Синтаксический и пунктуационный анализ




ТЕМА: «Лингвостилистический анализ текста».

Цель урока:

Произвести стилистический и лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.

 

а) образовательные:

 

закрепить навыки анализа текста, умение определять средства связи в словосочетании и предложении, объяснять пунктуацию в сложных предложениях и предложениях с осложнением;

умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;

закрепить орфографические навыки; умение производить анализ текста по различным языковым аспектам;

 

б) развивающие:

 

- развивать умение создавать на основе проанализированного текста собственное связанное высказывание;

развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать свое суждение);

побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску,анализу, выбору информации;

в) воспитательные

 

- воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле:

гражданско-общественную и нравственную позицию,

- формировать готовность к духовному, интеллектуальному саморазвитию,

Уважаемые студенты!

-Внимательно прочитайте тему и цели урока!

- Внимательно и последовательно изучите этапы урока и выполните предложенные задания

-Вы можете воспользоваться подсказкой(приложения), но постарайтесь привести свои примеры и обоснуйте свои выводы, опираясь на примеры

-Посмотрите видеоролики, перейдя по ссылкам, это поможет вам немного отдохнуть и лучше понять тему

https://www.youtube.com/watch?v=MPUuE-96GDA

 

https://www.youtube.com/watch?v=feSCm2552C8

 

-Вопросы задайте мне по телефону

-Не забывайте выполнить домашнее задание

-Выполненные задания присылайте мне на электронный адрес

Желаю успехов!

Ход урока

Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь. Чтение текста А.Козаченко

 

1. Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному? (2) Почему один теряет свой человеческий облик, превращается в беспомощное животное, которым управляют слепые, животные инстинкты? (3) А другой, оказавшись лицом к лицу со смертельной опасностью, не только не отступает в сторону, а напротив, как бы обнаруживает в себе какие-то неведомые прежде силы, и огонь высокой человечности горит в нем ярче?
(4) Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности человеческой природы. (5) Кто-то считает, что все дело в особенностях нашей крови: у людей с первой группой крови более выражены охотничьи, лидерские способности, а у людей, например, со второй группой крови — психология земледельца, человека более осторожного, боящегося идти на риск... (6) Кто-то, объясняя причины нашего разного поведения в экстремальной ситуации, начнет длинно рассуждать о силе и слабости нервных процессов, об особенностях темперамента...
(7) Когда я слушаю подобные измышления, мне становится смешно. (8) Если бы на самом деле поведение человека зависело от каких-то четких и понятных нам факторов, величин, групп крови, если бы можно было, проведя нехитрые медицинские анализы, сказать, как поведет себя человек, столкнувшись с грозной опасностью, тогда бы и проблемы никакой не было.
(9) Но долгий опыт боевого офицера меня убедил в ином: на поведение человека главное влияние оказывает другое — совесть. (10) Один почему-то не может бросить своего товарища раненым, а другой, как будто бы такой же сильный и уверенный в себе, меткий стрелок, прекрасный спортсмен, услышав свист пули, пятится в сторону. (11) Страшно всем, но одному страшно умереть, а другому страшно остаться живым, бросив товарища. (12) Одному страшна гибель, потому что вне себя, без себя он не мыслит мира! (13) Он прекрасно понимает, что долг требует другого, прекрасно знает, что надо помочь другу, но реальность и неотвратимость смерти заглушает этот голос совести, голос долга, голос чести. (14) Голос души! (15) Его не слышно, потому что перед ним оказался более сильный враг, нежели его душа, — Смерть. (16) А другой знает, что пуля несет смерть, что его могут убить, но безотчетно бросается в огонь, своим телом закрывает друга, товарища, командира. (17) Он даже не рассуждает ни о смысле, ни о цене своего поступка, он для него естествен. (18) Я потом видел эти солдатские глаза: это были глаза человека, которому нечего стыдиться, это были глаза человека, который исполнил свой долг, и потом на привале, когда он просит закурить, то сразу несколько человек протягивают ему сигарету.

(По А. Козаченко)

Лингвистический анализ текста.

А) лексический аспект

В чём особенность текста с точки зрения лексики?

Дополнительные задания:

-Найдите фразеологизм в предложении 2 (столкнувшись лицом к лицу)

- Какое средство выразительности используется в предложениях 13, 14 (градация, парцелляция).

В каком предложении 3-6 автор использует иронию?(5, 6)

Б) фонетический аспект

Как можно проанализировать данный текст в фонетическом аспекте?

(выступление другого участника группы лингвистов)

Дополнительные задания:

-В каком слове количество букв и звуков совпадает:

Ярче, спортсмен, смерть, пуля

В) орфографический анализ текста

(выступление другого участника группы лингвистов)

Г) синтаксический и пунктуационный анализ

(выступление участника группы лингвистов)

Дополнительные задания.

Стилистический анализ текста

А) Стиль текста и тип речи, сведения об авторе

Б) Проблема текста, авторская позиция

В) Собственное отношение к проблема, пример из жизни, отражающий проблему текста, пример из художественной литературы.

