не деля их ни с кем.

Дж. Мэдисон вошел в историю США как «главный архитектор» конституции. Его литературное наследие весьма значительно, но изложено преимущественно в письмах. Мэдисон внес значительный вклад в разработку теории республики, федерализма. Он обосновал также приоритет представительной де­мократии перед прямой и необходимость ограничения полномочий представительных органов и должностных лиц определенными сроками. Он заметно проявил себя в разработке механизма сдержек и противовесов, предложив в этих целях разделение парламента на две палаты: верхней отводил роль противовеса нижней, а Верховному суду - роль главного конституционного контролера. Мэдисон определил республику как правление, при котором власть исходит прямо или косвенно от всей массы народа, а осуществляется отдельными лицами в течение определенного времени по взаимному согласию. В этом случае цель респуб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: