Написанная в Вене в 1788 г. в числе трех последних симфоний Моцарта, симфония соль минор (№ 40) – одно из самых вдохновенных произведений великого композитора.
I часть - сонатное allegro. Оно начинается сразу с темы ГП, которая похожа на доверительное, взволнованное лирическое признание. Ее мелодия напоминает сразу два эпизода из оперы «Свадьба Фигаро»: жалобы и слезы Барбарины (ария «Уронила, потеряла») и задыхающуюся исповедь Керубино (каватина «Рассказать, объяснить не могу я». Но лирика симфонии более серьезная и мужественная, что особенно ощущается в дальнейшем развитии темы.
Начало симфонии непривычно для классицизма. По неписанным законам классицистская симфония должна начинаться, во-первых, ясной, твердой, героической темой. Во-вторых, само начало должно быть как бы «рамой» для всего произведения. Обычно вступительные аккорды торжественно возвещают – занавес поднят! Музыка симфонии должна быть отделена от жизни, как картина в раме, как пьеса на сцене.
Никакой ясности и твердости, да и никакого «занавеса» нет в главной теме 1 части. Стремительная жизнь врывается и заполняет собой сцену. Начало «с полуслова», без торжественных вступительных аккордов. При всей стремительности происходящего здесь чувствуется какая-то неясная тоска.
В связующем разделе происходит модуляция в тональность ПП – Си-бемоль мажор. Тема ПП более светлая, более грациозная и женственная по сравнению с главной темой. Ее попеременно излагают струнные и деревянные духовые инструменты.
В мелодии ПП слышны жеманные вздохи, птичьи трели, церемонные реверансы… Как будто три разных мира заключено в одной душе – от каждого лишь намек, один такт, обрывок менуэта или арии. Три фразы ПП Моцарт разделяет и инструментовкой: первый хроматический мотив отдан струнным (скользящая вниз интонация – одновременно печальный вздох и манящая тайна), вторая попевка – деревянным духовым (наигрыш пастушеской дудочки или трель соловья), третий мелодический оборот – опять у струнных (похож на приседание в менуэте). Изменчивая прелесть жизни, воспоминания: признания, голоса природы, бальный зал…Соединяясь, все это говорит о любви, вызывает образ прекрасной возлюбленной главного героя симфонии.
|
Новый прилив энергии – заключительная партия. Здесь многократно повторяется и утверждается первый мотив ГП, который звучит светлей и жизнерадостней, благодаря мажорной тональности.
С началом разработки словно тревожно сгущаются тучи. От светлого Си-бемоль мажора музыка внезапно поворачивает в сумрачную далекую тональность фа-диез минор. В разработке развивается ГП: она проходит через далекие тональности, дробится на отдельные фразы и мотивы, звучит в разных голосах оркестра (особенно драматично проведение начального мотива в басах). Предельного напряжения тема достигает в верхнем регистре в кульминации разработки. После этого динамика ослабевает, тема по хроматизмам «соскальзывает» вниз и приводит к возвращению ГП в основной тональности – наступает реприза.
Настроение репризы более сумрачное, чем в экспозиции: значительно расширена драматическая СП, ПП и ЗП звучат уже не в мажоре, а в основной тональности соль минор, как будто гаснет луч света, исчезает надежда.
В соль-минорной симфонии единый замысел пронизывает все части. В каждой мы узнаем тех же героев, возвращаемся к тем же тревожным вопросам. Только смотрим на них каждый раз с новой точки зрения.
|
II часть симфонии – Andante Ми-бемоль мажор. Она контрастирует лирико-драматической первой части своей мягкой и нежной умиротворенностью. Форма Andante тоже сонатная (с небольшой разработкой). Но в ней нет контрастов, все подчиняется общему светлому настроению, которое с самого начала определяется в главной партии, звучащей у струнных инструментов.
Вторая часть – Элизиум, Эдем… То ли блаженные сады забвения, то ли райский сад. То, что в первой части было только намеком, отзвуком мечты (в ПП), здесь разворачивается и длится как счастливый бесконечный сон. Несколько минут тревожного пробуждения – небольшая разработка, где встречаются минорные тональности,
и снова наслаждение покоем, тихой лаской.
III часть симфонии, согласно сложившейся традиции, - Менуэт. Но в нем традиционной является только форма – трехчастная с Трио (так называют контрастный средний раздел). Музыка основной темы возвращает нас к тревожным, драматичным образам, в мир волнений и тревог, знакомый по первой части. Четкое движение в размере ¾ добавляет музыке волевой собранности, целеустремленности. В Менуэте возвращается основная тональность симфонии – соль минор.
Только Трио написано в Соль мажоре; его простое, прозрачное, светлое звучание – как островок чистоты и непосредственности в сложном мире страстей.
IV часть, финал близок первой части симфонии: звучит в быстром темпе, форма – сонатное allegro, тональность соль минор. Но ГП финала, при всем сходстве с ГП первой части, иная. В ней ощущаются решительность, целеустремленность, волевой порыв. Этот характер создается стремительными взлетами мелодии по звукам аккордов.
|
Как и в первой части, ГП контрастирует светлая грациозная ПП. Ей суждено пройти тот же путь: от Си-бемоль мажора в экспозиции к бесповоротно печальному соль минору в репризе. Испытания и тревоги не удалось преодолеть. Моцарт в конце симфонии не дает окончательного ответа: он не приводит нас ни к гибели героя, ни к его спасению. Может быть выход – в страстном стремлении вперед, в том, чтобы подчинить свои печали стремлению к цели, пусть и недостижимой, но все равно прекрасной.
Вопросы для повторения:
1. Когда и где была Моцарт создал симфонию соль минор № 40?
2. Строение цикла: характер, форма, темп, тональность каждой части.
3. Расскажите об основных темах первой части и их развитии.
4. Какой характер имеет музыка второй и третьей частей симфонии?
5. Какая тема является ведущей в финале симфонии? Чем ее характер отличается от характера ГП первой части?
6. Какими вам представляются «герои» и «события» симфонии? О чем вам рассказывает эта музыка?
[1] Янычарами называли солдат турецкой пехоты.