УРОК «ЮНЫЙ РЕКЛАМИСТ»
Цели: познакомить учащихся с особенностями языка рекламы; научить анализировать рекламные тексты и составлять свои собственные рекламные тексты.
Ход урока
Сведения, сообщаемые учителем.
– Сегодня каждый человек знает, что такое реклама. Мы сталкиваемся с ней ежедневно. Рекламу можно определить как информирование людей и воздействие на них всевозможными способами для создания широкой известности чему-либо или кому-либо, оповещение о потребительских свойствах товаров и преимуществах различных видов услуг с целью их реализации и формирования на них активного спроса, сообщение о примечательных событиях экономической, культурной, политической жизни с целью вызвать деятельное участие в них людей.
Объектом рекламы могут быть товары, услуги, зрелища, политические акции и многое другое.
Реклама должна быть правдивой, честной, добросовестной, только в этом случае рекламодатель будет достоин уважения, будет иметь незапятнанную репутацию и доброе имя. Всякие недомолвки, недоговоренности настораживают получателя рекламы (читателя, слушателя) и снижают доверие к рекламодателю.
Требование к рекламе – максимум информации при минимуме слов. Она должна быть грамотной, конкретной, убедительной, доходчивой, лаконичной, оригинальной.
Реклама бывает трех видов:
I. Визуальная (зрительная) – газетные объявления и афиши, плакаты и листовки, этикетки и рекламные проспекты.
2. Аудиальная (слуховая) – на радио.
3. Аудио-визуальная (зрительно-слуховая) – на телевидении.
Рекламный текст должен состоять из следующих частей:
– лозунг
– зачин
– основная часть
– заключение.
Рекламный лозунг – ударная строка в композиции, которая способна мгновенно восприниматься и запоминаться, она выделяет данный рекламный текст из других. Рекламный лозунг должен привлечь внимание к рекламе, быть кратким и обращенным непосредственно к читателю, содержать мысль, ударное слово, склоняющее к энергичным действиям; он должен сообщать лишь реальную информацию, побуждать к чтению рекламы, размещаться над основным текстом и выделяться шрифтом и цветом.
Рекламный зачин тесно связан с лозунгом, помогает понять выгоду, пользу предложения, обещает что-либо, сообщает нечто важное читателю, заставляет прочитать следующую часть текста.
В основной части текста говорится о достоинствах того, что рекламируется, приводятся аргументы в его пользу, которые убеждают потребителя последовать призыву рекламы.
Заключение должно закрепить основную мысль, рассеять сомнения, которые могут возникнуть у потребителя, окончательно убедить его в справедливости всего изложенного.
Например:
ЛАЗЕР № 1
Проблемы со зрением? Есть новое решение!
Эксимерлазерная коррекция близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
Завтра – без очков и контактных линз! Наш адрес: …
ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ
100 % годовых!
Размещая вклад в Международном Московском Банке, вы доверяете деньги одному из самых надежных российских банков.
Центральный офис Банка: …
УДАЧНЫЙ МИГ ОТ «ФУДЖИФИЛЬМ»
Держитесь крепче! Стартует новая акция! Купите любую пленку «Фуджифильм» – и Вы можете выиграть настоящий автомобиль!
Пленка № 1 по продажам в Японии!
МИР ПОЗДРАВЛЕНИЙ
Оптовая продажа!
Керамика. Свечи. Игрушки. Елочные украшения. Открытки и упаковка.
Широкий выбор новогоднего ассортимента. Тел. …
СИМЕНС БИЛАЙН
Вы играли на бегах?
У Вас есть шанс поучаствовать в новом виде спорта – виртуальных гонках! Для этого нужно сделать минимальную ставку – купить телефон А 35. Главный приз – снегоход! Неплохая альтернатива собачьей упряжке! Тел. …
Учитель показывает рекламные тексты из газет и журналов, приготовленные учащимися. Тексты зачитываются, дети указывают лозунг, зачин, основную часть и заключение.
Выделяется 4 основных типа рекламных текстов:
а) информативный – дается минимальная информация, основанная на прямых значениях слова. Такая реклама лишена образности и, как следствие, малоэффективна.
Пример: «Мел МТД-2, кормовая известь. Гипс Г-5, различная фасовка. Тел.: …».
б) логический – основан на фактах, логических доводах, убедительной аргументации. Минимум эмоционально-экспрессивной окраски.
Пример: «Заменить набойку – дело нескольких минут. Но если вовремя не зайти в мастерскую, починить туфли будет намного сложнее. Адреса...».
в) образный – основан на эмоционально-образных ассоциациях.
Пример: «Хочешь пойти учиться? Это так просто! Курсы «ЕШКО» вам помогут! Тел...».
г) смешанный – логический и эмоционально-образный элементы составляют единую стилистическую систему рекламного текста. Это наиболее эффективный тип рекламы.
Существуют этапы воздействия рекламного текста:
1. Привлечь внимание потребителя.
2. Заставить запомнить основную мысль рекламы.
3. Убедить его в необходимости воспользоваться призывом рекламы.
4. Прибегнуть к рекомендациям рекламы.
При составлении рекламы необходимо учитывать особенности человеческой психики. Поэтому для усиления воздействия рекламного текста рекламную мысль целесообразно формулировать каждый раз по-новому.
Сначала реклама привлекает читателя своей эмоциональной стороной, а затем должна заинтересовать своим содержанием, вызвать реакцию, стимулировать определенное эмоциональное состояние.
Хорошая реклама быстро вызывает в сознании адресата представление о предмете, образ и связанные с ним ассоциации.
Рекламный образ, создаваемый при помощи изобразительно-выразительных средств, динамичен, подвижен. На протяжении всего процесса рекламирования он обычно меняется. Особенно это следует учитывать в том случае, если рекламный текст повторяется несколько раз. Повторение требует обновления языковой формы. Изменение, как правило, происходит от простого к сложному. Например, так построены блоки рекламы шампуней, жевательных резинок, учебных курсов, препарата «Витафон» и др.
Учитель предлагает составить самостоятельно рекламные тексты о фирме «Левша». Класс делится на 4–5 групп. На выполнение задания – 5–10 мин.
Учитель зачитывает текст вслух, лист с этим текстом лежит на парте у каждой группы. Учащиеся должны найти в тексте крылатые выражения и подчеркнуть их. Используя полученную информацию, они должны составить рекламную статью.
Несколько оставшихся без работы инженеров решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Левша», намекая на то, что им по силам и блоху подковать. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям голову, обдерет как липку, оставит после себя филькины грамоты и под сурдинку канет в Лету. С такими надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак.
Нет. Наши знакомые во главу угла поставили профессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч и казалось, что дело табак, работали ребята, засучив рукава. Сейчас «Левша» в зените славы, заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь звездой первой величины в отечественном приборостроении.
Получившиеся рекламные тексты зачитываются. Победила та команда, чья реклама составлена наиболее интересно и грамотно.
Анализ рекламного текста можно проводить по следующим критериям:
1. Соответствует ли основная часть рекламного текста лозунгу-заголовку?
2. О чем можно было бы не писать?
3. На чем следовало бы остановиться подробнее?
4. Раскрыта ли основная мысль (идея) рекламного текста?
5. Что вам понравилось и что вы считаете неудачным в речевом оформлении рекламного текста? А что во внешнем: шрифт, картинка и т. п.?
6. Отметьте у авторов яркие творческие находки.
Учитель может попросить проанализировать любой рекламный текст нескольких учащихся из разных групп, а можно предложить группам обменяться текстами и сделать на них рецензии.
Далее учащимся предлагается проанализировать несколько примеров рекламных текстов по следующим пунктам:
1. Максимум информации при минимуме слов.
2. Доказательность и доходчивость.
3. Краткость, лаконичность.
4. Зрелищность, оригинальность и неповторимость в деталях.
1. Печатаем ВСЕ!
Кроме денег.
2. Мебель от А до Я
«Славия».
3. На крыльях вашей мечты (реклама авиакомпании
«Королевские Голландские Авиалинии», выполненная на фоне взлетающего белого лебедя).
4. «Шок» – это по-нашему!
И другие подобные современные рекламные тексты по выбору учителя.
После того как все рекламные тексты проанализированы, учитель предлагает группам составить подобные рекламные тексты на актуальные темы жизни класса: реклама школьной столовой, любимого урока, спортивной секции и др.
На выполнение задания – 5–10 минут.
Каждая группа демонстрирует свой вариант рекламы, остальные группы анализируют его по критериям.
В конце урока подводятся итоги. Что нового мы узнали о рекламных текстах? Как мы научились анализировать рекламу?
Домашнее задание: составить рекламный текст на выбранную тему.