Внутренний мир человека.




РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Психология массовых коммуникаций»

на тему:

«Внутренний мир человека и виртуальная реальность»

Направление 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

Направленность «Реклама и связи с общественностью в бизнесе»

Студента

Группа РС-1503 Подпись _________

Проверил: Савельева Ирина Юрьевна

Должность: к. филол. н., доцент

 

 

Оценка_____________________ Дата:______________

Подпись: ____________

Санкт-Петербург

2018


 

Оглавление

Введение. 3

1. Внутренний мир человека. 4

1.1 Содержание внутреннего мира. 5

1.2. Влияние массы на индивида. 7

2. Виртуальная реальность. 10

Список использованной литературы: 16

 


Введение

В 21 веке, 2018 году современные технологии на пути к завоеванию мира и вытеснению обычного общения «человек-человек» общением «человек – технологии – человек». И это самый простой вариант, ведь чем дальше идет технологическое развитие – тем больше у людей появляется возможностей обособить общение с другими.

В данной работе мы рассмотрим актуальную для нас тему – внутреннего мира человека и виртуальной реальности. Внутренний мир человека – то, что является основой вообще всего: то, как он воспринимает, что говорит и как интерпретирует информацию. Без этого невозможно рассматривать психологию массовых коммуникаций. Виртуальная реальность – как раз то, что замещает обыденный мир и обычную жизнь.

Целью данной работы является изучение внутреннего – субъективного – мира и виртуальной реальности, то, как они коррелируются между собой. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: определить понятие внутреннего мира человека, изучить появление и процесс виртуальной реальности, рассмотреть примеры удачной и неудачной их корреляции.

 


Внутренний мир человека.

Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем. Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся — настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы». Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он — отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание.

Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга — это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром.

Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира[1] (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности. Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.

1.1 Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно. Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное.

Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы. Сошлемся на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной[2]. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой — социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки. Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого. Способ существования — монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог — собственное Я представляется глазами другого.

С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь.

1. «Самовыражения Я» — размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния — монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я.

2. «Размышление о другом» — характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты». Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика.

3. «Необъективированность мысленных образов» — другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются.

4. «Планирование будущего» — состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения.

5. «Фиксация на препятствии» — характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации.

6. «Чувственное восприятие мира» — все образы представлены очень ярко, контрастно, мысли озвучены (мысли в виде голосов).

7. «Фантазии» — наиболее творческое состояние, где любые цели представляются достижимыми, при этом препятствия рассматриваются как несущественные («Нет такого безвыходного положения, из которого нельзя найти выход»). Себя человек представляет сильным и активным, способным достичь любых вершин.

Итак, мы попытались показать, что внутренний мир человека, или субъективная реальность, тесно связан с внешним миром и является его отражением в специфической индивидуализированной форме с привнесением своего «видения» и своей «пристрастности» посредством собственной активности. Он имеет пространственно-временную структуру и существует в чувственно-образной и мысленной форме, оживляется монологом и диалогом, которые личность ведет с собой, реальными или воображаемыми людьми, планирует свое будущее, хвалит или ругает себя и других, фантазирует и многое другое.

1.2. Влияние массы на индивида. Общепризнанно, что масса значительно изменяет индивидуальную психику и индивидуальное поведение. При этом существенно, что масса, вовлекающая в себя значительное число людей, не только стирает групповые и все прочие различия между ними. Она в значительной мере трансформирует всю индивидуальную психику, целиком подчиняя себе индивидуальное сознание. Еще Г. Лебон отмечал, что в массе стираются индивидуальные различия отдельных людей и тем самым исчезает их своеобразие. Если говорить совсем кратко, то масса нивелирует всю индивидуальную психику, уравнивая во многих отношениях совершенно разных людей.

По Лебону, главные отличительные признаки индивида в массе таковы: анонимность и исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, снижение интеллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивидов в одном и том же направлении, формирование у индивидов тенденции к безотлагательному осуществлению внушенных им идей. «Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом» (Le Bon, 1895). Механизмами психологического влияния массы на индивида являются заражение, подражание и внушение.

Более современные авторы рассматривают происходящие с индивидом в массе изменения несколько по-другому. Эти изменения предполагают:

— повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;

— повышение внушаемости и соответственного уменьшения степени критического отношения к самому себе и способности рациональной переработки воспринимаемой информации;

— подавление чувства ответственности за собственное поведение;

— появление чувства силы и сознания анонимности.

Сразу подчеркнем, что в различных видах массы степень изменения психического состояния индивида будет неодинаковой в зависимости от ситуационных, субъективных и даже идеологических факторов.

Однако не все так ужасно для индивида. Утрачивая индивидуальную ответственность, он обретает ощущение всемогущества и безответственности. Криминалисты знают: даже в групповых преступлениях трудно определить личную меру ответственности каждого индивида и конкретно осуществлявшиеся им действия. Еще хуже дело обстоит с деяниями массы. В свое время американская полиция зашла в тупик, рассматривая множество случаев линчевания негров ку-клукс-клановцами. Факты преступления были налицо, но определить конкретных убийц не удавалось. Убивала масса, в которой потом никто искренне не мог вспомнить, что же конкретно кто (в том числе и он сам) делал.

Исследуя после Второй мировой войны пресловутое «чувство вины» немцев за многочисленные преступления в ходе военных действий, философ М. Хайдеггер зашел в полный тупик. Чтобы выйти из него, ему пришлось придумывать особое понятие. Он выдумал новое существительное из безличного оборота: Das Man. Это одновременно все и никто. Кто убивал? — Das Man. Кто виноват? — Das Man. Преступления совершала масса. Значит, виноваты все немцы. Все вообще — и, одновременно, никто конкретно. Массу же наказать нельзя. Главарей, «вожаков» массы осудил Нюрнбергский процесс. Но когда победившие союзники попытались провести «денацификацию» Германии, ничего не получилось. В нацистской партии были все. Нельзя же было лишать страну учителей, врачей, транспортников только за то, что они входили з эту массу? Так и пришлось ограничиться чисто формальным подходом и быстро свернуть процесс денацификации.

 

Виртуальная реальность.

Виртуальная реальность – один из видов символических реальностей, который создается на основе компьютерной и некомпьютерной техники, «реализует принципы обратной связи, посредством дискурсивной практики позволяет человеку достаточно эффективно действовать в мире виртуальной реальности. Это реальность дискурсивная, жизненная, средовая»[3].

В настоящее время можно различить четыре основных типа виртуальных реальностей:

- имитационные, условные, прожективные и пограничные. Рассмотрим теперь, какие возможности создают эти типы реальностей. Прежде всего - это разнообразные тренажеры, то есть возможность более эффективной подготовки специалиста, причем в более короткие сроки и в более реальной обстановке. Затем, расширение профессиональных возможностей за счет аккумуляции профессионального опыта и обретения новых способностей видения, слышания, ощущения.

Значительная область приложения виртуальных реальностей:

- создание новых коммуникационных возможностей, новых способов управления на расстоянии (виртуальное присутствие в другом месте, виртуальное общение на расстоянии, управление "виртуальным производством" и т.д.). Новые степени свободы и реалистичности обретают игры и фантазии человека, при этом, кстати, еще больше стирается грань, отделяющая обычные реальности от вымышленных.

Виртуальные реальности позволяют создать и новую область экспериментальных исследований относительно переживаний человека: переживания в виртуальных реальностях по силе и реалистичности вполне могут сравняться с психоделическими воздействиями, а по степени контроля и регулятивным возможностям "виртуальные переживания", безусловно, будут более предпочтительными. Важная сфера приложений виртуальных технологий медицина и психотехника. Уже сейчас психотерапевты разрабатывают проекты использования виртуальных реальностей для целительного воздействия на сознание и подсознание своих пациентов, или для того, чтобы воссоздать ситуации, которые могли привести к тем или иным травмам.

Эпитет "виртуальная реальность", как считается, был придуман в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного в ней присутствия человека. Первоначально подобные модели применялись в военной области в обучающих целях, например для имитации управления самолетом. В дальнейшем, с легкой руки Жарона Ланье, применившего название "виртуальная реальность" для обозначения нового компьютерного продукта, эпитет получает широкое распространение в качестве маркетингового ярлыка и понятия массовой культуры. Во многом это связано с тем, что термин оказался довольно запоминающимся ввиду необычного сочетания слова "реальность" со словом "виртуальный", ассоциирующегося с чем-то мнимым, воображаемым.

Это броское выражение оказалось столь популярным, что превратилось в расхожую метафору, довольно далекую от научного понятия. Вместе с тем, лавинообразно увеличивающаяся область распространения "виртуальной реальности", превратившейся чуть ли не в символ современной действительности, указывает на настоятельную необходимость концептуальной разработки данного явления. Таким образом, "виртуальность", долгое время находившаяся на периферии философии, возвращается в ее тезаурус вновь.

Здесь уместно заметить, что предлагаются варианты интерпретации данного явления, в которых сводится на нет роль электронных компьютерных технологий. Так, Н.А. Носов[4] считает, что ключ к пониманию категории "виртуальность" следует искать у представителей средневековой схоластики, а "растиражированное массовой культурой выражение "виртуальная реальность" лишь затрудняет "плавное вхождение" виртуальности в нашу культуру. С подобным подходом нельзя полностью согласиться.

Бесспорно, использование философского наследия для анализа этого феномена позволяет более полно и глубоко раскрыть его смысл, что в отношении такого семантически богатого понятия, как "виртуальность", будет вполне уместным. Но, при этом, не следует ни в коей мере умалять значение новейших электронных технологий, ведь именно они послужили тем толчком, который инициировал процессы, в результате которых и началась та экспансия "виртуальной реальности", которая наблюдается в сегодняшнем постмодерном обществе.

Процесс виртуализации, возникший из-за внедрения новых виртуальных технологий, породил киберпространство, которое изменило саму реальность. Оно словно раздвоило ее, разделило на объективную реальность, ограниченную многими факторами и, виртуальную реальность, неограниченную ничем, кроме несовершенства технологий или собственного воображения. Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой являются нематериальные понятия — мысли, образы и информация[5].

Весь смысл виртуальной реальности — это «ощущение присутствия» в виртуальном мире. Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами. Коммуникационные виртуальные технологии выполняют несколько функций:

1) Функция удовлетворения потребностей в информации, так как Всемирная Сеть Интернет — это, прежде всего, огромное информационное пространство, в котором осуществляется поиск, передача и хранение информации;

2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени;

3) Репрезентативная функция — позволяет представлять результаты какой-ли

4) Саморепрезентативная функция — дает возможность создавать свои личные профили, вести личный дневник, помещать там свои личные фотографии, комментарии, рассказывать о себе;

5) Аффективная функция — общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторую упрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашено эмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов. Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждой последующей и занимает соответствующее место в иерархии функций.[6]

Формы виртуальной коммуникации многообразны. Существует несколько классификаций виртуальной коммуникации, но наиболее популярной является классификация по степени интерактивности, согласно которой в киберпространстве существуют 2 основные формы коммуникации:

· синхронная коммуникация, при которой взаимодействие происходит в режиме реального времени (здесь и сейчас). Эта форма интернет коммуникации является наиболее интерактивной. К ней относятся чаты (Internet Relay Chat, IRC), ролевые игры MUDs (от «multi-user dimension» — ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве) и т. п.

· асинхронная коммуникация, предполагающая возможность задержки ответа. К ней относятся веб-форумы (Web-based forums), дискуссионные списки (discussion lists), гостевые книги (quest books), электронная почта, списки рассылки (mailing lists), телеконференции (newsgroups). Форумы и блоги, в отличие от чатов, в значительно большей степени ориентированы на отсроченную по времени коммуникацию. Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии нескольких часов или дней.

Психологические исследования особенностей виртуального общения в Интернете ведутся сравнительно недавно, в основном зарубежными, в том числе российскими специалистами. Они выделяют такие основные функции виртуального общения: обмен информацией; взаимодействие с целью решения каких-либо проблем; развитие личности, повышение образовательного уровня, обучение.

Конечно, для того чтобы иметь быстрый доступ к информации в любой части земного шара, возможность одновременной работы в системе многих пользователей необходимо придерживаться соответствующей культуры общения во всемирной сети. Она предусматривает следующие компоненты: культуру представления информации; культуру восприятия и использования информации; культуру использования новых информационных технологий и др. Для сообщества, которое возникает благодаря Интерната, сама сеть является инструментом общения. Эффективность общения, его влияние на человека зависят от соблюдения всеми участниками этических и психологических требований к общению.

 

Пользователи Интернета иногда сталкиваются с определенным противоречием. Интернет - это среда, в которой декларируется абсолютная свобода, полная демократия, здесь каждый имеет право голоса и доступа к информации. А если это так, то некоторые считают возможным делать в Интернете все, что угодно, тем более, что эти действия могут быть анонимными. Анонимный характер общения в виртуальной среде определенным образом нивелирует систему традиций, правил, ценностей, сложившихся исторически и характеризуют принадлежность личности к любой содружества, как-то: нация, класс или религиозная конфессия.

Здесь нельзя жестикулировать, менять тон. Только слова видят на экране собеседники. Когда ведется разговор по электронной почте или в конференции, можно очень легко ошибиться в толковании слов собеседника. К сожалению, во время разговора в виртуальном пространстве иногда забывается о том, что адресат тоже человек со своими чувствами и привычками. И еще одно, информация, которая передается в виртуальное пространство, фиксируется и может сохраниться, а потом вернуться и повредить тому, кто ее прислал, и повлиять на этот процесс возможности уже не будет.


Список использованной литературы:

1) Резервные возможности человека – Березин Т.Н. Когито-Центр; Москва; 2000.

2) Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева,— М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

3) Межкультурная коммуникация: виртуальная реальность/ Г.Р Габдрахманова, Е. В. Шемякина. — Караганда, 2010

4) Фома Аквинский и категория виртуальности - Носов Н.А., Москва

5) Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. - Сулер, Дж. М.,1996.

6) Интернет-лингвистика когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы: монография / Л. Ф. Компанцева. – Луганск: Знание, 2008.

 


[1] Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева,— М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.— 20 с.

[2] Резервные возможности человека – Березин Т.Н. Когито-Центр; Москва; 2000 – 32 с.

[3] Интернет-лингвистика когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы: монография / Л. Ф. Компанцева. – Луганск: Знание, 2008. – 220 с.

[4] Фома Аквинский и категория виртуальности - Носов Н.А., Москва, С. 83–84.

[5] Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. - Сулер, Дж. М.,1996. – с.132

 

[6] Межкультурная коммуникация: виртуальная реальность/ Г.Р Габдрахманова, Е. В. Шемякина. — Караганда, с. 117



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: