1. Анамнестические данные
Ребенок от второй беременности (первая беременность закончилась выкидышем) с угрозой выкидыша. Токсикоз 2-й половины беременности. Недоношенность (36 недель). Роды: стремительные, с асфиксией. Речевое развитие: гуление — 3 мес, лепет — в 10 мес, первые слова — в 1,5 года, первые фразы — н 2 года. Речевое развитие не прерывалось. Отмечалось нарушение сна (беспокойство).
Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органического генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
2. Внешний вид
Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные.
Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подергивания лица, шеи, плеч.
3. Эмоциональная реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования
Маша легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организо-иать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелательна, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипу лирует предметами. Считает, что поведение у нее всегда хорошее, результаты своей деятельности оценивает высоко.
Состояние эмоционально-волевой сферы
Активная, общительная девочка. Может занять себя, но на непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаивается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.
Маша демонстративна. У девочки отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе, взрослый в этом случае вынужден вывести ее из группы, чтобы иметь возможность продолжить занятие.
Моторика
Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту.
Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики.;
При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений.
При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками. Координация движений пальцев нарушена.
Ведущая рука — правая.
Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой.
Познавательное развитие
А. Внимание
• Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.
Объем произвольного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
Б. Восприятие
• Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый). Серый опознает, но не называет. Находит заданный цвет в окружающем пространстве.
• Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник). При опознании путает ромб и многоугольник. При назывании воспроизводит все предъявляемые формы (в том числе ромб и прямоугольник), кроме многоугольника. Самостоятельно находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной плоскостной формой (круг, квадрат, прямоугольник).
• Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).
Восприятие пространства:
— макропространство — может самостоятельно (без помощи воспитателя) дойти до столовой. Свободно ориентируется в физкультурном зале, кабинете ритмики, актовом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется;
— микропространство — верно сличает, опознает и называет все стороны и части листа, выделяет центр.
Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
— ориентировка на себе — показывает и верно называет
следующие части тела: голову, нос, рот, лоб, волосы, ле вые и правые симметричные части тела (уши, глаза «реснички», коленки, пятки). Подбородок обозначав как «бороду»; не может назвать брови, шею обозначав как «горло». Дифференцирует правую и левую сторо ны; — Ориентировка на другом человеке — при называни левосторонних и правосторонних допускает ошибки, ев занные с зеркальностью этих отношений.
• Восприятие последовательности частей суток. Представ ление о последовательности частей суток сформировано Воспроизводит с опорой на картинки.
• Последовательность времен года. Нет противопоставлена осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето лето — осень, осень — зима, зима — весна). Девочка не диф ференцирует их признаки, забывает словесное названи некоторых времен года («весна»).
• Последовательность месяцев и наполняемость ими вр мен года. Самостоятельно называет лишь следующие меся цы: июнь, октябрь, сентябрь, декабрь. Таким образом, у ре бенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.
• Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные будние дни. Таким образом, данные представления сфор мированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сфор мировано представление о порядке следования дней неде ли друг за другом.
В. Память
Смысловая память превалирует над механической. Объе механической памяти значительно ограничен. Увеличение ко личества предъявлений (слов, картинок, предметов) увеличивает количество верно воспроизводимых вариантов. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повторений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.
Г. Мышление
• Наглядно-действенное мышление сформировано.
• Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высокий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
• Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий, отработанных с дефектоло-гом за осень. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения.
Вызывают затруднения работа с серией сюжетных картинок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состоит из 3 картинок.
Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе.
Д. Речевое развитие
Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.
• Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к».
• Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными и существительные и глаголы во времени, иногда сама исправляет свои ошибки. Девочка понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за).
• Лексическая сторона речи. Девочка выделяет субъект объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Маши отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактны понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.). речь. Передает своими словами впечатления и личного опыта, любит рассказывать о том, что с ней пр изошло за день.
Маша может пересказать прочитанную ей сказку или не большой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощь наводящих вопросов.
Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.
Е. Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечаете большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новы образов.