 

В 1 предложении отражена тема текстаповедение человека в экстремальной ситуации

В предложении 9 заключена проблема данного текста - проблема совести

Идея: воздействовать на читателя, задача автора - заставить задуматься и поразмышлять над проблемой совести, понять, кто ты: настоящий товарищ или трус, как бы я поступил в экстремальной ситуации?

Комментарий текста: автор затрагивает одну из главных проблем, которая особенно актуальна сейчас, потому что современное общество (особенно молодёжь) редко задумывается над этой проблемой, это не авторитетно для них, у молодёжи другие проблемы, а у меня, например, этот текст заставил об этом задуматься всерьёз, и все бытовые неурядицы показались такими ничтожными.

-Как вы считаете, актуальна ли проблема, поднятая автором текста?

(Конечно, ведь каждый человек обязательно столкнется с ней: в семье, на работе..где угодно! Мы не можем с уверенностью сказать, как поведём себя в экстремальной ситуации, и в этот момент очень важно, чтобы наша совесть не спала, чтобы опасность не заглушила голос души, о котором говорит А.Козаченко. Не будет совести, не будет человека, нет совести - нет души. Автор пытается пробудить в каждом человеке душу. Человек, который имеет совесть, думает и живёт по- другому. Именно экстремальная ситуация расставит всё по своим местам. Это лакмусовая бумажка проверки твоей совести. Автор берёт это из личного опыта, не раз являлся свидетелем поведения человека в таких ситуациях.)

-А какие ситуации можно назвать экстремальными?

(Человек на войне, любая ситуация, когда что-то угрожает твоей жизни, жизни других людей. Именно совесть подскажет, как поступить. Пусть ты рискнул, но ты не испытаешь мук совести, а это иногда страшнее смерти.

-Можете ли вы привести пример из жизни, который бы отражал проблему, поднятую автором текста? (Мнения студентов, их примеры).

-Какие кинофильмы, в которых затрагивается данная проблема, вы смотрели?

-Согласны ли вы, что проблема совести вечная? Докажите своими примерами.

 

Студенты могут вспомнить различные примеры из художественной литературы.

 

Домашнее задание: подготовить монолог по теме

План монолога по выбранному тексту.

· Вступление.

· Основная часть:

· Формулировка проблемы исходного текста;

· Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста;

· Отражение позиции автора исходного текста;

· Изложение собственного мнения по проблеме; (+ 2 аргумента: один пример из жизни, один – из художественной литературы)

· Заключение.

 

Подведение итогов

 

Приложение 1.

 

Фонетический анализ

С точки зрения фонетики и орфоэпии в данном тексте прослеживаются следующие примеры. Например в слове темперамент произносится звук [ т’ ], в словах пятиться и остаться происходит несоответствие звуков и букв. В таких словах как животное (2 предложение), поведение (8 предложение), ярче 3 предложение), заставляют (4 предложение), лидерские (5 предложение), слушаю (7 предложение), другое (9 предложение) звуков больше чем букв, так как гласны, стоящие в начале слова или после других гласных обозначают 2 звука.

Лексический анализ

Лексика данного текста довольно многообразна. В нем встречаются синонимы (четких, понятных – 8 предложение; друг, товарищ – 16 предложение), контекстные синонимы, антонимы (сила, слабость – 6 предложение), средства выразительности и изобразительности: эпитеты (смертельная опасность – предложение), метафоры (огонь высокой человечности – 3 предложение), олицетворения (более сильный враг – смерть – 15 предложение; пуля несет смерть – 16 предложение). В тексте сочетаются книжная (сущность человеческой природы – 4 предложение, психология земледельца – 5 предложение, лидерские способности – 5 предложение) и разговорная (мне становится смешно – 7 предложение) речь.

Морфологический анализ

Проанализировав морфологический строй текста мы видим, что в нем присутствуют практически все части речи: самостоятельные (существительные (люди, ситуации – 1 предложение; опыт, офицер, поведение, человек, влияние – 9 предложение) причастия (оказавшиеся – 1 предложение), деепричастия (объясняя – 6 предложение; столкнувшись – 8 предложение), глаголы (ведут – 1 предложение; умереть, остаться – 11 предложение), местоимения (я, он, его, меня, себя), наречия (ярче, смешно)) и служебные (союзы (а, если, что), частицы (бы, не), предлоги (в, к, о, на)

Орфографический анализ

В тексте А. Козаченко встречаются слова, которые могут вызвать затруднения при написании. Например: беспомощное, теряет – 2 предложение, процессов, темперамента – 6 предложение.

Синтаксический и пунктуационный анализ

В тексте есть словосочетания с различными видами подчинительной связи: согласования (экстремальной ситуации – 1, человеческий облик – 2, смертельной опасностью -3), примыкания (горит ярче – 3, становится смешно – 7), управления (задуматься о сущности – 4).

Текст состоит из предложений различной структуры:

А) простые двусоставные

Б) простые односоставные (14)

В) много простых предложений осложненных:

- обособленными определениями, выраженными причастными оборотами (1)

- обособленными приложениями (10 – 2 часть)

- обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (3,6,8)

Г) много сложных предложений:

- бессоюзных (17)

- сложносочиненных (9, 11)

- сложноподчиненных (2, 4, 7, 12)

- с разными видами связи (13, 16)

Приложение 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: