П оя сн ен ияп о н ек от ор ыми гр ов ымм ом ен та м




БИЛЕТ №1

1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой

Причиной получения травм во время выполнения физических упражнений может

стать: неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и

инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая одежда или обувь,

отсутствие страховки и самостраховки, чрезмерная нагрузка, нарушение врачебных

требований, низкая поведенческая культура занимающихся.

Таким образом, причины несчастных случаев кроются в нарушениях

обязательных правил при проведении занятий по физической культуре и спорту. Эти

правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-

спортивной деятельности (по лёгкой атлетике, гимнастике, подвижным и спортивным

играм, лыжной подготовке, плаванию и т.д.). С ними учащихся должен познакомить

учитель физической культуры перед началом занятий.

Перед началом занятий, соревнований необходимо провести разминку, которая подготовит

опорно-двигательный аппарат к предстоящей нагрузке. Во время разминки мышцы

приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и с большей быстротой,

при этом снижается возможность получения травмы.

Частой причиной травм во время занятий бегом являются неровности грунта (бугры, ямки,

рытвины), не подходящая для этого обувь. Если вы хотите освоить новый маршрут, сначала

надо изучить его, прогуляться по нему шагом, чтобы узнать, какие неожиданности могут

встретиться на пути.

При выполнении упражнений на спортивных снарядах травмы могут возникнуть из-за

влажных ладоней, при которых в любой момент можно сорваться и упасть. При выполнении

прыжков и соcкоков со спортивных снарядов рекомендуется приземляться на

гимнастические маты мягко на носки ступней, пружинисто приседая. В результате

выполнения приземления в положении ≪стойка смирно≫ можно получить травму

позвоночника, суставов, сотрясение мозга.

Плавать и купаться можно только в специально отведённых для этого местах. Если вы,

обнаружив живописное место с водоёмом, решили устроить купание, надо обязательно

обследовать выбранный участок. Он должен отвечать следующим требованиям: берег

должен быть пологим, дно лучше песчаное, а вода чистая. Нельзя купаться в местах,

находящихся ниже по течению, чем места выхода сточных труб или водопой скота.

Следует строго придерживаться рекомендаций врача о возобновлении занятий

физкультурой после перенесённых заболеваний Так, например, при воспалительном

процессе в бронхах, лёгких под действием сильных лекарств изменяется клиническая

картина заболевания. Человек чувствует себя здоровым, а процесс болезни скрыто

продолжается, при высокой физической нагрузке (особенно соревновательной) это может

дать молниеносное обострение с явлением острой сердечно-сосудистой недостаточности.

2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?

Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму

поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и

физического здоровья. Понятие ≪здоровый образ жизни≫ включает в себя: соблюдение

рационального режима дня, чередование труда и отдыха; следование правилам личной

гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную двигательную активность

(занятия физическими упражнениями и спортом). Двигательная активность - это

естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает

человек в течение какого-либо периода времени, составляет объём двигательной активности.

Учёные установили: если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает

гиподинамия —недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на

деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной

работоспособности.

Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими

на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и

тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний.

Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма.

Большое значение в ведении здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же

этого в семье нет, то человек сам должен позаботиться о своём здоровье и вовлечь в занятия

физическими упражнениями своих близких

3. Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики

Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется ежедневно в домашних условиях при открытой

форточке или на свежем воздухе. Утренняя гимнастика воспитывает привычку к занятиям

физическими упражнениями. Она состоит из упражнений, которые можно выполнять без

специальных предметов либо с предметами (скакалками, гантелями, резиновыми бинтами,

эспандерами). Примерная продолжительность занятий для учащихся 5-9 классов составляет

11-15 минут. После утренней гимнастики необходимо принять душ. Комплексы упражнений

нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя

упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна

быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная

продолжительность использования одного и того же комплекса 12-15 дней.

Комплекс упражнений без специального предмета

1. И.п.-основная стойка.1.Левая рука вперёд-вверх, правая начал правая нога на носок.

2. И. п. То же другой рукой. Повторить 4-6 раз.

2. И.п.-ноги врозь, руки за спиной в замок.1.Наклониться влево,

правую руку поднять вверх, левую за спину. 2-3. Сделать два пружиня

щих наклона влево. 4. И. п. То же в другую сторону. Повторить 6-7 раз.

3.И. п. - упор лёжа на животе. 1 -2. Захватить руками голень. 3. Прогнуться. 4. И. п.

Повторить 6-7 раз.

4.И. п. - упор лёжа. Толчком ног принять упор стоя согнувшись. 2. И. п. Повторить 3-5 раз.

5. И. п. - упор лёжа боком (для девушек); упор лёжа кисти вместе (для юношей). 1. Согнуть

руки. 2. И. п. Повторить 4-5 раз.

6.И. п. - выпад левой ногой вперед, руки в стороны. 1-2. Пружинящие покачивания (вверх и

вниз). 3. Выпрямиться, изгибая в колене левую ногу; руки вперёд, ладони книзу. Махом

правой ноги коснуться стопой ладони. Опустить правую ногу. 4. И. п. Повторить 5-7 раз.

7. И. п. - упор сидя, ноги прямые. 1. Поднять ноги (носки оттянуть). 2-3. Развести в

стороны. 4. И. п. Повторить 4-6 раз.

8. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1. Поднять ноги с хлопком в ладони под

обоими бёдрами. 2. И. п. Повторить 3-5 раз.

9. И. п. - ноги врозь, руки на пояс. 1. Присесть на левой ноге, коленом правой коснуться

пола, руки вперёд. 2. И. п. То же на другой ноге. Повторить 3-5 раз.

10. И. п. - основная стойка. I. Выпад левой ногой, поворот туловища налево, руки влево. 2. И.

п. То же с правой ноги. Повторить 7-8 раз.

11. И. п. - основная стойка. 1-3. Подскоки на обеих ногах, руки на поясе. 4. Высокий

подскок. 5-8. Ходьба на месте. Повторить 4-6 раз.

Б ИЛЕТ№2

1. Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по

баскетболу, волейболу, футболу.

К спортивным соревнованиям допускаются учащиеся только основной медицинской

группы, прошедшие дополнительно медицинский осмотр накануне соревнований и

ознакомленные с мерами безопасности.

Присутствие врача или медсестры на соревнованиях обязательно. Должна быть

медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными

средствами для оказания первой медицинской помощи.

Баскетбол. Наиболее типичные травмы: вывихи, переломы кити и пальцев, разрывы

ахиллова сухожилия, повреждения коленного и голеностопного суставов.

Чтобы исключить травмы, следует придерживаться следующих

рекомендаций:

- соревнования проводить на спортивных площадках и в залах стандартных размеров,

отвечающих требованиям правил игры;

- все участники должны быть в спортивной форме;

- перед игрой необходимо снять все украшения (браслеты, серьги, кольца и др.). Ногти на

руках должны быть коротко острижены. Очки должны быть закреплены резинкой и иметь

роговую оправу;

- во время игры следует соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи,

преподавателя, тренера, капитана команды;

- игра должна проходить на сухой площадке;

- все острые и выступающие предметы должны быть загорожены гимнастическими матами

или ограждены;

не только соревновательные, но и тренировочные игры должны проходить в

соответствии с правилами.

Волейбол. Травмы можно получить при падениях, прыжках и блокировке мяча. Наиболее

типичные из них: растяжение сумочно-связочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук;

реже - переломы, вывихи плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки

могут стать растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок

голеностопного сустава, повреждение коленных суставов. Рекомендации по профилактике

травматизма следующие:

- занятия по волейболу должны проводиться на сухой площадке (в зале - на сухом полу)

стандартных размеров под руководством судьи, учителя физической культуры или

инструктора;

- занимающиеся должны быть в спортивной форме. При температуре ниже + 10°С занятия

проводятся в спортивных костюмах;

- при разучивании нападающего удара предварительно необходимо провести специальную

разминку, а в процессе выполнения задания следить, чтобы посторонний мяч не попал под

ноги игрока, наносящего удар по мячу;

- перед отработкой защитных действий необходимо научиться технике всех способов

падения и приземления;

- перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока

необходимо проделать несколько разминочных упражнений, обратив особое внимание на

мускулатуру пальцев. Перед игрой обязательна хорошая разминка для всех групп мышц и

суставов;

- во время игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками,

налокотниками и др.);

- во время отработки приёмов игры запрещается использовать мячи нестандартных размеров

и массы.

Футбол. Наиболее распространенные травмы: повреждения связок, травм менисков

коленных суставов и сумочно-связочного аппарата голеностопного сустава, разрывы мышц

задней поверхности бедра и приводящих мышц; сотрясение головного мозга; ушибы тела

при столкновении и неудачном падении.

Рекомендации по профилактике травматизма следующие:

- занятия по футболу проводятся на стадионах, футбольных полях, площадках, в закрытых

залах;

- занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры;

- опоздавшие к рапорту дежурного к занятиям не допускаются;

- после перенесённых травм и заболеваний учащиеся допускаются к занятиям только с

разрешения врача (школы или поликлиники);

- все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать

первую доврачебную помощь;

- во время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц и предметов,

которые могут стать причиной травмы. За воротами и в 10 м от них не должны находиться

посторонние лица и спортсмены, занимающиеся другими видами спорта;

- при выполнении прыжков, случайных столкновениях и падениях футболист должен уметь

применять приёмы самостраховки (приземление в группировке, кувырки в группировке,

перекаты);

- во время игры необходимо соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и

опасные приёмы;

- занятия по футболу должны проводиться только на футбольных полях с ровным

покрытием (без ям, канав, камней, луж), расположенных вдали от дорожных магистралей.

2. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его

организации?

Важное значение для полноценной жизни имеет определённый распорядок дня (режим

дня): правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с

играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима

дня способствует повышению физической и умственной работоспособности. А

происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается

определённый ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастает

способность выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью.

При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и

его индивидуальные особенности. По этим причинам Нецелесообразно устанавливать

единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня

должны быть едиными. Они перечислены вначале. Режим дня для школьников

устанавливается с учётом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий,

в которых они учатся и живут. Соблюдение режима дня постоянно оказывает большое

воспитательное значение.

3. З на че ни е п ра ви ль но й о са нк и д ляж из не де ят ел ьн ос тич ел ов ек а. К акп ра ви ль но е е ф ор ми ро ва ть В ып ол ни тен ес ко ль коу пр аж не ни й н а ф ор ми ро ва ни е п ра ви ль но й

о са нк и

Неправильная осанка способствует нарушению положения внутренних органов брюшной

грудной полости (снижаются их функции), раннему появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей ипозвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжёлые травмы(переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту,выполнении упражнений иа спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными видами спорта. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуетсязаниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник.

Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством

предупреждения нарушений осанки: сутулости асимметрии плеч и лопаток, а также

сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным

пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением,

рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными

упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей.

Продолжительность выполнения упражнений 1-3 минуты. Детям с нарушением осанки

следует спать на ровной и жёсткой постели на спине или животе. Отдыхать в течение дня

(особенно после физической нагрузки) необходимо лёжа, а не сидя, чтобы не создавать

дополнительной нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки

оздоровительное плавание стилем брасс на спине.

Комплекс упражнений при сутулой спине:

И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Приподнять таз до

положения ≪полумост≫ - вдох, вернуться в и. п. - выдох (6-8 раз).

И п. - лёжа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным

разведением ног - вдох, вернуться в и. п. - выдох (6-8 раз).

И. п. - стоя на четвереньках. Попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и

возвращаться в и. п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки - выдох (2-3 раза

каждой рукой и ногой). И. п. - стоя прямо, спиной к стенке (касаясь её затылком лопатной

областью, тазом и пятками). Шагнуть вперёд, стремясь сохранить правильное положение

корпуса, вернуться в и. п. И. п. - стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой

≪баранке≫). Ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и. п. И. п. - стоя, руки

на затылке. Вытянуть руки вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох (3-5 раз).

Б ИЛ ЕТ№3

1. Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по

гимнастике?

Перед началом занятий гимнастическими упражнениями необходимо:

- надеть спортивный костюм и спортивную обувь с не подошвой;

- протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной не скользкой уркой;

- проверить надёжность крепления перекладины, опор гимнастического бревна, козла и коня,

закрепление стопоров жердей брусьев;

- в местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность

была ровной.

2. В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий

по общей физической подготовке?

Общая физическая подготовка вместе со специальной подготовкой составляют единый

процесс, организуемый в целях всестороннего физического воспитания и подготовки

школьников к трудовой деятельности. Она способствует укреплению здоровья,

совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных

двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости), содействует

накоплению двигательного опыта.

Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное

сохранение физической и умственной работоспособности, создают условия для

высокопроизводительного труда. Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в

процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными

её средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для

мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба,

бег, прыжки, метание), а также различные подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах и т.п.

3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими

упражнениями. Наложите повязку на голову или голеностопный сустав

Первая помощь при травмах во время занятий физическими упражнениями может быть

оказана на месте её получения самим пострадавшим (самопомощь), его товарищем

(взаимопомощь). Для этого необходимо определить место, вид, степень полученной травмы и

принять решение о действиях по оказанию конкретной помощи. Мероприятиями первой

помощи являются: временная остановка кровотечения наложение стерильной повязки на

рану, транспортная иммобилизация, укрытие от жары и холода, частичная санитарная

обработка (перекисью водорода, спиртовым раствором йода, бриллиантовым зеленым). Все

приёмы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые вмешательства могут

повредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

На голову накладывается простейшая бинтовая круговая повязка снизу вверх обеими руками

- левой удерживают её и расправляют ходы бинта, а правой развёртывают его головку,

которая должна свободно катиться по бинтуемой части тела, не отходя от неё. Ходы бинта

накладывают по отношению к бинтующему слева направо. Каждый оборот бинта

перекрывает предыдущий на 1/2-2/4 его ширине.Конечную часть бинта заправляют на

здоровой стороне, чтобы узел не беспокоил пострадавшего. После наложения повязки

проверяют вероятность её сползания и степень закрытия раны.

На голеностопный сустав накладывается колосообразная повязка: перегибы бинта,

обычно необходимые при этой повязке, нужно делать на одной линии, чтобы образовалась

фигура колоса. Повязку начинают и завершают фиксирующими круговыми турами бинта.

Б ИЛ ЕТ№4

1. Основные требования безопасности во время занятий по лёгкой атлетике

Занятия по лёгкой атлетике в целях безопасности следует проводить с соблюдением

следующих требований:

- проводить бег на стадионе только в направлении против часовой стрелки;

- при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка

должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

- во избежание столкновений исключить резкие остановки во

время бега;

- в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные

нитки;

-не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при

прыжках на руки;

-перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

-не производить метание без разрешения учителя;

- не оставлять без присмотра снаряды для метания;

- не стоять справа от метающего (при метании левой рукой - слева);

не находиться в зоне броска;

- не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

- не подавать друг другу снаряд для метания броском;

- запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта

(например, бег и футбол, метание и футбол).

2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами? С помощью каких

упражнений их можно развивать?

Обычно выделяют пять видов физических качеств: силу, быстроту, выносливость,

ловкость и гибкость. Для того чтобы судить о различии между скоростными и силовыми

качествами человека, рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за

счёт мышечных усилий называется силой. Двумя способами оценивают силовые

возможности человека. Первый способ основан на использовании специальных

измерительных приборов - динамометров. Второй заключается в выполнении специальных

контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в

упоре лёжа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать

величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его рассчитывают в зависимости

от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые

возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного

отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным

показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной

нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть свои успехи. На

начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных

отягощений.

Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени

называется быстротой. Быстрота проявляется через скоростные способности, которые

выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся

быстрота движений реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега,

движений волейболиста, футболиста и т.д. В процессе занятий необходимо развивать все

формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно

использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных

положений по внезапному сигналу. Рекомендуется менять длительность пауз между

предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных

исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет

умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное

выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы

выполнять эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить.

Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 с, отдых после

выполнения упражнений должен составлять 20-25 с. Большое количество повторений надо

делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

3. Раскройте особенности организации и проведения

индивидуальных закаливающих процедур.

Расскажите о том, как вы это делаете

С древних времён люди используют естественные факторы природы для закаливания, т. е.

для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей

среды. Закаливание повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных

путей, ангине, гриппу, воспалению лёгких и др. Смысл закаливания заключается в том, что

под влиянием воздуха, солнца и воды происходит привыкание организма к этим

воздействиям. При закаливании основными принципами являются разнообразие средств,

постепенность, меняющаяся интенсивность и систематичность. Влияние солнечного света на

организм многообразно: улучшается обмен веществ, усиливается потоотделение,

увеличивается количество красных кровяных телец и гемоглобина, повышается поглощение

кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается

работоспособность. Всё это может произойти при одном обязательном условии - правильном

использовании солнечных лучей. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии

приносит вред организму, приводит к тяжёлым заболеваниям нервной системы, внутренних

органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо соблюдать ряд правил. Принимать

солнечные ванны спустя 2-2,5 часа после еды. Продолжительность солнечных ванн вначале

не должна превышать 5-6 мин., затем допустимо прибавлять с каждым днём 3-4 минуты,

доводя длительность процедуры до 30 минут. Принимая солнечные ванны, нужно лежать

определённое время на спине, затем на одном боку, потом на другом и, наконец, на животе.

Находиться на солнце с непокрытой головой категорически запрещается. При первых

признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, тошноте, головной боли,

сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее

подходящее время для приёма солнечных ванн с 9 до 12 часов утра в южных районах России

и с 10 до 13 часов в средней полосе.

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре

окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Принимать воздушные ванны

рекомендуется в Движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при

температуре воздуха не ниже 16-18° С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти

ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро

согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от

прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить

осенью и зимой, и продолжать круглый год без перерыва.

При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо

прекратить принятие воздушных ванн.

Вода - прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в

море, приёма душа, при обливании вода оказывает механическое действие. Вода также

обладает способностью растворять минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды

начинается с кожи. Через нервные окончания в коже вода оказывает влияние на всю нервную

систему, а через неё на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы,

совершающиеся в клетках и тканях. При закаливании водой надо избегать наступления

озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, головным

болям, бессоннице.

Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском

грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление

движений при обтирании должно быть от ≪периферии≫ (ног, рук) к ≪центру≫ (сердцу). После

обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства

теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно

понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более

5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду

закаливания - обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина

медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим

полотенцем. После обтирания и обливания рекомендуется провести массаж. При обливании

температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем

обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической

нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин. в зависимости от температуры

воды. К холодному душу следует привыкать постепенно. Сильное закаливающее действие

оказывает купание в реках, озёрах, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы

начинающий мог спокойно её переносить. Продолжительность первого пребывания в воде -

до 5 мин. В дальнейшем время купания 20

постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а затем, если

позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5 ч.

Б ИЛ ЕТ№5

1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке

Во время занятий по лыжной подготовке могут случаться травмы при движении по узким

лесным дорогам, в местах, где мало снега, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом

коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук,

лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила

безопасности:

- при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути,

сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному

заведению);

- при первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия

и сообщить об этом учителю;

- при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о

случившемся администрации и родителям, при необходимости доставить в ближайшую

больницу;

- при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

- при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;

- при оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое

помещение, чтобы исключить повторное обморожение.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже

случилось?

Принято различать два вида утомления - физическое и умственное. Умственное утомление

характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти,

трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление - снижением физической

работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц.

Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное,

небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия

сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение,

ощущение бодрости.

Значительное утомление (переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи,

одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость,

восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение

координации при выполнении упражнений.

Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение

координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота,

поверхностное дыхание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование

упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный

фон. Понятие ≪утомление≫ тесно связано с понятием ≪выносливость≫. Главным условием

развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает

занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он

выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях

переутомления 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.

3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей

работоспособности человека -в течение дня. Выполните комплекс упражнений

физкультминутки

Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в

организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для

физкультминутки необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения

должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по

выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки

утомления: нарушается внимание, снижается активность и т.п. Упражнения выполняются

сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, по-22

наклоны и наклоны, прогибания туловища, полуприседы и приседы с различными

движениями руками.

Один из комплексов упражнений физкультминутки И п. - о.с. 1 - правую руку на

пояс; 2 - левую на пояс; 3 _ правую руку к плечу; 4 - левую к плечу; 5-8 - то же в обратном

порядке.

И. п. - руки за головой. 1 - наклон туловища вправо, руки вверх;

2-й. п.; 3-4 - то же самое влево.

И. п. - руки к плечам. 1 - резким движением руки вперед; 2 - наклон туловища назад; 3 -

выпрямиться, руки вверх; 4 - и. п,

И. п. - руки на поясе. 1. - поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к

плечу; 2-й. п.; 3-4 - то же налево со сменой положения рук.

БИЛЕТ№6

1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по

плаванию?

П о окончании занятий по плаванию необходимо:

- при низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических

упражнений;

- выйдя из воды (на речке, озере, море), вытереться полотенцем

насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в местах организованного купания,

бассейне), вымыться в душевой;

- заходить в бассейн после окончания занятий строго воспрещается.

2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнениярекомендуются для развития гибкости?

Способность человека выполнять двигательные

действия с большой амплитудой движений называется гибкостью.

Гибкость у детей

интенсивно увеличивается в возрасте 6-11 лет, причём показатели гибкости у мальчиков

ниже, чем у девочек. При систематических занятиях можно добиться хороших результатов в

развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пассивную гибкость. Пассивная

гибкость - способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием

внешних сил (при Помощи партнёра и т.п.). Гибкость активная - способность достигать

необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответствующих собственных

мышц.

Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры

окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после

того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на

улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под

влиянием утомления.

Для разви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: