МЕТОД_1: EPOS- проработка позитивных перспектив.




Теория постановки целей

 

Авторы вводят определение понятия Personal goal - продуманное когнтитивное отображение того, что человек хочет достигнуть (получить) или избежать в своей жизни и в своих жизненных обстоятельствах. Такие цели осознанны и как-то из символического представления переведены в язык слов.

Примеры: завести новых друзей, повысить свой уровень достатка, научиться быть более спонтанным, быть хорошим родителем, или преодолеть страх отвержения.

 

 

Человек обозначает тот или иной опыт как проблему - потому что он не совпадает с его персональными целями.

- Когда человек определяет эти изменения в опыте как ненормальные для себя, полагает, что он не сможет или не хочет справляться с ними в одиночку, и имеет хотя бы минимальную надежду на то, что психотерапия может принести некоторое облегчение.

 

Есть модель субъективного благополучия (Teleonomic model of subjective well-being, Brunstein&Marier, 2002) которое определяется:

- прогрессом в достижении личных целей

- соответствие целей тому, что на самом деле важно человеку.

Рассматриваемая теория утверждает, что готовность человека затрачивать определенные усилия, выполнять работу на определенном уровне в значительной степени зависят от четырех характеристик целей: сложности, специфичности, приемлемости, приверженности им.

Сложность цели отражает степень профессионализма и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. Существует непосредственная связь между сложностью цели и выполнением работы по ее достижению. Чем сложнее цели, которые ставит перед собой человек, тем лучших результатов он может достичь. Исключение составляет случай, когда ставятся нереальные, сложные цели. Работники могут просто игнорировать слишком сложные цели. Поэтому усложнение целей дает положительный эффект только тогда, когда они реальны.

Специфичность цели отражает ее количественную ясность, точность и определенность. Экспериментально установлено, что более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, лучшему исполнению работы, чем те, которые имеют широкий смысл, нечетко определенное содержание и границы. Человек, имеющий слишком широкие по смыслу и содержанию цели, работает так же, как тот, кто совершенно не имеет перед собой целей. Но нельзя и слишком сужать цели, ибо тогда вне поля зрения и внимания человека останутся важные стороны осуществляемой им деятельности.

Приемлемость цели отражает степень, до которой человек воспринимает ее как собственную. Если человек именно так воспринимает поставленную перед ним цель, сложность и специфичность для него не имеют большого значения. Приемлемость цели для человека напрямую зависит от ее достижимости и выгодности. Если потенциальные выгоды от достижения цели не очевидны, она может быть не принята. Поэтому руководители, формулируя цели перед подчинёнными, должны представлять их как достижимые, выгодные, справедливые и безопасные.

Приверженность цели (готовность приложить усилия для ее достижения) отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для ее достижения. Это очень важная характеристика, особенно на стадии выполнения работы. Она может стать решающей, если выполнить работу намного труднее, чем это казалось при постановке целей. Если все легко получается, приверженность цели у работника возрастает, а при появлении трудностей снижается. Руководство должно постоянно контролировать уровень приверженности цели у работников и предпринимать необходимые меры для ее поддержания.

 

Возможные проблемы у клиента:

- Цели абстракты и не сформулированы

- Цели в конфликте друг с другом

- Цели на избегание, а не на получение

- Цели не достижимы или не реалистичны

- Цели не соответствуют Я человека (см. теорию самодетерминации)

Теория самодетерминации

постулирует существование у человека трех базовых потребностей – в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Согласно теории самодетерминации, удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие, оптимальное функционирование и здоровое развитие личности; напротив, их фрустрация приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности.

Потребность в автономии означает потребность в наличии выбора и самодетерминации собственного поведения. Это универсальная потребность ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим интегрированным Я. При этом ощущать себя автономным в своем поведении, своей жизни не означает быть независимым от других. Потребность в автономии, очевидно, является центральной в теории самодетерминации.

Под потребностью в компетентности понимается стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности, откликаясь на вызовы, предъявляемые окружающей индивида средой.

Потребность в связанности (relatedness) с другими людьми означает желание иметь надежную связь со значимыми людьми и быть понятым и принятым ими.

Поскольку эти потребности полагаются врожденными, изначально заданными у всех людей, вопрос ставится обычно не о степени выраженности каждой потребности, а о мере ее фрустрации (или удовлетворенности) со стороны окжжлдружения индивида.

 

ВТОРОЕ. Чего клиент хочет?

Теория постановки целей

Удовлетворения от достижения своих личных целей

Теория самодетерминации

 

Удовлетворения трех базовых потребностей

ТРЕТЬЕ. Как создать и поддерживать мотивацию клиента?

Теория постановки целей

Treatment goal - желаемые изменения в опыте и поведении в результате терапии, которые определяются клиентом и терапевтом совместно в начале работы. Важно, что это согласованные цели, то есть клиент и терапевт понимают их одинаковым образом.

 

 

МЕТОД_1: EPOS- проработка позитивных перспектив.

Откуда: Handbook of Motivational Counseling: Concepts, Approaches, and Assessment Editor(s): W. Miles Cox, Eric Klinger. First published:9 May 2008

Глава “Enhancing Motivation for Psychotherapy: The Elaboration of Positive Perspectives (EPOS) to Develop Clients' Goal Structure” (Pages: 335-356) Ulrike Willutzki, Christoph Koban.

Где найти:

https://priskaaparamita.blogs.uny.ac.id/wp-content/uploads/sites/3757/2015/11/W.-Miles-Cox-Eric-Klinger-Handbook-of-Motivational-Counseling_-Concepts-Approaches-and-Assessment-2003.pdf

Для кого: клиент сосредоточен на своих проблемах и не имеет ясных представлений, что же именно он хочет в результате терапии. Больше говорит про прошлое, а будущее ему видится сумрачным и безрадостным. Возможно, конфликт внутри целей. Не может даже представить свою жизнь без проблем.

 

Условия: Занимает 2-3 часа терапии. Имеет 4 этапа:
Этап 1. Укрепление терапевтических отношений и прояснение нынешних трудностей.

Этап 2. Фантазирование о позитивном образе будущего, даже нереалистичное. Идет под аудио-запись.

Этап 3. Подготовка к анализу

Этап 4. Сам анализ и выработка целей.

Этап 5. Выбор первой цели.

 

:

Этап 2:

2.1 Вступление и объяснение: So far we have talked about topics and problems that put you under pressure. Today and in the next one to two sessions I would like to use an exercise that should help us to find out which ideas, goals, and wishes you have for your life in the future. I would like to know more about how you see your future life and how the therapy can help you to reach these goals. In this session we start with an imagery exercise to develop a picture of what your future could look like ideally. We will not think about possible ways of realizing these ideas and goals today; this is going to be the topic of the next session.

2.2 Погружение. Можно использовать подготовительное упражнение “Восхождение на вершину” (поднимается на гору вместе с грузом своих проблем, и по дороге оставляет их на пути. На вершине - уже без них).

2.3. Направленное воображение:

A relatively neutral start for the imagery is the Five-Years Question: “Imagine that I meet you in 5 years [or 3 or 15] from today and up to then everything has turned out well in your life. You have reached certain personal goals that were important for you, and many other things went just the way you wanted. Where am I meeting you, what are you doing (in 5 years), and how do you feel?”

Важно:

● клиент говорит в настоящем времени. Терапевт помогает формулировать так (без сослагательного наклонения).

● Что ты переживаешь? Какие ощущение? Что делаешь? Кто и что тебя окружает? Подключает информацию от разных органов чувств.

● Не используем вопрос почему.

● Для кого-то может быть важно описать идеальный день целиком, для кого-то - одну картинку, но подробно.

● В конце - внутренняя фотография и название

● Помогаем клиенту вернуться в настоящее. Может вызвать подавленное состояние из-за разницы между нынешним и желаемым. Поддержка.

Этап 3.

At the end of the imagery session the client receives an audiotape of the exercise and the therapist asks the client to listen to it for the next session. The suggestions for listening to the tape should not be too concrete: “While listening to the tape, just think about: What might be important for you? Which of the things you said have an impact on you?” Moreover, the client is informed that a concrete analysis of the content will take place during the next session.

Терапевт также прослушивает запись и составляет возможный план анализа.

Этап 4.

4.1.Какие ощущения между сессиями?

4.2.

Припоминаем картинку. Предлагаем клиенту выделить несколько значимых областей этой картинки и как-то их назвать. Дальше работаем с каждой областью.

Для каждой области важно понять, какое значение в ней (какая за этим стоит потребность). (Видет себя худым - чувствует себя успешным с женщинами/ глава компании - уважение сотрудников и возможность самому организовывать свое расписание и тп)

● “What is important for you here?”

● “What does it mean for you when you do this?”

● “Why is it important for you?”

● “How do you realize that it is important for you?”

Формулируем позитивные цели. Определяем, какие более актуальные. Какие относятся к терапии, а какие - нет.

4.3.

● Обращаем внимание на цели, которые поддерживают то, что уже есть у клиента и чем он доволен

● Проверяем, какие цели друг другу противоречат.

● Приоритеты и отношение к терапии

○ “What is most important for you at the moment?”;

○ “What should change straightaway in your life?”;

○ Are you working on this on your own or should it be a topic in our work?”

Этап 5. Выбор первой цели на терапии

Directly after selecting a particular goal for therapy, it makes sense to ask the following questions: “What would be the first steps to strive for this goal?”; “How do you recognize that you are on the way to reach this goal?”; and “On a scale from 1 to 10 (10 = you reached the goal, 1 = start of the therapy), at what point are you at the moment?” as well as “How much time are you allowing yourself to reach this goal?” In the following section we provide a case example of how the intervention can be used to explicate goals and use them in therapy.

МЕТОД_2: Инструмент для этого и для определения эффективности терапии: Goal Attainment Scaling (GAS) - Kiresuk, Smith&Cardillo, 1994).

Goal Attainment Scaling (GAS) in Rehabilitation: A practical guide

Article in Clinical Rehabilitation · February 2009

https://www.researchgate.net/publication/23959454_Goal_Attainment_Scaling_GAS_in_Rehabilitation_A_practical_guide

 

https://www.eatingdisordersconference.com/MAG/media/uploaded/EVMAG/event_246/Sarah_Owen_Wed_.pdf

 

Шаги:
1. Клиент определяет свои цели. Они могут относиться к разным областям жизни.

2. Определяем текущее положение дел по каждой цели через -1 (плохо, но что-то иногда получается) или -2 (так плохо, как только можно представить).

3. Для каждой цели клиент определяет что такое прогресс, что такое стагнация, что такое ухудшение относительно текущей ситуации:

● (ухудшение) −2 (most unfavorable outcome): gain 5 pounds in 1 month

● (стагнация) −1 (less than expected outcome): maintain weight over a 1-month period

● (желаемый результат) 0 (expected outcome): lose 5 pounds in 1 month

● (результат, превосходящий ожидания) +1 (greater than expected outcome): lose 10 pounds in 1 month

● (самый лучший результат, какой можно представить) +2 (most favorable outcome likely): lose 15 pounds in 1 month

4. Определить значимость этих целей.

5. Определить субъективную сложность этих целей.

 

Есть вариант, когда цель формулируется сразу по СМАРТу, а потом оценивается результат относительно этой формулировки.

В оговоренный срок проводим оценку изменений и считаем. Можно скачать как анкету, так и файл для автоматического расчета показателей.

 

Где скачивать эти анкеты и файлы (наиболее полное описание здесь): https://www.kcl.ac.uk/nursing/departments/cicelysaunders/resources/tools/gas.aspx

 

Теория самодетерминации

Пафос теоретиков подхода в этой области заключается в том, что важно не количество, а качество мотивации, именно оно определяет уровень настойчивости, результативность деятельности и психологическое благополучие. В случае постоянного удовлетворения всех трех базовых психологических потребностей происходит Развитие выраженной автономной мотивации.

 

Внешняя регуляция - обусловлена внешними причинами (получить награду или избежать наказания): по мере увеличения само-детерминации

экстернальная регуляция (1)

интроецированная регуляция (2)

(1) + (2) = контролируемая мотивация

идентифицированная регуляция (3)

интегрированная регуляция (4)

Внутренняя регуляция (5) - ею движет удовольствие и удовлетворение результатами деятельности самой по себе

(3)+(4)+(5) - автономная мотивация

При рассмотрении континуума внешней мотивации выделяют четыре типа регуляции (каждую отличает собственный тип интернализации и уровень автономии (см. подробно об этом: [Гордеева, 2006]):

экстернальная регуляция - отражающая стремление выполнять деятельность по причине ее полной внешней заданности, контроля, требований, идущих извне, наград и наказаний;

(подросток, который играет в компьютерные игры; муж, который пришел по условию жены - вспышки агрессии; клиента уволили с прошлой работы за конфликты с сотрудникам, а сейчас он устраивается на новую работу

интроецированная регуляция - отражающая интериоризированные требования, проявляющиеся в ощущении вины и стыда, тревоги за плохо выполненное дело. побуждение активности осуществляется под воздействием таких факторов, как мотивы одобрения, избегания стыда, условная самооценка.

идентифицированная регуляция - означающая понимание важности выполняемого дела для самого субъекта. Человек определился со значимостью деятельности и как следствие, берет на себя ответственность за управление своим поведением.

интегрированная регуляция - выступающая как результат интеграции противоположных стремлений индивида. Человек ведет себя в соответствии со своими ценностями, но и кроме этого, в соответствии со своей идентичностью.

 

Опросник Patient Motivation for Therapy Scale (CMTS, 1997)/

 

https://scholarship.shu.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=3459&context=dissertations

 

текст опросника взят из статьи: https://www.researchgate.net/profile/Luc_Pelletier3/publication/14110813_Client_Motivation_for_Therapy_Scale_A_Measure_of_Intrinsic_Motivation_Extrinsic_Motivation_and_Amotivation_for_Therapy/links/554753b60cf23ff716871f8a/Client-Motivation-for-Therapy-Scale-A-Measure-of-Intrinsic-Motivation-Extrinsic-Motivation-and-Amotivation-for-Therapy.pdf

 

 

Психотерапевт неизбывно встречается с мотивацией клиента как к работе в целом, так и с разной мотивацией на разных этапах психотерапевтического процесса. Есть клиенты, которые вообще приходят не уверенными в том, стоит ли им начинать работу с психологом. Кто-то сомневается, действительно ли испытываемый им дискомфорт стоит определять как проблему и что-то менять. Другими словами, отношение клиента к началу работы часто бывает амбивалетным.

 

Идеальная мотивация к терапии - автономная (независимая) мотивация. Этот термин ввели Rayan and Deci. Когда клиент переживает свое решение начать терапию или прийти к психологу как свободно сделанный им самим выбор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: