Исторический ракурс «История создания Белорусского профсоюза работников образования и науки»




БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«КОПАЧЁВСКИЙ УЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЕТСКИЙ САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

ОТРАСЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«БЕЛОРУССКИЙ МАСТЕР – 2018»

 

ПРОФСОЮЗНЫЙ УРОК

 

«Белорусский профсоюз

работников образования и науки:

Вчера, сегодня, завтра»

 

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА, УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГУО «КОПАЧЕВСКИЙ УПК ДС-СШ» ТИХАНОВСКОЙ ЕЛЕНЫВЛАДИМИРОВНЫ

 

 

 

АГ. КОПАЧИ 2018

Тема: «Белорусский профсоюз работников образования и науки: вчера, сегодня, завтра»

Цель:

формирование представлений о месте и роли Белорусского профсоюза работников образования и науки в жизни общества, студенческой молодежи, работников учреждений образования.

Задачи:

1. Определить, что такое профсоюз, каковы принципы его построения и функционирования.

2. Познакомить учащихся с историей создания и деятельностью Белорусского профсоюза работников образования и науки.

3. Продолжить формирование гражданской позиции учащихся, рассмотреть вопрос о важности участия каждого в работе общественных организаций, защищающих права и интересы работников, провести работу по профориентации.

4. Научить учащихся лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей, более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблемы.

5. Стимулировать познавательный интерес к профсоюзному движению.

Целевая аудитория: учащиеся 9, 10-11 классов.

Место проведения: компьютерный класс.

Оборудование:

Компьютеры с выходом в сеть-интернет, мультимедийный проектор, презентация, видеоролик, раздаточный материал, брошюры: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Устав Белорусского профсоюза работников образования и науки, памятка «Что такое профсоюз?».

Форма проведения: урок-практикум с использованием приёмов технологии критического мышления: метод шести шляп, “Понятийное колесо”, кластер.

 

Организационный момент

Слайд 1.

 

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу для вас не совсем обычный урок. Пройдёт совсем немного времени, и вы будете стоять на пороге вступления во взрослую жизнь. Кто-то продолжит обучение в других учреждениях образования: лицеях, колледжах, университетах. А кто-то сразу отправится работать. Важно, чтобы вы были всесторонне подготовлены к новой для вас роли в жизни. Хочется, чтобы ваша студенческая, трудовая жизнь ничем не была омрачена. С этой целью мы проводим сегодня профсоюзный урок. Всего и сразу о своей работе и её специфике вы знать не сможете, где-то вам не будет хватать знаний законодательства, а обратиться за помощью иногда, бывает, не к кому. Портить же отношения с руководителем не хочется никому. Одному трудно добиваться выполнения законных требований. Поэтому и существует на каждом предприятии профессиональные союзы работников, которые совместно с работодателями заинтересованы в укреплении порядка в организации.

Слайд 2.

2. Актуализация знаний

Для начала разделимся на две группы.

- Попробуйте на каждую букву слова «Профсоюз» назвать ассоциативные слова, связанные с данным понятием (заполнение «Понятийного колеса»). Можно использовать памятку «Что такое профсоюз?».

Слайд 3.

Группа

П - профессионализм.

Р – разумность.

О - ответственность.

Ф – финансовая независимость.

С – солидарность.

О – организованность.

Ю – юридическая помощь.

З - законность.

Группа

П - протягивает руку помощи!

Р - решает социальные проблемы!

О - отстаивает права и интересы человека труда!

Ф - формирует основные требования к работодателю!

С - содействует росту заработной платы!

О - осуществляет представительство интересов в суде!

Ю - юридически поддерживает и защищает!

З - знает, что делать!

 

Итог: получилось два интересных «Понятийных колеса».

 

Работа в группах

- С помощью Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» сформулируйте понятия, что такое профсоюз, кто может вступать в профсоюз (статья 1, статья 2).

Слайд 4.

- Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые целях представительства и защиты своих социально – трудовых прав и интересов.

Право на объединение в профсоюзы является одним из важнейших прав граждан Республики Беларусь, закрепленное Конституцией (ст. 41) «Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союза, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку».

А вы, школьники, могли ли вступать в «профсоюзы»? (нет) Почему?Что относится к экономическим интересам работников? (уровень заработной платы). Что относится к трудовым интересам? (условия труда, обеспечение безопасности).

Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие во времени и узнаем историю создания Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Исторический ракурс «История создания Белорусского профсоюза работников образования и науки»

Слайд 5.

 


Родословная Белорусского профессионального союза работников образования и науки берёт свое начало в конце XІX – начале XX столетия.

В этот период создавались, оказывали необходимую помощь педагогам (денежную, в том числе на лечение, оздоровление, профессиональное образование детей учителей, предоставление им общежития на время обучения, организация санаторного лечения педагогов и др.) общества взаимопомощи учителей народных училищ Виленской (1899 год), Витебской (1897), Гродненской (1899), Минской (1901) и Могилевской (1900) губерний.

Необходимость консолидации учительства подтолкнули к проведению в 1903 году Всероссийского Съезда учительских обществ взаимопомощи. В целях улучшения условий труда учителей, повышения их образовательного уровня и укрепления учительских объединений на Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского союза учительских обществ.

Процесс развития профсоюзного движения в среде педагогов активизировался под влиянием растущего рабочего движения, на гребне драматических событий первой революции в России. В 1905 году на Учредительном съезде было провозглашено создание Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. Фактически был создан Профессиональный союз.

Всплеск активности профессионального движения педагогов Беларуси пришелся на 1906 год.

К исходу мая 1907 года на территории пяти губерний Беларуси существовал 101 профсоюз, объединявший 14533 члена.

Вплоть до 1917 года профессиональные объединения педагогов имели скрытые формы (педагогические общества, кассы взаимопомощи), поэтому нередко закрывались властями при первом же подозрении на нелегальную деятельность.

Слайд 6.

В отраслевом профсоюзном летоисчислении рубежными, отправными стали два значимых события: в июле 1919 года было организационно оформлено создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. Осенью 1920 г. в г. Минске было создано Временное правление союза работников просвещения и социалистической культуры, оно провело подготовительную работу по созыву съезда, который состоялся 8 – 11 января 1921 года. Именно от этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого профсоюза работников образования.

С 1922 по 1934 год профсоюз работников просвещения объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, ВУЗов и политпросветучреждений. В эти годы профсоюз активно участвует в становлении и развитии отечественной системы образования, воспитания, в поэтапном осуществлении всеобуча, ликвидации массовой неграмотности, осуществлении культурной революции. В 1931 году за успехи в деле образования, активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности профсоюз был награжден республиканским орденом Трудового Красного Знамени.

В 1934 году профсоюз работников просвещения был разукрупнен и вместо него образованы 8 самостоятельных профсоюзов: работников начальных и средних школ РСФСР, Беларуси, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политпросветучреждений.

Отраслевой профсоюз при любых реорганизациях не упускал главное: всемерно содействовал развитию и совершенствованию системы образования, улучшению охраны здоровья, условий труда и быта, повышению уровня благосостояния работников отрасли. Функции, выполняемые профсоюзом, предоставленные ему весьма обширные полномочия служили именно этим высоким целям. Верность им он доказал и в тяжелое время Великой Отечественной войны. Члены отраслевого профсоюза в тот период считали себя не по форме, а по сути «мобилизованными и призванными».

Слайд 7.

 

После освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков наипервейшим делом для профсоюза стало возрождение системы образования. Профсоюз активно включился в работу по восстановлению системы образования, повышению квалификации учителей, выявлению и оказанию помощи детям-сиротам, полусиротам. Особое внимание обращено на своевременность выплаты заработной платы, обеспечение спецодеждой, строительство жилья для учителей, кадровое обеспечение, материально-техническое состояние учебных заведений, которые зачастую размещались в наемных помещениях, обкомами профсоюза принимаются решения о строительстве школ методом народной стройки.

Слайд 8.

