Анализ пожаров на подвижном составе




Преподаватель ПТС(Ц) Г.Х. Абдулхаев

 

Московский метрополитен

 

Лекция.

 

 

Тема: № 2 «Меры пожарной безопасности на подвижном составе.

Основные причины пожаров».

 

 

Раздел: Основы пожарной безопасности.

 

Категория обучаемых: Машинисты электропоездов.

 

 

Разработал: Преподователь ПТС(Ц) Абдулхаев Г.Х.

Москва 2016 г.

Понятие «безопасность перевозок пассажиров» напрямую связано с «пожарной безопасностью», которая является её составной частью.

Все значительные пожары на метрополитенах мира, повлекшие за собой гибель пассажиров, происходили на средствах перевозки пассажиров, то есть на электроподвижном составе или на эскалаторах.

Так при пожаре происшедшем в электроподвижном составе, 28 октября 1995 года на станции «Улдуз» Бакинского метрополитена, погибло от поражения электрическим током 286 пассажиров и был нанесён серьёзный материальный ущерб.

Во всех случаях, независимо от прямых экономических потерь, эти пожары приводят к остановке движения поездов на линии, обуславливающей существенный косвенный ущерб.

Нередко загорания и пожары на метрополитене происходят из-за незнания, или недооценки работниками, пожарной опасности веществ и материалов, так же нарушений технологических процессов. Применение большого количества различных технических средств, наличие сгораемых конструкций и материалов, создающих повышенную пожарную опасность, предъявляют высокие требования к знанию и соблюдению правил пожарной безопасности работниками метрополитена.

Статистика пожаров по Службе подвижного состава за 1994 - 2015 годы.

 

Годы Ведомственные Учётные
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Статистика пожаров, произошедших на подвижном составе метрополитена за последние годы, свидетельствует о пока ещё неблагоприятном положении дел с противопожарным содержанием вагонов.

 

Анализ пожаров на подвижном составе

Согласно статистическим данным пожаров (загораний) вагонов метрополитена, основная часть пожаров возникаетв подвагонном оборудовании и кабине машиниста. В большинстве случаев эти пожары не получают значительного развития и ликвидируются локомотивными бригадами, персоналом метрополитена, или подразделениями пожарной охраны в начальной стадии. Тем не менее даже случаи задымлений имеют серьёзное влияние на соблюдение графика движения, отмены или опоздания поездов.

Установлено, что основными причинами пожаров на подвижном составе являлись неисправности: электрооборудования; тяговых двигателей; мотор-компрессоров и скопления горючего мусора под сиденьями вагонов.

Например:

31.08.2010 г. в 17 час. 01 мин. по прибытии поезда 23-го маршрута на станцию «Белорусская» кольцевая по связи «Пассажир-машинист» поступило сообщение от пассажира о задымлении под первым правым сиденьем в вагоне № 9708.Тушение производилось пассажиром водой из бутылки. Комиссия установила, что причиной случая стало загорание скопления бумажного мусора под сиденьем. Источником загорания, стал окурок, брошенный неустановленным лицом под сиденье.

Анализ случаев пожаров, загораний и задымлений на электроподвижном составе показывает, что примерно половина случаев произошла из-за некачественного монтажа проводов силовых и вспомогательных цепей на вагонах при выполнении ремонтных работ в электродепо. Остальные случаи произошли из-за других неисправностей электрического оборудования вагонов и нарушений режима курения в вагонах неустановленными лицами.

Например:

09.08.2013 в 16 час. 05 мин. при отправлении со станции «Цветной бульвар» в сторону станции «Менделеевская» по 1 главному пути произошло задымление под вагоном № 30297 поезда № 571, следовавшего 9 маршрутом. Задымление ликвидировано в 16 часов 25 минут машинистом Загорулькиным двумя огнетушителями ОУ-3. Пожарная охрана города вызывалась, участия в тушении не принимала. Причина случая - неисправность блока БРУ-01.

Исходя из анализа пожаров и загораний на Московском метрополитене, необходимо отметить, что большинство загораний связано с вагонами подвижного состава.

Например:

18.04.2013 в 14 час. 55 мин. на перегоне «Измайловская» - «Партизанская» по 1 главному пути в районе светофора И-133 произошло тление шпалы со стороны контактного рельса. Тление ликвидировано в 14 час. 57 мин. помощником машиниста электродепо «Измайлово» Романовым Д.А. Применялся огнетушитель ОВЭ -6. Пожарная охрана города не вызывалась.

Комиссия установила, что причиной тления шпалы явилось попадание раскаленной частицы металла от электроподвижного состава на мелкую щепу по торцу металлической рельсовой подкладки.

04.05.2013 в 20 час. 55 мин. на перегоне «Пушкинская» - «Кузнецкий мост» по 1 главному пути на пикете 012+95 произошло тление шпалы. Тление ликвидировано в 21 час. 05 мин. машинистом электродепо «Планерное» Поляковым Е.Н. Применялся огнетушитель ОВЭ-6. Пожарная охрана города не вызывалась. Напряжение с контактного рельса не снималось.

Комиссия установила, что причиной случая стало попадание раскаленных частиц металла от электроподвижного состава на шпалу, находящуюся под порогом металлоконструкции.

Всё это объективно свидетельствует о высокой пожарной опасности вагонов, которая определяется их пожарной нагрузкой и насыщенностью электрооборудованием, т.е. электроустановок работающих под напряжением.

Анализ происшедших пожаров и случаев горения свидетельствует, что на уровень противопожарной защиты объектов и подвижного состава существенное влияние оказывает износ основных фондов, недостаточные темпы модернизации производства, несвоевременная замена устаревшего оборудования, несовершенство средств управления автоматизации и противоаварийной противопожарной защиты, а также работа узлов и агрегатов подвижного состава в усиленном режиме.

Потенциальные причины и источники зажигания связаны в основном с электрооборудованием вагонов, сосредоточенным под полом вагона, в кабине машиниста и аппаратном отсеке.

Например

15.12.2012 г. в 08 час. 16 мин. на станции «Славянский бульвар» по 1 главному станционному пути произошло задымление в вагоне № 0170, поезда № 101, следовавшего 01 маршрутом. Задымление ликвидировано в 08 час. 17 мин. машинистом. Применялся огнетушитель ОУ-5. Пожарная охрана города не вызывалась. Комиссия установила, что причиной случая явилось перегорание мотора тепловентилятора в кабине машиниста.

Наиболее серьёзные последствия возникают в тех случаях, когда пожар, возникающий под полом вагона, в кабине машиниста или аппаратном отсеке, получает развитие на горючие материалы салона. Это приводит к интенсивному распространению пожара по вагону, а в последствии на соседний вагон. Примеры из практики показывают, что пожары повреждают, как правило, два вагона, а при неблагоприятных для тушения условиях (в тоннеле) и большее их число.

Например:

17.01.1994 г. в 06 час. 59 мин. при выезде из электродепо «Владыкино», во время остановки в рампе тоннеля перед светофором «ВЛ-1» с запрещающим показанием, машинист заметил, что сработали автоматы защиты А-56 и А-41, в результате на составе выключились освещение и мотор-компрессоры. После их восстановления и повторной сработки автоматов защиты, машинист заметил отсутствие напряжения на 10-м поездном проводе. По указанию диспетчера, он перешёл в хвостовую кабину для возвращения состава в депо. Однако из-за сильного задымления он не смог попасть в хвостовую кабину вагона № 8515. Машинист по телефону диспетчерской связи вызвал городскую пожарную команду. Далее из-за сильного потока воздуха в рампе огонь перекинулся на три соседние вагона. В 09.час. 56 мин. пожар был ликвидирован. Причиной случая стал пробой обмотки якоря мотор-компрессора и последующее короткое замыкание в цепи предохранителя П 2 (при его перегорании) с соседними проводами в блоке БП-15.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: