ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ




 

 

Что такое книга? Задумывался ли ты над этим когда-нибудь?! Научное определение понятия «книга» нуждается ещё в уточнении. У неё было немало прообразов в древности.

 

Самый первый из них – «человек-книга». В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования и предания они хранили не на книжных полках, а в памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому, от старших поколений к младшим.

 

До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них – узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, индейцы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой верёвке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет и т. д.

 

На смену узелковому письму, которое было трудно читать, пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте – рисовали диких зверей, человеческие фигурки с копьём, направленные на дичь. Рисунок, высеченный на могильной плите; рассказывал историю человека, погребённого под ней.

 

Позже на каменных плитах стали появляться надписи – иероглифы – наиболее древние изобразительно-образные знаки египетского письма. Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских камнях змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветы лотоса, руки, головы, люди, сидящие на корточках, люди с поднятыми вверх руками, жуки, пальмовые листья.

 

Со временем возникло более простое письмо – буквенное, а приблизительно в ХIII веке до н. э. появился первый алфавит, принадлежавший финикийцам.

 

Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или берёсту, с пергамента на бумагу.

 

Сначала на бумаге писали только то, что должно было храниться недолго. Книги по-прежнему делались из пергамента. Но со временем дорогой пергамент уступает место дешёвой бумаге. Повсюду возникают


школы и университеты. В большом количестве нужны книги. В античном мире и в средние века книги размножали путём переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография (гравюра на дереве). Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём в Корее в период с 704 по 751 год. Возникло книгопечатание на Дальнем Востоке в ХI веке.

 

В Европе книгопечатание начало распространяться в середине ХV века, когда Иоганн Гутенберг в Германии напечатал 42-строчную Библию

 

– первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. Иван Фёдоров в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую русскую книгу «Апостол».

 

Пройдёт время, и стальные великаны, а не маленькие типографские станки будут умножать число книг с невиданной быстротой. Книга изменится внешне, она будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец, станет такой, какой мы её знаем сегодня.

 

(450 слов) По А. Чuрве

 

 

Творческое задание

 

Напишите подробное изложение.

 

Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?


Текст 16

 

 

КОЛЛЕКЦИОНЕР БАХРУШИН

 

 

Целеустремлённым коллекционером, оставившим огромный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин, создавший исключительный по своей ценности, единственный в России театральный музей.

 

Худой, высокий, немного сутулящийся, с подслеповатыми глазами,

 

в пенсне, которое постоянно поправлял своей костлявой рукой, говоривший образно, на простом русском языке густым придавленным баском, А.А. Бахрушин был сыном известного заводчика, крупного московского миллионера. Обучившийся в коммерческом училище, А.А. Бахрушин, несомненно, унаследовал известную скупость и чисто купеческие замашки от отца, державшего его в ежовых рукавицах, почему на первых порах своей самостоятельной жизни он был стеснён в деньгах.

 

К музейному собирательству он, всегда интересовавшийся театром, подошёл как бы случайно и очень робко. Но появившаяся страсть, при его непреклонной энергии и выдержке, сделала его упорным собирателем. Самообразование помогло ему стать культурным театралом, и он настолько сросся с театром, что «Бахрушин» и «театр» стали синонимами. Прижимистый, он не жалел денег, когда нужно было купить неизвестный портрет Щепкина или эскиз художника А. Головина. Позднее, в тяжёлый 1920 год, Бахрушин, будучи в Петрограде, отыскал и приволок на своей сутулой спине огромный мешок, где оказались сотни неизвестных писем А. Островского. И сиял, что купил за бесценок...

 

Музей он устроил в полуподвальном этаже; богатство коллекции скрашивало неподходящее для музея помещение. Целая эпоха русского театра, преимущественно драматического, была собрана им: портреты в масле, в гравюре, в литографии, в рисунке, фото русских, главным образом московских, театров. Но покупался материал и по иностранному театру. Он собирал портреты деятелей театра, материал по оформлению спектаклей, эскизы русских художников театра.

 

Балет, русский балет, был предметом постоянных поисков. Покупались туфли, слепки ступней выдающихся балерин, парики трагиков, щит Орлеанской девы – несравненной Ермоловой, письма – от ХVIII века до наших дней, старые театральные афиши и билеты. В музей был целиком перенесён кабинет Комиссаржевской.

 

Бахрушин отдал себя, свою энергию, труд и большую долю состояния служению театру. Он собрал богатую библиотеку по истории


театра.

 

... Гости разгуливали по залам музея, рассматривая театральную старину. Бахрушин, если бывал при этом, вынимал из витрины туфли знаменитой балерины 50-х годов девятнадцатого века Асёнковой, причмокивал и говорил: «Вот, нашёл, долго искал», – затем шла родословная редкости, показ постепенно переходил в беседу о том или ином артисте, театре или целой театральной эпохе. Нового посетителя Бахрушин усаживал и открывал перед ним переплетённый в парчу альбом и просил оставить о себе память.

 

В 1913 году Алексей Александрович передал своё собрание музея Академии наук. Он говорил: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу народа». Эти слова Бахрушина подытожили его многолетнюю собирательскую деятельность. Бахрушин был назначен почётным попечителем музея и до конца дней своих оставался его директором.

 

(439 слов) По И. Бондаренко

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать. Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?


Текст 17

 

 

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

 

 

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

 

Церковные колокола, звучавшие на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, придавал торжественность весёлым праздникам и гуляниям.

 

Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили обычно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность), как правило, отливали мелкие звоны. Литьё колоколов считалось почётным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

 

С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно невероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

 

Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья.

 

О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: «Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон».

 

На берегах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий. Этому небольшому городу перевалило за тысячу лет. Здесь чувствуешь себя так, словно перенёсся в эпоху былинных богатырей. Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец из крестьян, одарённый могучей волей, честолюбивый, много повидавший на своём веку, начитанный, обладавший художественным вкусом. Иона Сысоевич затеял в Ростове огромное строительство.


Возникла необходимость в новом звоне, который настраивал бы слушателей на торжественный лад. Мастер Фрол Терентьев создал гигантский колокол – настоящий музыкальный инструмент, отличавшийся бодрой, радостной звуковой окраской.

 

Каждый заметный колокол в Ростове имеет своё имя: Большой Сысой, Лебедь, Голодарь, Красный... Более мелкие колокола безымянны. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – своё назначение.

 

Народная музыка привлекала в Ростов людей со всей России. В середине прошлого века священнослужитель и знаток акустики Аристарх Израилев сделал нотную запись ростовских звонов.

 

(402 слова) По Е. Осетрову

 

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.


Текст 18

 

 

КОЛЮЧЕЕ СЕМЕЙСТВО

 

 

В развилинах ветвей, в дуплах и на пнях в тропических лесах, на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях, на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их, даже не верится, что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.

 

Название «кактус» происходит от греческого слова, которым в древней Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений, завезённых в Европу из Америки.

 

Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам, встречаются стройные могучие великаны, более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов, едва заметные шарики с длинными острыми колючками, круглые лепёшки, вырастающие друг из друга в разных направлениях, длинные ветвистые лианы, похожие на спутанные космы седых волос, и ребристые шары, достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей, строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев, веток, колючек.

 

Мощные, толстые, крепкие корни кактусов играют огромную роль в приспособлении этих растений к жизни в пустыне. Они закрепляют кактусы в почве, не дают упасть во время сильных ураганов, запасают в себе органические вещества, всасывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Правда, основной «ловчей сетью» для воды являются не эти могучие корни-канаты, которые всё-таки недостаточно длинны, чтобы добраться до глубоко залегающих подземных вод. Влага, выпадающая в виде капелек росы, улавливается поверхностными корнями кактусов, расходящимися вширь на четыре-пять метров. Однако удерживать воду для поддержания жизнедеятельности боковые корни не могут. На помощь им приходит надземная часть кактуса, в первую очередь листья-колючки. Колючки, как конденсаторы влаги, создают вокруг тела кактуса своеобразную микроклиматическую зону с повышенной влажностью. В последние годы исследованиями учёных установлено, что сами колючки способны поглощать дождевые капли и влагу непосредственно из воздуха и являются своего рода миниатюрными биологическими насосами.

 

Есть среди кактусов такие представители, у которых нет колючек, их роль выполняют длинные тонкие волоски, густо окутывающие тело растения.

 

Многие виды кактусов разводят в своих квартирах любители комнатного цветоводства, ведь кактусы – невзыскательные растения. Известен случай,


когда чешский учёный отправил на родину кактусы по почте во время одного из своих путешествий. По непредвиденным обстоятельствам посылка достигла места своего назначения лишь через полтора года. Как же велико было изумление людей, когда оказалось, что лишённые воздуха, света и воды растения не только не погибли, но и покрылись цветками.

 

Есть среди кактусов такие, которые называют «царицей ночи» или «ночной принцессой» за изумительные крупные цветки белого цвета, похожие на лилию, в глубине которых золотистыми точками искрятся жёлтые тычинки. Всеми цветами радуги, среди которых отсутствуют только голубой и синий, цветут кактусы, опровергая многочисленные сказания о том, что кактус цветёт лишь один раз, после чего погибает.

 

(436 слов) По В. Муроху, Л. Стекольникову

 

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Расскажите о своих любимых цветах, комнатных растениях или о домашних животных. Свой рассказ оформите в виде страницы из дневника.


Текст 19

 

 

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

 

 

Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных контактов, встреч со множеством людей, и от того, как осуществляются эти контакты, как ведут себя в отношениях друг с другом люди, зависит очень многое. Представьте себе обстановку в городском транспорте в часы «пик». Стоит кому-то не сдержаться, проявить недоброжелательство, как легко могут найтись те, кто ответит тем же, в свою очередь, это может вызвать новую вспышку, новый конфликт... В человеческих отношениях действуют свои цепные реакции, и это ещё раз заставляет задуматься каждого о том, что наряду

 

с общим образованием и разносторонней культурой человек должен располагать знаниями и умениями в сфере общения. В то же время сфера общения открывает большие возможности для воспитания человека. В общении устанавливается связь между людьми, характеризующаяся контактами, взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга.

 

Умение жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться

 

с раннего возраста, не уповая на то, что всё само собой образуется. Для того чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, знать, как общаться со старшими и со своими сверстниками, как принимать гостей, мало прочесть или услышать те правила поведения, которые предписывают соответствующие нормы поступков. Вряд ли для современного молодого человека осталось тайной правило, которое предписывает уважительное отношение к старшим, и требования, из него вытекающие: посторониться при встрече, уступить место в транспорте, помочь в любой затруднительной ситуации. Невоспитанность, бескультурье чаще всего являются не следствием незнания как поступать, а отсутствием привычки поступать культурно, красиво. Культура общения, культура поведения – результат постоянной тренировки, результат самодисциплины, самовоспитания. Попробуем представить себе, что некоторые элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому современному человеку, стали привычными: для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо; вы привыкли доводить начатое дело до конца; вы привыкли выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Для культурного человека привычкой становится обязательность и точность, он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, он не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив или развязен в обществе.

 

Привычные формы поведения становятся прочным достоянием человека, позволяют ему выработать свой стиль поведения в быту, труде, в различных


сферах общения. Сформированная нравственная привычка оказывает большое влияние на дальнейшее развитие человеческой личности, позволяет, по словам А.С. Макаренко, заполнить опытом то пространство, которое образуется между знанием, как нужно поступать, и самим поведением.

 

Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая исключает ситуацию унижения другого, отношения фальши и легкомыслия.

 

Уважение к другому человеку требует проявления терпения, снисходительности, известной уступчивости.

 

(415 слов) По В. Селуянову

 

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Порассуждайте над проблемой: актуальны ли сегодня такие понятия, как чувство собственного достоинства и личная честь. Свою точку зрения аргументируйте.


Текст 20

 

ЛАНДЫШ

 

 

Весёлый месяц май! Солнце с каждым днём всё выше поднимается над лесом, по-хозяйски заглядывает во все уголки, начинает припекать. Между кустов зажелтели крупные ярко-жёлтые бубенцы купальницы. Золотыми пуговками рассыпались среди травы лютики. Но нежнее и лучше всех майских цветов – ландыш! Небольшой и скромный, с удивительным неповторимым ароматом, он привлекает к себе, трогает человеческое сердце больше, чем самые пышные и яркие цветы.

 

У многих народов ландыш с давних времён – один из самых любимых цветов. Например, в Египте ещё две тысячи лет назад разводили ландыши в садах. Вместе с розами они цвели там круглый год. В средние века начали «приручать» этот лесной цветок в Европе. Садоводы выводили новые сорта ландыша с розовыми, даже с красными цветками, с листьями в белую или золотистую полоску.

 

В мае можно отправляться на встречу с ландышем в лес. К этому времени деревья одеваются в свежую зелень, под ними – лёгкая тень. Её и ищет ландыш. В отличие от подснежников, которые спешат поймать весеннее солнце, он предпочитает прохладу. Пучки остроконечных ландышевых листьев, похожих на настороженные заячьи или оленьи уши, расселяются под сенью деревьев.

 

Если побывать на ландышевой поляне ранней весной, можно увидеть интересную картину. Уютная полянка кажется ощетинившейся множеством остроконечных зелёных копий. Потом каждое копьё начинает разворачиваться, превращаться в узкую зелёную воронку. Рядом из одного гнезда вырастает точно такой же второй лист, а иногда и третий.

 

Так и будут жить они неразлучно до осени. Листья ландыша служат уловителями дождевой воды, которой не так уж много перепадает от разросшихся деревьев. Скупые капли собираются в воронку, а из неё стекают прямо к корням.

 

Вскоре между зелёными ушками листьев вырастает тонкий гранёный стебелёк с зеленоватыми бусинками бутонов, почти сидящими на стебельке. Бусинки – как капли и, кажется, вот-вот упадут на землю. Но капли-бутончики не падают. Один за другим, снизу вверх, они крупнеют, белеют, превращаются

 

в крохотные, почти круглые колокольчики. Раскрываясь, они склоняются вниз и совсем становятся похожими на колокола.

 

Недолго длится цветение. Вместо цветков на ландышевых стебельках красными каплями повиснут ягоды – угощение для птиц, переносчиков семян.


Всё растение ландыша ядовито. Но и целебно. Уже целое столетие он используется медициной как лекарство от многих болезней.

 

В наших лесах немало крохотных жителей – ландышей. Обширны их поселения. Но в лесах, расположенных неподалёку от городов, с каждым годом хуже живётся ландышам. Как ни обороняются они, беднеют ландышевые поляны. Ландыши рвут в букеты, прихватывая в качестве обвёртки листья, а значит, истощая или губя всё растение. Часто обрывают при этом корневища, от чего может погибнуть целая колония. То же происходит при неумелой, а порой хищнической заготовке ландыша как лекарственного сырья. Если так пойдёт, скоро мы совсем не увидим по весне этих милых цветов, а медицина лишится ценного лечебного средства. Ландыш взывает о спасении.

 

(434 слова) По В. Ветлиной

 

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Расскажите о растениях, которые характерны для нашего края. Какие из них являются лекарственными?


Текст 21

 

 

ЛЕБЕДИ

 

 

В зоопарк привезли лебедей. Они сидели в деревянных ящиках, которые еле-еле разместились на двух грузовых машинах. Лебеди были грязные и очень истощённые дорогой. Таких птиц выпускать сразу нельзя. Надо им дать возможность сначала очистить перья, поправиться, а потом уже пускать на пруд.

 

На первое время лебедей поместили в большое тёплое помещение с двумя просторными водоёмами. Целые дни купались в них лебеди и так старательно мылись, что скоро их перья стали чистыми, без единого пятнышка.

 

В этом помещении лебеди сидели всю зиму. Наконец наступила весна. Растаял снег на дорожках парка, очистился ото льда пруд. И вот в один из солнечных весенних дней служитель Никита Иванович распахнул двери лебединого помещения. Широкой полосой ворвалось туда солнце. Взволнованные его лучами, лебеди закричали, вытянули шеи и столпились около открытых дверей. Там, перегораживая дорожку вправо, стояли люди, а налево с полным ведром корма манил их за собой знакомый им Никита Иванович.

 

– Теги, теги, теги! – звал он, высоко поднимая руку, из которой сыпались обратно в ведро золотистые зёрна.

 

Один из лебедей нерешительно переступил порог. За ним потянулся другой, третий, и, словно белая волна, заполнили они дорожку зоопарка. Сначала лебеди шли послушно за своим служителем. Но вот передние птицы увидели пруд. Они взмахнули крыльями, закричали и бросились к воде. Десятки красивых птиц, словно белые хлопья, покрыли поверхность воды. Они погружали в воду свои длинные шеи, разбрасывали тысячи брызг, хлопали крыльями, их радостные крики слышались до самого вечера.

 

Птицы так обрадовались свободе и так волновались, что даже не притронулись к корму. Зато на другое утро Никита Иванович не успел наполнить кормушку, как лебеди тотчас её окружили и принялись за еду.

 

Выпущенные на пруд лебеди жили очень дружно. Они никогда между собою не ссорились и держались всегда вместе. Но пара лебедей-кликунов стала отделяться от стаи. Это были лебедь и лебёдка. Они плавали немного в стороне, и если к ним приближался другой лебедь, то самец тут же спешил отогнать пришельца. Скоро лебеди выбрали себе место для гнезда. Они строили его в самой отдалённой части пруда, около старой развесистой ивы.

 

Когда гнездо было готово, самка снесла пять больших белых яиц и села их насиживать. А самец плавал рядом и зорко следил, чтобы никто не


приближался к гнезду. Стоило какой-нибудь птице подплыть чуть ближе, как лебедь, рассекая грудью воду, спешил её прогнать. И горе той птице, которая не успевала вовремя скрыться! Лебедь налетал на неё грудью, бил крыльями и, лишь отогнав, возвращался обратно.

 

Птенцы вывелись на тридцать второй день. Они были маленькие, неуклюжие, покрытые серым пушком. Лебеди охраняли своих малышей с ещё большей тщательностью, чем гнездо. Спускаясь в воду, мать следила, чтобы птенцы держались рядом, а отец плыл тут же, охраняя покой всего семейства.

 

(433 слова) По В. Чаплиной

 

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Расскажите о повадках какого-либо животного или птицы, включив в сочинение краткий пересказ эпизода из художественного произведения.


Текст 22

 

 

ЛЕБЕДЬ-ХРАМ

 

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей. Сергей Васильев

 

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

 

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луго-среднерусское раздолье, где растут духмяные лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

 

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

 

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт

 

и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...

 

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защищая город от врагов.

 

Празднование Покрова становится на Руси одним из самых торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

 

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

 

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются


вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм. Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по

 

которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

 

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

 

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.

 

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.

 

(444 слова) По Е. Осетрову

 

 

Творческое задание

 

Напишите подробное изложение.

 

Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.


Текст 23

 

 

ЛЕС

 

 

Зимою и летом, осенью и весною хорош лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей.

 

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

 

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев.

 

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над жёлтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчёлы. А в кустах на берегу реки защёлкал, звонко запел первый соловей.

 

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? Идёшь по лесу, хорошенько приглядываясь. Нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растёт гриб. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики, приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом берёзовом лесу густо сидят грибы подберёзовики.

 

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника.

 

Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От


дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва.

 

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Ещё цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлёту певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик дятел. Ещё зелёный, роняя спелые жёлуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берёз. На тёмном фоне сплошного елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов

 

и осин. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями.

 

(426 слов) По И. Соколову-Микитову

 

 

Творческое задание

 

 

Напишите подробное изложение.

 

Опишите свой любимый уголок природы, включив в свой рассказ размышления о фразе Ралфа Уолдо Эмерсона о том, что «природа – вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».


Текст 24

 

 

ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ

 

 

Однажды на уроке биологии учительница рассказала, что во время Великой Отечественной войны работники одной лаборатории, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.

 

После урока Димка Демьяненко громогласно заявил:

 

– Каким же чудовищем нужно быть, чтобы видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! Оно что, дороже человеческой жизни?!

 

Победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.

 

– А ты бы что сделал с этим зерном? Нажарил блинчиков для своей родни?!

 

Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.

 

– Я бы это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти!!

 

– Честно – это как? – хищно прищурился Вовка. – Вот центнер зерна. Нас двадцать четыре человека. Подели честно!

 

Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта, и быстро сосчитал:

 

– Примерно по четыре килограмма...

 

– Вот как! – усмехнулся Нестеров. – У меня брат и сестра – нам четыре килограмма. А ты в семье один – тебе тоже четыре. И это честно?! Ты делишь чужое, честный ты наш! Выходит, я работаю сторожем при складе с продовольствием и уволоку пару ящиков тушёнки для голодающей семьи. Другой патронами на войне торгует, третий военную тайну врагу загнал...

 

– Я разве предлагал военной тайной торговать? Чего ты передёргиваешь?

 

– А, вон ты как! Значит, тебе брать чужое можно! А другим нельзя? Себе

 

– чтоб хорошо, а другим – чтоб честно! А ты слышал слово долг?

 

– А есть ещё такое слово, как любовь к людям! И эта любовь превыше долга!.. – перебил его Димка.

 

– Друг мой Демьян, не говори красиво! Зачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! Сдаться – и всё! Зачем работать – это трудно, негуманно. Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а если бы они это зерно по


домам растащили, то стали бы предателями и воришками... И нечего тут своей философией голову людям морочить.

 

Я слушал и думал, что часто одни и те же явления оцениваются совершенно по-разному. В чём-то правым мне казался Димка, убедительными были и доводы Нестерова... Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. Так кто же прав на самом деле?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: