III. Заключительный этап.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 Г.ТОМСКА

ПРОЕКТ

«В гостях у сказки»

База реализации проекта: воспитанники коррекционной группы «Ягодки»

(12 человек)

Автор и руководитель проекта

Воспитатель Парилова Е.В.

Томск – 2014

Аннотация проекта.

Срок реализации проекта: 4 года

Тип проекта: долгосрочный, творческий

Участники проекта:

1. Воспитанники группы.

2. Воспитатели группы.

3. Родители детей группы.

4. Музыкальный руководитель.

5. Руководитель театральной студии.

 

Актуальность темы:

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети, поступающие в ДОО совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.

Почему нитью общения с детьми мы выбрали сказку? Актуальность темы:

Социализация — процесс вхождения и освоения системы культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми. Психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с проблемами в развитии не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности.

Возникает объективная потребность в ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру». Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.

Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.

В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.

Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).

Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого дети с проблемами в развитии способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности средствами искусства (художественного самовыражения).

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;

2. Продолжать знакомить со сказками;

3. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Развивающие:

1. Формирование коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия, необходимых для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.

2. Развивать артистические способности.

3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

4. Формировать навыки сотрудничества.

5. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

6. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Воспитательные:

1. Формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам;

2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Коррекционные:

1. Закрепить знания детей по темам народного фольклора.

2. Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.

3. Развивать пространственную организацию движений у детей.

4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.

5. Учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.

6. Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.

7. Учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.

8. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.

Содержание проекта строится на принципах:

1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

8. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

9. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

10. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

11. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.

3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.

Формы работы:

1.Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

2.Организация совместных с родителями мероприятий;

3.Организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);

4.Организация посещений культурных мероприятий, подготовленных детьми старших групп;

5.Организация посещений выездных театров.

Формы работы с педагогами дополнительного образования:

1.Музыкальный руководитель: разучивание песен, музыкальных потешек.

2.Хореограф: постановка танцев к представлениям.

3.Руководитель театральной студии: составление сценария, постановка театральных представлений.

4.Руководитель по физвоспитанию: проведение спортивных досугов совместно с родителями на основе сказок.

5.Логопед, дефектолог: постановка правильной сценической речи

6.Психолог: инклюзия детей с ОВЗ в общеобразовательные группы.

Формы работы с родителями:

1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Открытые показы занятий и театральных представлений.

4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Оборудование:

1.Пальчиковый театр.

2.Настольный театр.

3. Театр БИ-БА-БО.

4.Театральная ширма.

5.Маски.

Основные этапы реализации проекта:

Организационный этап.

Предварительная работа:

1.Постановка проблемы и разработка проекта.

2. Изучение методического материала по теме.

3. Подбор иллюстраций по теме.

4. Подбор и разработка дидактических игр.

5. Разработка консультаций для родителей.

6. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.

7. Организация предметно-развивающей среды.

II. Основной этап.

Этап реализации проекта.

Основной этап состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-6 лет). На этом этапе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.

Основной этап включает в себя следующие виды творческой деятельности:

- Игровое творчество;

- Песенное творчество;

- Импровизация на детских музыкальных инструментах;

- Основы кукловождения;

- Основы актерского мастерства;

- Основы кукольного театра;

- Драматизации;

- Продуктивная деятельность (аппликации, изо-деятельность);

- Совместные мероприятия детей с родителями (праздники, экскурсии, посещение театров)

III. Заключительный этап.

1.Воспитатель готовит презентацию по деятельности конкретного проекта.

2.Проводится оценка результатов, диагностика детей;

3. Подведение итогов.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. СанПиН.

3. Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.

4. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.

5. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.

6. Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.

7. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».

8. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.

9. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.

10. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.

11. Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.

12. В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.

13. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».

14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: