Лабораторная работа 2.4. Потери и КПД машин постоянного тока




 

 

При работе электрической машины часть потребляемой ею энергии теряется и рассеивается в виде тепла. Мощность потерянной энергии называют потерями мощности или потерями.

 

Цель работы

 

Ознакомиться с видами потерь в машинах постоянного тока, на основе экспериментального метода холостого хода двигателя определить КПД генератора постоянного тока параллельного возбуждения.

 

Краткие теоретические сведения

 

Рассматриваемые в данной работе вопросы большей частью являются общими для машин постоянного и переменного тока. Потери в электрических машинах подразделяются на основные и добавочные. Основные потери возникают в результате происходящих в машине основных электромагнитных и механических процессов, а добавочные потери обусловлены различными вторичными явлениями. Во вращающихся электрических машинах основные потери подразделяются на: механические, магнитные или потери в стали и электрические потери.

Механические потери Δ включают в себя потери в подшипниках, потери на трение щеток о коллектор или контактные кольца и вентиля­ционные потери.

Все виды механических потерь зависят от скорости вращения и не зависят от нагрузки.

Потери в стали Δ состоят из потерь на гистерезис и потерь на вихревые токи в зубцах и спинке якоря. Они зависят от величины магнитной индукции и скорости вращения машины и не зависят от нагрузки.

Следовательно при испытаний электрических машин механические потери и потери в стали могут быть определены по данным опыта холостого хода, если его провести при соблюдении условий, что поток , ЭДС и обороты ротора будут равны соответственно номинальным значениям, т.е. = ; = ; = . Таким образом, потери холостого хода Δ равны:

 

=( – 2 Δ ) = , (1)

 

где – напряжение на зажимах генератора;

– ток якоря;

– сопротивление цепи якоря, приведенное в рабочей температуре, которая принимается равной 75°С для класса изоляции «B» согласно ГОСТ;

Δ – Падение напряжения в переходном сопротивлении для щеток одной полярности. Для упрощения расчетов Δ принимается постоянным и для угольных и графитных щеток равным 1 В;

– Э.Д.С. якоря:

 

(2)

, (3)

 

где – суммарное сопротивление цепи якоря, состоящей из обмоток якоря, добавочных полюсов и компенсационной обмотки;

t0– температура окружающей среды, C

Электрические потери состоят из потерь в обмотках цепи якоря, потерь на возбуждение и потерь на переходном сопротивлении щеточных контактов. Электрические потери в обмотках цепи якоря можно найти из выражения

 

Δ = (4)

 

K потерям на возбуждение относятся потери в обмотке возбуждения и потери в регулировочном реостате.

Потери в параллельной цепи возбуждения можно определить по формуле:

 

, (5)

 

где – напряжение на зажимах цепи возбуждения;

– ток возбуждения; – ЭДС генератора

 

, (6)

 

где – номинальное напряжение генератора.

Потери в переходном сопротивлении щеточных контактов для щеток обеих полярностей определяются по формуле;

 

(7)

 

Добавочные потери возникают в стали сердечника якоря вследствие искажения основного магнитного поля поперечной реакцией якоря, в ком­мутирующих секциях из–за неравномерного распределения тока по сечению проводника, пульсаций магнитного поля в уравнительных соединениях и т.п.

Добавочные потери при нагрузке не равной номинальной определяются формуле

 

, (8)

где – номинальный ток якоря.

 

Полные потери в машине равны сумме всех потерь:

 

(9)

 

Методы определения потерь и КПД вращающихся электрических машин регламентированы ГОСТ 25941–83.

До начала испытаний необходимо, чтобы машина проработала без нагрузки при номинальной частоте в течении 15 мин для машин мощностью 1... 10 кВт.

Потери и КПД электрических машин определяется непосредственным или косвенным методом. Метод непосредственного определения менее точен, поэтому его рекомендуют применять лишь для машин с КПД не более 85 %.

При определении КПД непосредственным методом одновременно определяются потребляемая (подводимая) мощность и полезная (отдаваемая) мощность . B этом случае КПД находят по формуле:

 

(10)

 

Для непосредственного определения потерь и КПД используют следующие методы: метод измерения механической мощности, метод измерения электрической мощности и метод тарированной вспомогательной машины (3).

