Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. (6 лет 1 мес.)




1. Анамнестические данные

Ребенок от второй беременности (первая беременность за­кончилась выкидышем) с угрозой выкидыша. Токсикоз 2-й половины беременности. Недоношенность (36 недель). Роды: стремительные, с асфиксией. Речевое развитие: гуление — 3 мес, лепет — в 10 мес, первые слова — в 1,5 года, первые фразы — н 2 года. Речевое развитие не прерывалось. Отмечалось нару­шение сна (беспокойство).

Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органиче­ского генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью).

2. Внешний вид

Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные.

Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подер­гивания лица, шеи, плеч.

3. Эмоциональная реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования

Маша легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организо-иать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуа­ции, доброжелательна, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипу лирует предметами. Считает, что поведение у нее всегда хоро­шее, результаты своей деятельности оценивает высоко.

Состояние эмоционально-волевой сферы

Активная, общительная девочка. Может занять себя, но на непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она мо­жет проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаи­вается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.

Маша демонстративна. У девочки отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, просит­ся на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе, взрослый в этом случае вы­нужден вывести ее из группы, чтобы иметь возможность про­должить занятие.

Моторика

Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту.

Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики.;

При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений.

При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложнос­ти в переключении от одного движения к другому, в одновре­менном действии обеими руками. Координация движений паль­цев нарушена.

Ведущая рука — правая.

Артикуляционная моторика развита в соответствии с воз­растной нормой.

Познавательное развитие

А. Внимание

• Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.

Объем произвольного внимания также существенно сни­жен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.

 

Б. Восприятие

Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявлен­ные цвета и оттенки (черный, белый, красный, синий, зеле­ный, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый). Серый опознает, но не называет. Находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник). При опознании путает ромб и многоугольник. При называ­нии воспроизводит все предъявляемые формы (в том чис­ле ромб и прямоугольник), кроме многоугольника. Самосто­ятельно находит предметы в окружающей действительно­сти в соответствии с заданной плоскостной формой (круг, квадрат, прямоугольник).

Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятель­ном назывании обозначает лишь самые элементарные фор­мы (шар, куб).

Восприятие пространства:

— макропространство — может самостоятельно (без помо­щи воспитателя) дойти до столовой. Свободно ориенти­руется в физкультурном зале, кабинете ритмики, акто­вом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется;

— микропространство — верно сличает, опознает и называ­ет все стороны и части листа, выделяет центр.

Восприятие схемы тела, его частей и сторон:

— ориентировка на себе — показывает и верно называет
следующие части тела: голову, нос, рот, лоб, волосы, ле вые и правые симметричные части тела (уши, глаза «реснички», коленки, пятки). Подбородок обозначав как «бороду»; не может назвать брови, шею обозначав как «горло». Дифференцирует правую и левую сторо ны; — Ориентировка на другом человеке — при называни левосторонних и правосторонних допускает ошибки, ев занные с зеркальностью этих отношений.

Восприятие последовательности частей суток. Представ ление о последовательности частей суток сформировано Воспроизводит с опорой на картинки.

Последовательность времен года. Нет противопоставлена осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето лето — осень, осень — зима, зима — весна). Девочка не диф ференцирует их признаки, забывает словесное названи некоторых времен года («весна»).

Последовательность месяцев и наполняемость ими вр мен года. Самостоятельно называет лишь следующие меся цы: июнь, октябрь, сентябрь, декабрь. Таким образом, у ре бенка не сформировано представление о последовательнос­ти расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.

Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные будние дни. Таким образом, данные представления сфор мированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сфор мировано представление о порядке следования дней неде ли друг за другом.

В. Память

Смысловая память превалирует над механической. Объе механической памяти значительно ограничен. Увеличение ко личества предъявлений (слов, картинок, предметов) увеличива­ет количество верно воспроизводимых вариантов. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повто­рений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.

Г. Мышление

Наглядно-действенное мышление сформировано.

Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высо­кий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конст­руирует из 7 палочек по образцу.

Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий, отработанных с дефектоло-гом за осень. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «до­машние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения.

Вызывают затруднения работа с серией сюжетных карти­нок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состо­ит из 3 картинок.

Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в преде­лах 5 на наглядной основе.

Д. Речевое развитие

Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-мед­ленно.

Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нор­мы. С помощью педагога справляется с заданиями, направ­ленными на выделение звука в слове, например выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к».

Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правиль­но согласует существительные с прилагательными и су­ществительные и глаголы во времени, иногда сама ис­правляет свои ошибки. Девочка понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затруд­няется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за).

Лексическая сторона речи. Девочка выделяет субъект объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Маши отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактны понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.). речь. Передает своими словами впечатления и личного опыта, любит рассказывать о том, что с ней пр изошло за день.

Маша может пересказать прочитанную ей сказку или не большой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощь наводящих вопросов.

Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.

Е. Воображение

Воспроизводящее и творческое воображение не отмечаете большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новы образов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: