Обязательно указываете фамилию.
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нём знаем. Внимательно прочтите стихотворение, закончите его необходимыми словами.
№ 1 Загадки.
1. Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на ….
2. Там где Тибр полноводный
Течёт в зелёные долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые…
3. До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла…
4. Ромул дал названье месту,
Это потому что им
Был основан город…
5. Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал-
Тот карфагенский…
6. Установил господство Рим
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластным
В _________________ в одночасье
№ 2 Задания:
1. Опираясь на текст § 49, пункт 1, закончи предложения:
А) Главный источник рабства – (________________);
Б) Покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – (__________________);
В) В результате завоеваний в Риме появилось – (____________________).
2. Восстановить «белые пятна истории» восстановить пропущенные слова в тексте опираясь на текст § 49 пункт 2 («слова стерлись со временем»):
Наказ управляющему о содержании рабов:
1. Одежда рабов. Тунику (… …) и плащ выдавать через …
2. Прежде чем выдать тунику или плащ, старую одежду отдать на … …
3. Спать в … помещении, окна под самым потолком закрыть …
4. На земляной пол бросить немного …
5. Кормить палыми …
6. Когда они будут съедены, давать … … и ….
(Восстановленные слова: нательная рубашка, год, лоскутное одеяло, полуподвальное, решетки, солома, маслины, рыбный рассол и уксус).
а) Сделайте вывод об источниках рабства в Риме;
б) Перечислите, какую одежду носили рабы.
№ 3 Задания:
Прочитайте документ Марка Порция Катона «Земледелие»:
«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть сосуды для вина и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырывать колючую траву, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырезать колючие кусты, наводить порядок…»
Ответить на вопросы:
Было ли свободное время у рабов?
Что должны были делать рабы в дождливую погоду?
Что должны были делать рабы в праздники?
Прочитайте документ § 49, стр.240 «Римские ученые о рабах» (внизу, мелким шрифтом) и ответьте на вопросы:
1. Докажите, что рабовладельцы не считали рабов за людей;
2. Как рабы относились к труду, особенно в сельском хозяйстве (из записей ученого Колумелла)?
3. Как можно объяснить такое отношение рабов к труду (заинтересованы ли они в результатах своего труда? Почему?)
№ 4 Задания:
1. Используя заголовки и текст п.2, 3, 4 § 49, ответить на вопрос: где использовали труд рабов?
2. Оживите картину «В имении римского рабовладельца».
Текст-опора.
В центре картины рабовладелец, раб-управляющий и немощный старик-раб.
Раб старается во всем угодить своему хозяину:
- Господин мой. Что делать с этим стариком: Пять лет он в твоем имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он слаб и никуда не годится.
- Он лодырь, - замечает хозяин, - накажи его.
- Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.
- Попробуй его продать, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.
- Помилуй, господин, да кто его купит? Его и даром-то никто не возьмет.
- Пожалуй, ты прав. Я велю его отвезти на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.
№ 5 Задания:
1. Вставьте пропущенные буквы в слова: р…бы, …мение, амф…театр, гл…диатор;
2. Объяснить значение этих терминов для записи в словарь.
Ответ на проблемный вопрос: « Почему римляне говорили: «Раб должен трудиться или спать?»
№ 6 Задания:
Закрепление изученного материала (учащиеся выполняют тест из 10 вопросов)
1. Город Рим находится на пол-ве….
а) Балканский б) Апеннинский
2. Каковы источники рабства в Риме?
а) завоевания б) добровольно приезжали в Рим из других стран
3. Рабы стоили очень….
а) дорого б) дешево
4. Рабовладельцы содержали рабов….
а) очень плохо б) очень хорошо
5. Где использовали рабов?
а) в сельском хозяйстве б) в доме как слуг в) в качестве гладиаторов
6. Как рабы относились к своему труду, особенно в сельском хозяйстве?
а) трудились добросовестно б) трудились плохо
7. Почему?
а) были ленивыми
б) не были заинтересованы в результатах своего труда, т.е. им ничего не доставалось
8. Как называли рабов в Древнем Риме?
а) «говорящим орудием» б) «немым орудием» в) «мычащим орудием»
9. Как вы относитесь к рабству?
а) равнодушно б) осуждаете в) приветствуете
10. К чему, на ваш взгляд, может привести большое скопление рабов в одной стране?
а) улучшение жизни местных жителей б) восстание