Технологии дифференцированного обучения.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика.
Урок литературы для обучающихся 6 класса по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша» на тему «Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши».
Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).
Группа
1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).
(Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан).
2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?
|
3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)
Группа
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся".
Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится".
В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".
Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные".
Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать".
– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
(Православная вера
1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить";
2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы";
3. "вера у нас полнее")
Группа
1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.
2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?
3. Какие черты входят в понятие " русский национальный характер"? (доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа").
4. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 1-10 главы.
Александр Павлович
|
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».
«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».
«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»
Группа
1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)
2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп – микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.
|
3.. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 11-14 главы.
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».
«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Платов
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».
Группа
1. Выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу.
2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.
3. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к иллюстрациям Н.Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
(Кукрыниксы - общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).
Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в изображении героев.
Группа
1. Какова проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть", — и чем-нибудь отведет".
2. Какова идея сказа?
Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.
3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?
В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.
Домашнее задание.
1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.
2. Написать отзыв о сказе (1-2 группы)
3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами». (3-6 группы)
4. Прочитать рассказ Н.С. Лескова "Человек на часах".
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Наиболее распространённой является у меня интеграция русского языка с литературой, экологией, изобразительным искусством, музыкой. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно использую как организованное начало или физминутка на уроках русского языка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение. Музыка на уроках русского языка и литературы создаёт непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, я чаще всего сообщаю и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся. От меня, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, мне необходимо, прежде всего, знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке. В результате творческих поисков и кропотливой работы появились уроки «Пушкин и Глинка», «Музыка в жизни и творчестве Лермонтова», «Пушкин и музыка».
Я активно использую эту технологию на уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.
Игровые технологии я использую в основном в 5-7-х классах.
В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.
Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
На классной доске вывешиваются карточки с изображением цветов.
Задание. Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
(Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик). Дети выписывают слова с мягкими звуками в тетрадь. По окончании работы на доске формируется букет.
Игра «Салат»
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.
Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
- в слове 2 слога, 7 букв, 6звуков (морковь),
- в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),
- в слове 1 слог, все согласные звуки твердые, (лук)
- в слове 4 слога (помидоры)
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
«Назвать пароль»
Расставить ударения в записанных на доске словах.
При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.
Например:
- 1-й - Я читаю книгу.
- 2-й - Я читаю интересную книгу.
- 3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
- 4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
- 5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, или наоборот слово, соответствующее правилу.
Например:
Осенний, каменный, соломенный (лишнее - соломенный)
Бор..щийся, кле..щий, пада..щий (лишнее – кле..щий)
ИГРА «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»
Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Орфографический словарь становится настольной книгой учащихся. Игра оживляет работу, разнообразит ее. Можно использовать при знакомстве с новыми словарными словами или отрабатывая тестовое задание ЕГЭ (праздный – праздничный).
«Лингвистический футбол»
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс задает ему вопросы по изученной теме. Сколько голов отбил, такую оценку и получил (о количестве вопросов договариваются заранее).
В своей работе систематически веду постоянный контроль за ЗУН учащихся.
С этой целью веду тетради:
- учета ошибок учащихся после написания диктантов, изложений, сочинений;
- учета пробелов в знаниях учащихся по изученным и изучаемым орфограммам;
- учета техники чтения; контроля за домашним чтением учащихся;
- уровнем подготовки учащихся к урокам;
- учета активности в работе на уроках; качества выполнения письменных работ;
- учета формирования каллиграфического письма и орфографической зоркости учащихся (работа над ошибками).
Однако не следует забывать, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Ведь живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.