Существительное
(предмет. Кто? Что?)
Разряды существительных | |||
Конкретные | Вещественные | Собирательные | Отвлеченные |
Журнал Сосна ворона | Масло Сахар вода | Детвора Молодежь студенчество | Чтение Храбрость доброта |
Склонение существительных | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я книга, дедушка | м. р. с нулевым окончанием и ср. р. с окончанием -о, -е конь, село, поле | ж. р. с нулевым окончанием мышь, ночь, рожь |
Одушевленные существительные чаще всего называют предметы живой природы, а неодушевленные — предметы неживой природы. Но главное их различие грамматическое:
У одушевленных существительных одинаковая форма во множественном числе Родительного и Винительного падежей.
Р.П. нет кого? Чего? Покойник ов (одуш). Труп ов (неодуш).
В.П. вижу кого? Что? Покойник ов (одуш). Труп ы (неодуш)
Название падежей | Слова-подсказки | Вопросы падежей |
Именительный | Без предлогов! | Кто? Что? |
Родительный | Нет | Кого? Чего? |
Дательный | Дать | Кому? Чему? |
Винительный | Вижу, виню | Кого? Что? |
Творительный | Горжусь, творю | Кем? Чем? |
Предложный | Думаю | О ком? О чём?; В ком? В чём? |
Прилагательное
(признак предмета. Какой? Чей?)
Разряды прилагательных | |||||
Качественные | Относительные | Притяжательные | |||
признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени (цвет, рост, вес, возраст, характер, размер и тд) | признак постоянный, не изменяющийся по степени своего проявления, признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отношение к месту, времени, назначению | признак, указывающий на принадлежность (чей он, кому принадлежит) | |||
Синий, добрый, старый, красивый, тяжелый, короткий | Железный, вечерний, московский, утренний, зимний, детский, спортивный | Бабушкин, лисий | |||
Степени сравнения прилагательных | |||||
Сравнительная | Превосходная | ||||
простая | сложная | простая | сложная | ||
при помощи суффикса -ее (-ей): красивый — красивее; при помощи суффикса -е: высокий — выше, при помощи суффикса -ше: тонкий — тоньше; от других основ: хороший — лучше | Образуется путем прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее четкий | Образуется при помощи суффиксов – ейш-, -айш-: красивейший, при помощи суффикса -ш-: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка наи-: наикрасивейший, от других основ: хороший — лучший | Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательных слов всех, всего: всех милее, | ||
Степени сравнения есть только у КАЧЕСТВЕННЫХ прилагательных.
|
Полная и краткая формы есть только у КАЧЕСТВЕННЫХ прилагательных (добрый-добр, красивый-красив, белый-бел)
Глагол
(действие. Что делать? Что сделать?)
1. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой ( или инфинитивом). Глаголы в форме инфинитива имеют суффиксы -ть, -ти, -чь. Слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться.
2.Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы.
Все остальные глаголы непереходные. Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю.
|
3. Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться, строить — строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
4. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть.
Наклонения глагола | ||
Изъявительное | Условное (сослагательное) | Повелительное |
показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет | образуется путем прибавления частицы бы. | обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить |
Утром мы отправились в путь. | Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. | Принеси воды. |
Спряжение глагола | |
I спряжение | II спряжение |
Все остальные глаголы | Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить) |
7 глаголов на еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть | |
4 глагола на –ать: слышать, держать, гнать, дышать |
Причастие
(признак действия. Что делающий? Что сделавший? Какой?)
Разряды причастий | |
Действительные | Страдательные |
признак того предмета, который сам что-то делает или делал. | признак того предмета, на который направлено чье-либо действие. |
Настоящее время: | |
-ущ-, -ющ- I спр -ащ-, -ящ- II спр | -ем-, -ом- I спр. -им- II спр. |
Прошедшее время | |
-вш-, -ш- | -енн-, -нн-, -т- |
Умывающийся, умывавшийся | Умываемый, умытый |
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. Например: скошенная трава — трава скошена.
|
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом (распространенным согласованным определением). Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова (обособленное определение).
В саду, дышавшем зацветающей сиренью, без умолку пел соловей.
Деепричастие
(добавочное действие. Что делая? Что сделав?)
Вид деепричастия | |
Совершенный | Несовершенный |
при помощи суффиксов -в-, -вши-, -ши-. | при помощи суффиксов -а- (-я-) |
прочитав | читая |
1. Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми.
2. НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
3. У деепричастий нет окончаний.
Морфологический разбор деепричастия.
I. Часть речи – деепричастие (что делая? что сделав?) н.ф.
II. Неизменяемое, вид.
III. Синтаксическая роль (обстоятельство)
Наречие
(неизменяемые слова)
Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака. Отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?