Косвенный метод определения потерь и КПД, называемый также методом отдельных потерь, основан на том, что опытным или расчетным путем находят отдельно каждый вид потерь, суммируют их, а КПД рассчитывают по формуле:

 

(11)

 

Известны следующие методы косвенного определения потерь и КПД: метод взаимной нагрузки, метод динамометра или тарировочного двигателя, метод хх двигателя (ненагруженного двигателя) (3).

Метод холостого хода двигателя, являясь достаточно точным, чрезвычайно прост для выполнения, и поэтому весьма широко применяется. И по этому методу можно определить потери в стали и механические потери в машине, вращающейся в режиме ненагруженного двигателя. Остальные потери определяются расчетным путем.

Полезная мощность генератора определяется по формуле

 

) (12)

 

 

Описание лабораторной установки

 

Схемы изображены на рис. 1,2. B табл. 1 приведены паспортные данные МПТ.

Таблица 1

 

Тип Рн, кВт Uн Iн nн об/мин η % Класс изоляции
П51У–4 2,7   11,7     В

 

B состав установки входят: электроизмерительные приборы, авто­трансформатор и выпрямитель постоянного тока, пусковой реостат с пусковым реле (РП) и реостат для регулирования тока возбуждения .

 

Задание на экспериментальное исследование

 

1. На основе технических данных МПТ подобрать необходимые из­мерительные приборы,

2. Измерение сопротивления обмоток якорной цепи. Собрать схему по рис.1. Измерение осуществляется по методу вольтметра и ампер­метра. Для получения точных результатов измерения осуществляют для трёх различных положений якоря, причем показания приборов снимают для трёх различных значений тока якоря в каждом положении якоря. Ток якоря устанавливается в пределах от 1 до 2 А. Затем находят среднее арифметическое из полученных значений сопротивлений якоря которое принимается за истинное. Приведение сопротивления к рабочей температуре осуществляют по формуле (2).

3. Определение КПД генератора методом холостого хода. Собрать схему по рис. 2. Генератор пускают в режиме двигателя на холостом ходу.

Примечание: пуск осуществлять медленным повышением подводимого напряжения до момента срабатывания пускового реле. Амперметр в цепи

якоря сначала устанавливается на предел 5 А, затем переключается на предел 2.5 A. Через 15 мин. после пуска двигателя изменяют подводимое напряжение в пределах от номинального значения до 1,1 . При этом скорость вращения якоря поддерживают постоянной путём изменения тока возбуждения. Показания приборов заносят в табл. 2.

Схема для измерения сопротивления якоря

схема длф

 

Рис.2

Таблица 2

 

Экспериментальные данные Расчетные данные
Ua, В Ia, A Iв, А Ea, B ∆P0, Вт
           
           
           
           
           

Задание на аналитическое исследование

 

1. По формулам (1) и (2) определить Э.Д.С. якоря и потери холостого хода и данные занести в табл.2. По этим данным построить зависимости:

 

и

 

2. Определить остальные потери расчетным путём. Для этого задаться различными значениями тока якоря в пределах от номинального тока возбуждения до 1.1 . Для каждого значения тока якоря определить отдельные виды потерь, суммарные потери и КПД, используя формулы п. 1 и построенные зависимости и ,для определения значений и

Данные расчета заносятся в таблица 3.

Таблица 3

 

Ia, А Er,В Iв, А ∆P0 Вт ∆Pэ Вт ∆Pв Вт ∆Pв Вт ∆Pдоб Вт ∑P Вт P2 Вт η %
                       
                       
                       
                       
                       

 

По данным таблицы 3 строят зависимость отдельных видов потерь и суммарных потерь в функции от на одном рисунке и на другом.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Виды потерь в МПТ.

2. Потери холостого хода. От чего они зависят?

3. Электрические и добавочные потери.

4. Методы экспериментального определения КПД?

5. Сущность метода отдельных потерь?

6. Как осуществляется определение КПД по методу холостого хода двигателя?

7. Сущность метода тарировочного двигателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: