Широко известная соната Моцарта ля мажор, которую принято называть «соната с турецким маршем», - одна из шести клавирных сонат, написанных в Париже в 1777-78 г. Строение этой сонаты несколько необычно: Iч. здесь не сонатное allegro, а вариации на спокойную певучую тему в темпе Andante, II ч. – Менуэт, и только III ч. традиционна – быстрый финал.
Первая часть. Тема вариаций мелодична и проста, похожа на песню. В то же время, в ее мягко покачивающемся ритме есть сходство с движением сицилианы – старинного итальянского танца:
За темой следует шесть вариаций. Между ними нет острых контрастов, но все они имеют разный характер. В 1 вариации преобладает изящное мелодическое движение, во 2 вариации появляется юмористический оттенок (примечательны «озорные» форшлаги в партии левой руки). 3 вариация – единственная, написанная в одноименном ля миноре – грустная, нежная, напевная. В 4 вариации возвращается мажор, смелый, размашистый характер. В 5 вариации неторопливый темп Andante сменяется очень медленным – Adagio; она похожа на инструментальную арию, украшенную колоратурами. А последняя, 6 вариация написана в быстром темпе – Allegro, что соответствует ее веселому танцевальному характеру.
Вторая часть, Менуэт, написана в трехчастной форме, где реприза в точности (da capo) повторяет музыку первого раздела; между ними находится средний раздел (Трио). В основной теме Менуэта начальные решительные интонации сопоставляются с интонациями нежными и плавными, похожими на выразительные лирические возгласы-обращения.
Третью часть сонаты (финал) композитор назвал «Alla Turca» - «В турецком стиле». Позднее за этим финалом закрепилось название «Турецкий марш». В XVIII в. в европейской театральной музыке возникла своеобразная мода на марши, условно называемые «турецкими». В них использовался тембровый колорит «янычарского»[1] оркестра, в котором преобладали духовые и ударные инструменты – большой и малый барабаны, тарелки, треугольник. Эта музыка воспринималась европейцами как дикая, шумная, «варварская».
|
Стремлением к «восточному» колориту можно объяснить минорную тональность основной темы. В ней простота мелодии и изящная танцевальность сочетаются с маршевой четкостью:
Финал написан в необычной форме. Ее можно определить как трехчастную с припевом (в ля мажоре). Неоднократное возвращение припева (его тема звучит в финале трижды) придает форме черты рондо. В связи с этим финал сонаты иногда называют «Рондо в турецком стиле» («Rondo alla Turca»).
Тема припева более всего напоминает звучание «янычарского шумового оркестра». В партии левой руки слышится подражание барабанной дроби.
Когда позднее, в 1782 г., в Вене Моцарт работал над оперой «Похищение из сераля», действие которой происходит в Турции, он вернулся к этой сонате и дописал коду финала, построенную на шумной, ликующей «янычарской» теме припева. В этом проявилась очень характерная для Моцарта связь инструментальной музыки с театральной.
Вопросы для повторения:
1. В чем необычность строения цикла Сонаты ля мажор?
2. Расскажите о характере темы 1 части. Как он меняется в вариациях?
3. Какой танцевальный жанр использован во второй части сонаты?
4. Объясните, почему финал Сонаты ля мажор называют «Турецким маршем»?
5. Какова особенность формы финала?
6. С какой оперой Моцарта перекликается музыка «Турецкого марша»?