В 1948 году ради быстрейшего восстановления и развития народного образования происходит объединение профсоюза работников начальных и средних школ с профсоюзом работников дошкольных учреждений, а в 1956 году профсоюз был переименован в профсоюз работников просвещения.

В октябре 1957 года профсоюзы просвещения всех республик СССР объединились в единый профсоюз, в который вошли также работники высшей школы и научных учреждений. Профсоюз стал называться профсоюзом работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Белорусской ССР. Он внес достойный вклад в общегосударственное, всенародное дело возрождения, развития и совершенствования системы образования и воспитания подрастающих поколений. Во многом благодаря творческим усилиям и высокому профессионализму учительского, профессорско-преподавательского корпуса республики белорусская модель образования по ряду своих параметров вышла на передовые, лидирующие позиции.

Приоритетными для профсоюзов в то время были определены организационно-производственные функции: участие в решении производственных задач, укреплении трудовой дисциплины, регулировании социально-трудовых вопросов, охране общественного порядка, организации деятельности товарищеских судов. Более того, на профсоюзы с 1933 года было возложено выполнение ряда государственных функций: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда, управление социальным страхованием. Профсоюзы имели прямое отношение к жилищному строительству, распределению жилья, выдаче путевок в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, организации туризма, физической культуры, спорта и многому другому.

Слайд 9.

Республиканская организация профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений просуществовала до сентября 1990 года.

Слайд 10.

В сентябре 1990 года состоялся I съезд профсоюза работников образования и науки Беларуси, на котором были приняты временный Устав и Программа деятельности, провозглашены самостоятельность, независимость профсоюза от органов власти, политических партий и движений.

Слайд 11.

20 декабря 2016 года состоялся IX Съезд Белорусского профессионального союза работников образования и науки, в ходе которого были выработаны и согласованы позиции по вопросу присоединения родственного профсоюза – Белорусского профсоюза работников Национальной академии наук. Профсоюз работников НАН после присоединения получил статус объединенной отраслевой организации.

Слайд 12.

Лидеры профсоюзного движения:

Чернов Константин Степанович.

Лесничий Семён Павлович.

Самарин Александр Иванович.

Евгения Тимофеевна Смирнова (1969 – 1981г.г.) - избрана постановлением I пленума Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 23 декабря 1969 года.

Светлана Максимовна Соболева (1981 – 1984г.г.) - постановление XV пленума Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 20 ноября 1981 года

Тамара Иосифовна Чёботова (1984 – 2005г.г.) - постановление IX пленума Белорусского республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 29 марта 1984 года.

Андрей Васильевич Лукьянович с апреля 2005 года- постановление IV съезда Белорусского профессионального союза работников образования и науки от 7 апреля 2005 года.

Александр Александрович Бойко с декабря 2006 года – постановление II пленума Белорусского профессионального союза работников образования и науки от 19 декабря 2006 года, 6 апреля 2010 года - постановление VI съезда Белорусского профессионального союза работников образования и науки.

В настоящее время Белорусский профессиональный союз работников образования и науки - один из крупнейших среди отраслевых профсоюзных объединений страны. В его структуре 6 областных и Минская городская организации, включающие в себя 142 районные и городские профсоюзные организации, объединенная отраслевая профсоюзная организация работников Национальной академии наук Беларуси, первичные профсоюзные организации учреждений системы образования.

Слайд 13.

Единый отраслевой профсоюз продолжает оставаться сильным, деятельным, полным решимости выполнить свою высокую миссию – достойного представителя, последовательного защитника жизненных интересов объединяемой им многотысячной армии людей, чья жизнь, труд, учеба связаны с важнейшей социальной сферой, где закладывается будущее Беларуси.

Слайд 14.

Проблемное задание:

 

На основании рассказа ответьте на вопросы:

1) Какие основные задачи стояли перед профсоюзным движением в период их зарождения?

2) Какие задачи стояли перед профсоюзным движением на всем протяжении их существования?

Ответ на проблемный вопрос:

- защита интересов работников, улучшение условий их труда, системы оплаты, представление интересов работников перед работодателями и на государственном уровне.

 

 

Слайд 15.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: