Карта логопедического обследования детей, страдающих тяжелыми нарушениями зрения




Фамилия и имя ребенка

Дата рождения

Поступил в речевую группу, школу

Диагноз

Домашний адрес ребенка

Семья, домашние условия воспитания

Жалобы родителей

Перенесенные заболевания

 

Общий анамнез:

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, падения, патология родов)

3. Как протекали роды (досрочно, срочно, асфиксия, стимуляция)

4. Вес и рост при рождении

5. Вскармливание (грудное, искусственное, как и сколько сосал)

6. Когда выписали из роддома (если задержали, почему)

 

Вывод: анамнез нормальный, отягощенный

 

Раннее психомоторное развитие:

1. Когда стал удерживать голову

2. Когда стал самостоятельно садиться, ходить

3. Когда появились зубы

4. Поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)

 

Речевой анамнез:

1. Гуление, характер лепета. Первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

2. Как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно), причины и время отклонения в развитии

3. С какого возраста замечено нарушение речи

4. Речь в настоящее время

5. Речевая среда

6. Занимался ли с логопедом (если да, когда и сколько; результаты занятий)

 

 

Заключение врачей

Диагноз психоневролога

Заключение специалистов:

1. Окулист (зрительный диагноз, степень и время нарушения зрения, причины; рекомендации и лечение)

2. ЛОР

3. Невропатолог

 

Общее обследование:

Строение артикуляторного аппарата:

1. Губы

2. Зубы

3. Язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой)

4. Нёбо

5. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)

 

Вывод: строение артикуляторного аппарата нормальное; с негрубыми отклонениями; с грубыми отклонениями

 

Строение общей моторики:

1. Проверка по заданию навыков самообслуживания у слепых

2. Выполнение заданий по словесному указанию:

1 Общие движения (бег, ходьба, прыжки)

2 Ходьба по словесному указанию логопеда (от окна к двери, размахивая правой и левой рукой)

3 Другие движения по словесному указанию (покачать мяч от руки к руке; руки вперед, назад, вверх, вниз; руки над головой, переложить флажок из правой руки в левую)

3. Переключения от одного движения к другому

 

Вывод: объем полный; неполный; переключаемость есть; отсутствует; сопутствующие движения.

 

Моторные навыки. Координация движений. Равновесие. Осанка.

 

Вывод: объем полный; неполный; самостоятельность полная; неполная; с помощью взрослых; качество движений – моторная напряженность; скованность; повышенная двигательная активность; расторможенность; координация правильная; замедленная; отсутствует; чувство равновесия есть; отсутствует; осанка правильная; неправильная.

 

Мелкая моторика рук:

Проверка по заданию логопеда на материале различных игр(«волшебный мешочек», мозаика разной величины, бусы, пирамидки различной сложности, матрешки)

 

Вывод: объем выполнения заданий полный; неполный; самостоятельность полная; неполная; с помощью взрослых; сопутствующие движения.

 

Речевая моторика:

1. Подвижность артикуляционного аппарата

1 Подвижность губ (вперед, улыбка)

2 Подвижность языка (широкий, узкий; кончик языка вверх, вниз; язык маятником)

3 Подвижность мягкого неба

2.Точность и продолжительность удержания заданной артикуляционной позы

3. Переключение от одного артикуляционного движения к другому

4. Другие особенности (тремор, состояние мимической мускулатуры)

 

Вывод: движения артикуляторного аппарата активные; пассивные; объем полный; неполный; точность полная; неполная; замена движений есть; отсутствует; последовательность перехода от одного движения к другому; мимические движения (амимичность, гиперкинезы, синкинезии);

 

Ориентировка в большом и малом пространстве:

1.Ориетнировка в сторонах собственного тела и сидящего напротив;

2. Ориентировка в пространстве с выполнением последовательности движений по заданию;

3. Дифференцировка пространственных понятий (выше-ниже, ближе-дальше; справа-слева; впереди-позади) в игре «Где спрятано?»;

4. Ориентировка в замкнутом пространстве по направлению звука в игре «Где спрятаны часы? Метроном?»;

5. Выполнение задания: расположить на настольном фланелеграфе кубик вверху, внизу, сбоку, посередине

 

Вывод: ориентировка полная; неполная; отсутствует; дифференцирование пространственных понятий полное; неполное; отсутствует; выполнение заданий полное; неполное; отсутствует.

 

Исследование речи

Состояние просодической стороны речи:

1.Темп (очень быстрый, скороговорка, нормальный, замедленный)

2. Тембр (мягкий, резкий)

3. Выразительность (выразительная речь, слабая, монотонная)

4. Голос (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, гнусавый, нормальный; атака твердая или мягкая)

5. Дыхание (верхнее, шумное, прерывистое, нормальное)

 

Фонетическая сторона речи

1. Звукопроизношение

1 Свистящих с з сь зь

2 Шипящих ш ж

3 Аффрикатов ц ч щ

4 Сонорных л р ль рь м н

5 Йотированных я е ю я ё

6 Звонких и глухих п-б т-д в-ф г-к

7 Мягких и твердых т-ть к-кь г-гь л-ль

8 Гласных а о у и ы

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками (при условии изолированного произношения этих звуков) ПА-БА ТА-ДА БА-БА ПА КА-ГА-КА БА-ПА ДА-ТА ПА-БА-ПА

3. Произношение слов с заданными звуком.

Проверка слуховых дифференцировок фонетически близких звуков в слогах СА-ЗА КА-ГА ША-ЖА СА-ША РА-ЛА ША-СА СА-СЯ ЗА-ЗЯ

4. Дифференциация смешиваемых в произношении звуков в словах МЫШКИ-МИШКИ МИСКА-МИШКА УТОЧКА-УДОЧКА КОЗА-КОСА УШИ-УСЫЗУБ-СУП КАТУШКА-КАДУШКА МАЛИНА-МАРИНА

5. Произношение слов и фраз

1 Слова простые по конструкции МАК КОТ ДОМ

2 Слова сложные по конструкции ЛИСТ ДОЖДЬ ФИЛЬМ БИНТ

3 Неоднократное повторение фраз «Саша сушит шубу», «у Зины желтый зонт», «Ребята слепили снеговика», «В аквариуме плавают рыбки», «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской»

 

Вывод: произношение звуков нормальное; единичные отсутствия; множественные отсутствия; единичные искажения; множественные искажения; единичные замены; множественные замены.

 

Аналитико-синтетическая звуковая деятельность

1. Определить одну фонему в слове – есть звук С или нет в словах САНИ ЛАМПА МИСКА МИШКА НОС НОГИ

2. Определить количество звуков в слове и место звука в слове (в начале, середине и конце) – СОК ОСА НОС

3. Составить слово из данных звуков

4. Придумать слово на данный звук

5. Задание на оппозиционные звуки

6. Воспроизведение слоговой структуры слова (предлагаются слоги двух- и трехсложных слогов) МУКА ВАТА БОТЫВОДА КОРОВА МАЛИНА ВОРОТА МАШИНА

 

Вывод: слуховая дифференциация звуков есть; отсутствует; фонематический анализ есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематический синтез есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематические представления есть, недостаточно сформированы, отсутствуют.

 

Импрессивная речь

1. Объем и качество пассивного словаря (выполнение поручений, выражение фразой)

- «Покажи, где…»

- беседа о предметах окружающей обстановки (игрушки, одежда, предметы быта)

- задание: посади зайчика на стул; возьми тарелку и ложку

2. Понимание распространенных предложений (по сюжетным картинкам). Составление аппликаций слепыми детьми

3. Понимание соотношения между членами предложения:

- Кто изображен?

- Что делает?

- Где находится?

4. Понимание текстов различной сложности («Репка», рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского)

 

Экспрессивная речь

1. Исследование развернутости самостоятельной речи:

- беседа: фамилия, имя, возраст, где живет, состав семьи, кто родители (кем работают), какие игрушки есть дома, как играет с ними

- составление предложений по опорным словам (у слепых- по картинке, сконструированной на фланелеграфе)

- составление предложений по картинке (серии картинок)

составление рассказа-описания игрушки или предмета

 

(Дать оценку развернутости речи: употребление одно- и двухсловных предложений, сложных предложений; характер речи – перечисление, описание; навыки связного рассказывания (логичность, образность, словарный запас, выразительность)

2. Объем и качество словаря

- номинативная функция слова (называние предметов по картинкам и предъявлению – «Что это? Для чего нужно? Как с ним играть?»

- Обобщающие понятия: овощи, фрукты, обувь, одежда, посуда, мебель, транспорт (проверка по заданиям: «Что лишнее?», «Магазин (разные отделы)», назови диких животных, домашних животных, игрушки, цветы, птиц, ягоды, грибы, насекомых)

3. Состояние грамматического строя

- употребление глагольных форм (задание: «Что делает рыба? – Плавает», «Что ты сделал?», «Что ты делаешь?»)

- употребление антонимов (горький - сладкий, входит - выходит)

- эпитеты к словам (шар красный, еж колючий, роза белая)

- угадывание предметов по описанию (арбуз, шар, лимон)

- употребление предлогов в речи и проверка знаний предлогов по их назначению

 

Словоизменение

1 Изменение существительных по падежам («у меня был карандаш, а теперь нет карандаша»)

2 Согласование прилагательных с существительными единственного числа по роду (шар красный, платье красное)

3 Согласование глагола с существительным («Валя играл на барабане. Валя играла на барабане», «Девочка идет в лес. Девочки идут в лес»)

4 Употребление глагольных форм совершенного и несовершенного вида («Что ты сделал? - Написал. Что ты делаешь? – Пишу»)

5 Согласование числительного с существительным

 

Словообразование

1 Образование существительных множественного числа (стол-столы, кукла-куклы, жук-жуки)

2 Образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (стол-столик, кровать-кроватка, дом-домик, ложка-ложечка)

3 Образование названий детенышей животных (утка-утенок-утята)

4 Образование относительных прилагательных (дерево-деревянный, стекло-стеклянный, резина-резиновый)

5 Образование глаголов движения с помощью приставок (ушел-пришел-вышел-пошел)

 

Употребление предложных конструкций (у стола, на столе, под столом)

 

Вывод: первый уровень – развернутая речь (наличие фонетически правильной речи, за исключением 1-2 звуков; словарного запаса, соответствующего заданиям; соответствие соотнесенности слова и образа; употребление грамматических категорий; умение составить рассказы); второй уровень – полная речь (имеются ввиду все основные компоненты речи, но словарный запас более ограничен. Затруднения в употреблении грамматических категорий, составление развернутых предложений и рассказов. Широко представлены нарушения звукопроизношения, фонетического анализа и синтеза); третий уровень – неполная речь (ограничено представлены все компоненты речи; бедный словарный запас; несоотнесенность слова и образа; наличие одно- и двухсловных предложений; западение просодической стороны речи); четвертый уровень – лепетная речь (наличие отдельных слов или их осколков, отсутствие такой фразовой речи, которая давала бы возможность оценить необходимые языковые и динамические компоненты)

 

Речевой диагноз

 

Вывод о психолого-педагогическом развитии

 

 

Уточненный диагноз

 

 

Консультации врачей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: