Личностно - ориентированный подход




ГБОУ РЦДО

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Личностного-ориентированный деятельности подходы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила:

Учитель - дефектолог

Баринова Татьяна Павловна

Уфа-2018 г.

 

Специальная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом объективной природы их дефекта. Первичное нарушение оказывает влияние на все физическое и психическое развитие ребенка, которое протекает своеобразно. Поэтому овладение методами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих своеобразие их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого ученика помогает учителю найти более целесообразный подход к нему. Особенно важное значение имеет принцип индивидуального подхода, который предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребенка, выяснение причины, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий развития ребенка до школы, а также изучение его психического и физического развития, характера, интересов, наклонностей.

Так как состав классов в коррекционной школе неоднороден, то необходимо особое внимание уделять тому, чтобы в процесс обучения был вовлечен каждый ученик, чтобы не было ни одного пассивного на уроке. «Пассивность ученика является величайшим грехом с научной точки зрения, так как она берет за основу ложное правило, что учитель - это все, а ученик – ничто. В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщать ему те или иные знания» /Л.С. Выготский/.

Осуществлять дифференцированное обучение позволяют специальные принципы коррекционной педагогики, одним из положений которых является дегоцентрическая позиция: от способностей к программе. Эта позиция основывается, прежде всего, на современных практических знаниях о потенциальных возможностях лиц с отклонениями в развитии, а также на гуманистических представлениях, дающих право каждому человеку, независимо от его особенностей, быть включенным в образовательный процесс. Под способностью к обучению понимается не только освоение академических знаний, но и способность к усвоению любых, доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде, способствующих самостоятельной и независимой (насколько возможно) жизнедеятельности.

В практической деятельности на каждом этапе работы учитель должен определить уровень развития каждого ребенка:

I уровень – зона актуального развития (что уже умеет и знает) и

II уровень – зона ближайшего развития (расстояние от того, что уже имеет до уровня возможного).

Особенности развития каждого ребенка заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы его учебно-познавательной деятельности. Весь состав учащихся вспомогательной школы можно условно разделить на две основные группы.

К первой группе следует отнести детей, перенесших однажды на одном из этапов развития какое-либо поражение головного мозга, а затем развивавшихся на дефектной основе (дети-олигофрены и перенесшие поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте). Детям-олигофренам характерны: дефицит любознательности, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; замедленная, затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. К этому с годами присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, то есть слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети, перенесшие травмы мозга (сотрясения, ушибы и т. д.) отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Увеличение продолжительности сна, дополнительный отдых могут больше повлиять на их успеваемость, чем дополнительные занятия. Поведение детей, перенесших травмы, бывает не всегда правильным, что также объясняется их повышенной утомляемостью. От усталости они становятся раздражительными. В ответ на замечание могут вспылить, нагрубить. Часто обманом уходят от работы. Если учитель проявляет неуклонную требовательность и справедливую строгость, дети приучаются владеть собой. Но если учитель снисходителен к вспышкам раздражения и к грубости детей, перенесших травмы, не замечает случаев обмана, то у них могут сформироваться отрицательные черты характера. Такой ребенок может стать дерзким, несдержанным, грубым, лживым и в то же время – трусливым, слабовольным. Не следует от таких детей требовать выполнения непосильных и больших нагрузок. Тактика учителя при воспитании ребенка, перенесшего травму, складывается в основном из бережного, щадящего отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения.

Дети, имеющие последствия энцефалита: некоторые из них становятся слишком подвижными, расторможенными. Они очень быстро и непосредственно реагируют на все события: необдуманно действуют и говорят, чрезвычайно внушаемы и легко попадают под влияние окружающих людей. Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо, но изредка удивляют своих учителей и очень удачными ответами. Для таких детей необходим регламентированный режим, предъявление достаточной трудовой и спортивной нагрузки и осуществление наблюдения и контроля.

Вторая группа детей вспомогательной школы - дети, страдающие текущими заболеваниями.

Одним из таких заболеваний является ревматическое поражение нервной системы. Признаки: крайне неустойчивое внимание, утомляемость, забывчивость, суетливость, подвижность, ранимость. При утомлении и волнении они становятся еще более беспокойными, суетливыми. Строгое замечание со стороны учителя может привести к усугублению неправильного поведения. По отношению к этим детям следует осуществлять щадящий подход не только в вопросах учебной и трудовой нагрузки, но и поведения. Необходимо с особым вниманием относиться к жалобам детей на изменения зрительных восприятий, появление подергиваний и на ухудшение самочувствия, чтобы вовремя направить их к врачу.

К текущим заболеваниям головного мозга относятся эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия. Знания этих данных необходимо учителю, прежде всего для квалифицированного наблюдения за учениками и своевременного принятия необходимых мер педагогического воздействия. Еще более важно знание приведенных данных для выбора приемов индивидуального подхода к детям при их обучении и воспитании. Знание того, какие дети отличаются повышенной утомляемостью, помогает учителю правильно дозировать учебную и трудовую нагрузку, распределять поручения. Знание особенностей характера и эмоциональных реакций детей позволяет выбрать правильную тактику при решении разных вопросов воспитания. Одного ребенка полезно расшевелить, вовлечь в подвижные игры. Другому, например ревматику, чрезмерное возбуждение вредно, и если он сам предпочитает не играть, а остаться зрителем, надо предоставить ему такую возможность. Если ребенок-олигофрен или травматик, обидевшись, пошел и уединился, пусть погуляет, остынет от обиды; ребенка же, больного эпилепсией, надо иметь перед глазами (на случай припадка).

С точки зрения особенностей высшей нервной деятельности учащихся вспомогательной школы можно разделить на 3 основных типа:

I. Дети, у которых ослаблен преимущественно процесс возбуждения, встречаются наиболее часто. Они вялы, медлительны, плохо усваивают все новое, учатся с трудом, но в конечном итоге добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки у таких детей формируются крайне медленно. Но если какие навыки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости. Поэтому очень важно не допускать усвоения не вполне правильных навыков.

II. У детей, относящихся ко II типу, преимущественно ослаблен процесс активного торможения. Они встречаются реже, но заметно выделяются из общей массы. Они быстро реагируют на все происходящее, отвечают и действуют необдуманно. Случается, что они начинают отвечать верно, выученный урок, а затем вставляют в свой ответ что-либо, не относящееся к уроку. Если учитель задает вопрос классу, эти дети поднимают руку или выкрикивают какой-либо ответ, еще не успев разобраться по сути вопроса. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Однако когда им указывают на ошибки, либо просто останавливают, требуют подумать, они без особого труда могут найти правильный ответ. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения.

III. Дети III типа чрезмерно истощаемы при интеллектуальной нагрузке и им характерна повышенная склонность к охранительному торможению. При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушения их познавательной деятельности обнаруживаются в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает понимать. В результате эти учащиеся не имеют систематических знаний. Бывает, что они теряются и не могут найти правильный ответ при попытке воспроизвести выученный материал. Подобная забывчивость в момент вызова к доске является состоянием охранительного торможения. Умение педагогом выделить этот тип детей или хотя бы заметить проявления повышенной истощаемости, как одну из важнейших особенностей психики умственно отсталых детей, имеет чрезвычайно важное практическое значение для учителя.

Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе с учениками, имеющими нарушения в поведении должна строиться с учетом следующих основных положений:

- учитель-дефектолог должен иметь знания о социально-психологических особенностях детей;

- используя коррекционно-методические средства, учитель должен учитывать сложную природу нарушений поведения детей;

- особое внимание следует обратить на формирование у детей интересов гуманистической направленности и морально-нравственных общественных ценностей.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта, успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе.

Личностно - ориентированный подход

В обучении детей с ОВЗ.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании. Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

· способность человека к выбору;

· умение оценивать свою жизнь;

· поиск смысла жизни, творчество;

· формирование образа “Я”;

· ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося.

Методы

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после определения темы урока спрашиваю:

· О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

На своих уроках я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.

 

С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке использую информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих уроках я использую следующие нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяем, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Здоровьесбережение является одним из подходов в личностно- ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Применение игровых технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Например, я отметила появление интереса к изучению русского языка, лучшее усвоение грамматических понятий при использовании стихотворных упражнений.

Запоминалки.

Назначение таких упражнений служит для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спиши,

С глаголами отдельно

Частицу «не» пиши.

 

Будь внимателен, мой друг,

В словах есть безударный звук.

Поставь его под ударенье,

Потом пиши стихотворенье.

 

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы КТО? и ЧТО? Отвечать оно должно.

 

Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе уроков чтения.

Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.

 

Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку.

 

Технология сотрудничества. Групповая работа, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся закрепляют план работы, распределяют обязанности, при помощи учителя, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда.

Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой, бригадной работы использую чаще на уроках технологии. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем консультанты или учитель проверяют качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждаются в группе.

Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

 

«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого.

Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из

- уверенного действия;

- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).

В результате введения деятельностного метода отношение школьников

к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь учитель должен организовать работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Задачи учителя:

- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;

- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).

Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что

- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;

- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.

Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;

- планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;

- оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

У деятельностного метода обучения есть свои преимущества

- он может применяться при изучении любого предмета;

- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;

- деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;

- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Знания становятся понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная деятельность побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю, ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, педагогом, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать. В результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: