Пол вагонов всех типов, из-за наличия в конструкции выше перечисленных сгораемых материалов, составляет значительную часть пожарной нагрузки вагона.
Вдоль боковых стен вагона размещены диваны с металлическими каркасами. Спинки и подушки изготовлены из древесины с набивкой из пенополиуретана, обтянутой винилискожей.
На последних модификациях вагонов диваны изготавливаются в антивандальном исполнении. Конструкция дивана представляет собой каркас из стеклопластика (толщиной 5 мм.) на основе смолы ПН 1-С, с закреплённой на нём накладкой. Накладка состоит из основания, изготовленного из трудногорючей фанеры ФСН-ТН (толщиной 10 мм.), на которое уложен слой пенополиуретана ППУ- ТС-35 (толщиной 12 мм.), закрытый нетканым полотном из волокна «Терлон» 031-ТЕКС (толщиной 15 мм.), обтянутого винилискожей «Т», уменьшенной пожароопасности (толщиной 1,7 мм.).
Потолок, стены и фризы изготовлены из бумажно-слоистого пластика толщиной 3мм. Прокладки, закладки, крепёжные детали салона выполнены из резины, пенополиуретана и древесины.
Для электроизоляции оборудования используются горючие материалы (гетинакс, текстолит, лакоткань, древесина). Значительная масса горючих материалов входит в покровы и изоляцию проводов марки ПС, ПВГ, ПГРО. Брусья токоприёмников изготовленные из древесины или текстолита.
Для окраски кузова используется пентофталевая эмаль ПФ-115. Горючими являются также резиновый и костный клеи, применяемые в конструкции вагона.
Основная часть материалов вагона является горючей с быстрым распространением пламени, а также высокой дымообразующей способностью, при этом практически все материалы высоко опасны по токсичности продуктов их горения.
|
В последнее время несколько снизилась пожарная нагрузка подвагонного оборудования. Наиболее существенному снижению подверглась пожарная нагрузка аккумуляторной батареи за счёт исключения деревянного ящика и модуля аккумуляторного элемента, а так же за счёт применения современных гелевых аккумуляторных элементов, однако количество горючих материалов в конструкции подвагонного оборудования осталось значительным.
При работе подвижного состава на линии из-за несовершенства конструкций ряда узлов и механизмов, а также из-за нарушений технологии ремонта и обслуживания подвижного состава, происходят утечки смазочных материалов на путь и выброс смазки на подвагонное оборудование, что приводит к увеличению пожарной нагрузки подвижного состава и верхнего строения пути.
Наиболее всего подвержено выбросам смазки следующее оборудование:
- редукторы приводов колёсных пар;
- мотор-компрессоры;
- карданные муфты;
- узлы центрального подвешивания (пятниковые опоры кузова);
- шарнирные узлы рычажно-тормозной передачи.
Существенное повышение уровня пожарной опасности на вагонах электро-
подвижного состава происходит: при нарушениях нормальной работы электричес-
ких аппаратов вследствие перегрузки, переходного сопротивления, искрения и электродуги;
Перегрузкой называется такое явление, когда по электрическим проводам и
электрическим приборам идёт ток больше допустимого.
Переходным сопротивлением (ПС) называется сопротивление, возникающее в местах перехода тока с одного провода на другой или с провода на какой-либо электроаппарат при наличии плохого контакта в местах соединений и оконцева- ний (вследствие некачественной пайки наконечников проводов).
|
Искрение и электродуга - есть результат прохождение тока через воздух. Искре- ние наблюдается при размыкании электрических цепей под нагрузкой, при пробое изоляции между проводниками, а также во всех случаях при наличии плохих контактов в местах соединения и оконцевания проводов и кабелей.
Короткого замыкания в проводах электрических схем (силовой, управления,
и вспомогательных цепей), вследствие некачественного обслуживания или
неправильного монтажа проводов (заполнении кондуита проводами на
60% и более), когда возникает опасность перетирании изоляции и взаимного замы-
кания проводов.
Коротким замыканием (КЗ) называется всякое замыкание между проводами, или между проводом и землёй.
Общее значение пожарной нагрузки вагона модели Ем-501 (502) составляет: в условной древесине 47 кг х м2 в энергетическом выражении 823,5 МДж х м-2. На данной серии вагонов проведена модернизация и из промежуточных вагонов были убраны кабины управления.
Вагоны моделей 81-717 и 81-714 являются модернизированным вариантом вагонов серии Е. В промежуточных вагонах (81-714) отсутствуют кабины управления, что увеличивает их вместимость. Кроме того, в новых вагонах применяются люминесцентные светильники, а для проветривания салонов, в случае остановки состава, предусмотрена система принудительной вентиляции, питание этих электрических цепей осуществляется от блока питания собственных нужд (БПСН).
Пожарная нагрузка этих вагонов в количественном отношении практически не изменилась и также составляет около 50 кг х м-2 в условной древесине.