Фамилия и имя ребенка
Дата рождения
Поступил в речевую группу, школу
Диагноз
Домашний адрес ребенка
Семья, домашние условия воспитания
Жалобы родителей
Перенесенные заболевания
Общий анамнез:
1. От какой беременности ребенок
2. Характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, падения, патология родов)
3. Как протекали роды (досрочно, срочно, асфиксия, стимуляция)
4. Вес и рост при рождении
5. Вскармливание (грудное, искусственное, как и сколько сосал)
6. Когда выписали из роддома (если задержали, почему)
Вывод: анамнез нормальный, отягощенный
Раннее психомоторное развитие:
1. Когда стал удерживать голову
2. Когда стал самостоятельно садиться, ходить
3. Когда появились зубы
4. Поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)
Речевой анамнез:
1. Гуление, характер лепета. Первые слова, фразы (время их появления и характеристика)
2. Как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно), причины и время отклонения в развитии
3. С какого возраста замечено нарушение речи
4. Речь в настоящее время
5. Речевая среда
6. Занимался ли с логопедом (если да, когда и сколько; результаты занятий)
Заключение врачей
Диагноз психоневролога
Заключение специалистов:
1. Окулист (зрительный диагноз, степень и время нарушения зрения, причины; рекомендации и лечение)
2. ЛОР
3. Невропатолог
Общее обследование:
Строение артикуляторного аппарата:
1. Губы
2. Зубы
3. Язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой)
4. Нёбо
5. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)
Вывод: строение артикуляторного аппарата нормальное; с негрубыми отклонениями; с грубыми отклонениями
Строение общей моторики:
1. Проверка по заданию навыков самообслуживания у слепых
2. Выполнение заданий по словесному указанию:
1 Общие движения (бег, ходьба, прыжки)
2 Ходьба по словесному указанию логопеда (от окна к двери, размахивая правой и левой рукой)
3 Другие движения по словесному указанию (покачать мяч от руки к руке; руки вперед, назад, вверх, вниз; руки над головой, переложить флажок из правой руки в левую)
3. Переключения от одного движения к другому
Вывод: объем полный; неполный; переключаемость есть; отсутствует; сопутствующие движения.
Моторные навыки. Координация движений. Равновесие. Осанка.
Вывод: объем полный; неполный; самостоятельность полная; неполная; с помощью взрослых; качество движений – моторная напряженность; скованность; повышенная двигательная активность; расторможенность; координация правильная; замедленная; отсутствует; чувство равновесия есть; отсутствует; осанка правильная; неправильная.
Мелкая моторика рук:
Проверка по заданию логопеда на материале различных игр(«волшебный мешочек», мозаика разной величины, бусы, пирамидки различной сложности, матрешки)
Вывод: объем выполнения заданий полный; неполный; самостоятельность полная; неполная; с помощью взрослых; сопутствующие движения.
Речевая моторика:
1. Подвижность артикуляционного аппарата
1 Подвижность губ (вперед, улыбка)
2 Подвижность языка (широкий, узкий; кончик языка вверх, вниз; язык маятником)
3 Подвижность мягкого неба
2.Точность и продолжительность удержания заданной артикуляционной позы
3. Переключение от одного артикуляционного движения к другому
4. Другие особенности (тремор, состояние мимической мускулатуры)
Вывод: движения артикуляторного аппарата активные; пассивные; объем полный; неполный; точность полная; неполная; замена движений есть; отсутствует; последовательность перехода от одного движения к другому; мимические движения (амимичность, гиперкинезы, синкинезии);
Ориентировка в большом и малом пространстве:
1.Ориетнировка в сторонах собственного тела и сидящего напротив;
2. Ориентировка в пространстве с выполнением последовательности движений по заданию;
3. Дифференцировка пространственных понятий (выше-ниже, ближе-дальше; справа-слева; впереди-позади) в игре «Где спрятано?»;
4. Ориентировка в замкнутом пространстве по направлению звука в игре «Где спрятаны часы? Метроном?»;
5. Выполнение задания: расположить на настольном фланелеграфе кубик вверху, внизу, сбоку, посередине
Вывод: ориентировка полная; неполная; отсутствует; дифференцирование пространственных понятий полное; неполное; отсутствует; выполнение заданий полное; неполное; отсутствует.
Исследование речи
Состояние просодической стороны речи:
1.Темп (очень быстрый, скороговорка, нормальный, замедленный)
2. Тембр (мягкий, резкий)
3. Выразительность (выразительная речь, слабая, монотонная)
4. Голос (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, гнусавый, нормальный; атака твердая или мягкая)
5. Дыхание (верхнее, шумное, прерывистое, нормальное)
Фонетическая сторона речи
1. Звукопроизношение
1 Свистящих с з сь зь
2 Шипящих ш ж
3 Аффрикатов ц ч щ
4 Сонорных л р ль рь м н
5 Йотированных я е ю я ё
6 Звонких и глухих п-б т-д в-ф г-к
7 Мягких и твердых т-ть к-кь г-гь л-ль
8 Гласных а о у и ы
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками (при условии изолированного произношения этих звуков) ПА-БА ТА-ДА БА-БА ПА КА-ГА-КА БА-ПА ДА-ТА ПА-БА-ПА
3. Произношение слов с заданными звуком.
Проверка слуховых дифференцировок фонетически близких звуков в слогах СА-ЗА КА-ГА ША-ЖА СА-ША РА-ЛА ША-СА СА-СЯ ЗА-ЗЯ
4. Дифференциация смешиваемых в произношении звуков в словах МЫШКИ-МИШКИ МИСКА-МИШКА УТОЧКА-УДОЧКА КОЗА-КОСА УШИ-УСЫЗУБ-СУП КАТУШКА-КАДУШКА МАЛИНА-МАРИНА
5. Произношение слов и фраз
1 Слова простые по конструкции МАК КОТ ДОМ
2 Слова сложные по конструкции ЛИСТ ДОЖДЬ ФИЛЬМ БИНТ
3 Неоднократное повторение фраз «Саша сушит шубу», «у Зины желтый зонт», «Ребята слепили снеговика», «В аквариуме плавают рыбки», «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской»
Вывод: произношение звуков нормальное; единичные отсутствия; множественные отсутствия; единичные искажения; множественные искажения; единичные замены; множественные замены.
Аналитико-синтетическая звуковая деятельность
1. Определить одну фонему в слове – есть звук С или нет в словах САНИ ЛАМПА МИСКА МИШКА НОС НОГИ
2. Определить количество звуков в слове и место звука в слове (в начале, середине и конце) – СОК ОСА НОС
3. Составить слово из данных звуков
4. Придумать слово на данный звук
5. Задание на оппозиционные звуки
6. Воспроизведение слоговой структуры слова (предлагаются слоги двух- и трехсложных слогов) МУКА ВАТА БОТЫВОДА КОРОВА МАЛИНА ВОРОТА МАШИНА
Вывод: слуховая дифференциация звуков есть; отсутствует; фонематический анализ есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематический синтез есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематические представления есть, недостаточно сформированы, отсутствуют.
Импрессивная речь
1. Объем и качество пассивного словаря (выполнение поручений, выражение фразой)
- «Покажи, где…»
- беседа о предметах окружающей обстановки (игрушки, одежда, предметы быта)
- задание: посади зайчика на стул; возьми тарелку и ложку
2. Понимание распространенных предложений (по сюжетным картинкам). Составление аппликаций слепыми детьми
3. Понимание соотношения между членами предложения:
- Кто изображен?
- Что делает?
- Где находится?
4. Понимание текстов различной сложности («Репка», рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского)
Экспрессивная речь
1. Исследование развернутости самостоятельной речи:
- беседа: фамилия, имя, возраст, где живет, состав семьи, кто родители (кем работают), какие игрушки есть дома, как играет с ними
- составление предложений по опорным словам (у слепых- по картинке, сконструированной на фланелеграфе)
- составление предложений по картинке (серии картинок)
составление рассказа-описания игрушки или предмета
(Дать оценку развернутости речи: употребление одно- и двухсловных предложений, сложных предложений; характер речи – перечисление, описание; навыки связного рассказывания (логичность, образность, словарный запас, выразительность)
2. Объем и качество словаря
- номинативная функция слова (называние предметов по картинкам и предъявлению – «Что это? Для чего нужно? Как с ним играть?»
- Обобщающие понятия: овощи, фрукты, обувь, одежда, посуда, мебель, транспорт (проверка по заданиям: «Что лишнее?», «Магазин (разные отделы)», назови диких животных, домашних животных, игрушки, цветы, птиц, ягоды, грибы, насекомых)
3. Состояние грамматического строя
- употребление глагольных форм (задание: «Что делает рыба? – Плавает», «Что ты сделал?», «Что ты делаешь?»)
- употребление антонимов (горький - сладкий, входит - выходит)
- эпитеты к словам (шар красный, еж колючий, роза белая)
- угадывание предметов по описанию (арбуз, шар, лимон)
- употребление предлогов в речи и проверка знаний предлогов по их назначению
Словоизменение
1 Изменение существительных по падежам («у меня был карандаш, а теперь нет карандаша»)
2 Согласование прилагательных с существительными единственного числа по роду (шар красный, платье красное)
3 Согласование глагола с существительным («Валя играл на барабане. Валя играла на барабане», «Девочка идет в лес. Девочки идут в лес»)
4 Употребление глагольных форм совершенного и несовершенного вида («Что ты сделал? - Написал. Что ты делаешь? – Пишу»)
5 Согласование числительного с существительным
Словообразование
1 Образование существительных множественного числа (стол-столы, кукла-куклы, жук-жуки)
2 Образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (стол-столик, кровать-кроватка, дом-домик, ложка-ложечка)
3 Образование названий детенышей животных (утка-утенок-утята)
4 Образование относительных прилагательных (дерево-деревянный, стекло-стеклянный, резина-резиновый)
5 Образование глаголов движения с помощью приставок (ушел-пришел-вышел-пошел)
Употребление предложных конструкций (у стола, на столе, под столом)
Вывод: первый уровень – развернутая речь (наличие фонетически правильной речи, за исключением 1-2 звуков; словарного запаса, соответствующего заданиям; соответствие соотнесенности слова и образа; употребление грамматических категорий; умение составить рассказы); второй уровень – полная речь (имеются ввиду все основные компоненты речи, но словарный запас более ограничен. Затруднения в употреблении грамматических категорий, составление развернутых предложений и рассказов. Широко представлены нарушения звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза); третий уровень – неполная речь (ограничено представлены все компоненты речи; бедный словарный запас; несоотнесенность слова и образа; наличие одно- и двухсловных предложений; западение просодической стороны речи); четвертый уровень – лепетная речь (наличие отдельных слов или их осколков, отсутствие такой фразовой речи, которая давала бы возможность оценить необходимые языковые и динамические компоненты)
Речевой диагноз
Вывод о психолого-педагогическом развитии
Уточненный диагноз
Консультации врачей