МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 Г.ТОМСКА
ПРОЕКТ
«В гостях у сказки»
База реализации проекта: воспитанники коррекционной группы «Ягодки»
(12 человек)
Автор и руководитель проекта
Воспитатель Парилова Е.В.
Томск – 2014
Аннотация проекта.
Срок реализации проекта: 4 года
Тип проекта: долгосрочный, творческий
Участники проекта:
1. Воспитанники группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители детей группы.
4. Музыкальный руководитель.
5. Руководитель театральной студии.
Актуальность темы:
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети, поступающие в ДОО совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.
Почему нитью общения с детьми мы выбрали сказку? Актуальность темы:
Социализация — процесс вхождения и освоения системы культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми. Психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с проблемами в развитии не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности.
Возникает объективная потребность в ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру». Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
|
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).
Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого дети с проблемами в развитии способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
|
Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности средствами искусства (художественного самовыражения).
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
2. Продолжать знакомить со сказками;
3. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
Развивающие:
1. Формирование коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия, необходимых для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
2. Развивать артистические способности.
|
3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
4. Формировать навыки сотрудничества.
5. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
6. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Воспитательные:
1. Формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам;
2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Коррекционные:
1. Закрепить знания детей по темам народного фольклора.
2. Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
3. Развивать пространственную организацию движений у детей.
4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
5. Учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
6. Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
7. Учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
8. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Содержание проекта строится на принципах:
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
8. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
9. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
10. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
11. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы работы:
1.Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2.Организация совместных с родителями мероприятий;
3.Организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
4.Организация посещений культурных мероприятий, подготовленных детьми старших групп;
5.Организация посещений выездных театров.
Формы работы с педагогами дополнительного образования:
1.Музыкальный руководитель: разучивание песен, музыкальных потешек.
2.Хореограф: постановка танцев к представлениям.
3.Руководитель театральной студии: составление сценария, постановка театральных представлений.
4.Руководитель по физвоспитанию: проведение спортивных досугов совместно с родителями на основе сказок.
5.Логопед, дефектолог: постановка правильной сценической речи
6.Психолог: инклюзия детей с ОВЗ в общеобразовательные группы.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Оборудование:
1.Пальчиковый театр.
2.Настольный театр.
3. Театр БИ-БА-БО.
4.Театральная ширма.
5.Маски.
Основные этапы реализации проекта:
Организационный этап.
Предварительная работа:
1.Постановка проблемы и разработка проекта.
2. Изучение методического материала по теме.
3. Подбор иллюстраций по теме.
4. Подбор и разработка дидактических игр.
5. Разработка консультаций для родителей.
6. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
7. Организация предметно-развивающей среды.
II. Основной этап.
Этап реализации проекта.
Основной этап состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-6 лет). На этом этапе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.
Основной этап включает в себя следующие виды творческой деятельности:
- Игровое творчество;
- Песенное творчество;
- Импровизация на детских музыкальных инструментах;
- Основы кукловождения;
- Основы актерского мастерства;
- Основы кукольного театра;
- Драматизации;
- Продуктивная деятельность (аппликации, изо-деятельность);
- Совместные мероприятия детей с родителями (праздники, экскурсии, посещение театров)
III. Заключительный этап.
1.Воспитатель готовит презентацию по деятельности конкретного проекта.
2.Проводится оценка результатов, диагностика детей;
3. Подведение итогов.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. СанПиН.
3. Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
4. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
5. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
6. Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
7. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
8. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
9. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
10. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
11. Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
12. В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
13. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.