Способ 1. Комкать и рвать бумагу




Способ 2. Бить боксерскую грушу или вот эту подушечку.
Способ 3. Громко кричать, используя вот этот стаканчик для крика
Способ 4. Написать на бумаге все слова, которые ты хочешь сказать обидчику, а потом скомкать бумагу и сжечь ее или изорвать и выбросать (закопать).
Способ 4. Можно втирать с силой пластилин в картонку
Способ 5. Можно медленно просчитать до 10 про себя, отдышаться, расслабиться.
4. Рефлексия
Чему ты сегодня научился? Что бы ты хотел повторить? Что не понравилось?
5. Релаксация.
Этюд «Игра с песком» (Цель – снятие утомления, напряжения)
Занятие 5. «Правила дружбы»
Задачи: обучать способам конструктивного общения;
обучать способам управления своим настроением.
К занятию: иллюстрации (Приложение 5)
1.Коммуникативный этап. Приветствие. Послушай стихотворение:
«Кто людям помогает, И я вам предлагаю
теряет время зря, всем делать точно так
хорошими делами как делает старуха
прославиться нельзя по кличке ……» (Шапокляк)
Кто такая Шапокляк? Что она делает в сказке? У нее были друзья? Почему не было? Как ты думаешь, у каких людей друзей не бывает?
Рисуем сказочных героев. Лист делится на 2 части. Слева ребенок рисует различных сказочных героев — добрых, сильных, умных, хороших, а справа – злых, слабых, глупых, плохих.
(Следует обратить внимание на особенности рисунка: каким цветом какие герои нарисованы, в какой позе, какое у них выражение лица). Какие герои тебе нравятся? Почему? На кого бы ты хотел быть похожим? Почему? Что нужно сделать сказочному герою, чтобы тебе понравиться?
3. Конструктивно формирующий.
Разыгрывание ситуаций. (Приложение 5)
— Два мальчика поссорились — помири их.
— Ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой
— Твой друг обижен на тебя – извинись перед ним и попробуй помириться.
— Ты нагрубил учителю, считаешь, что он не прав. Как изменить ситуацию?
Составление «Правил дружбы». Помоги мне оформить на листе ватмана «Правила дружбы» к занятию в вашем классе. Я буду тебе очень благодарна за помощь, я могу знать не все правила.
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.
· Помогай товарищу в беде.
· Делись с другом. Играй так, чтобы друг тоже мог выиграть.
· Останови друга, если он делает что-то не так. Скажи ему об этом.
· Не ссорься, не спорь по пустякам, не зазнавайся, не завидуй.
· Умей мириться и просить прощение.
· Умей помочь и сам принимать помощь, совет.
· Не смейся над другом, это обижает.
· Не обижайся, если проиграл, не злись, не ссорься.
(Пишутся фломастером на листе ватмана).
4. Рефлексия.
Расскажи, какой способ ты выбрал, чтобы выплеснуть свой гнев? Пробовал ли ты досчитать до 10, когда нужно сдержаться? Помогло? Чему ты научился сегодня? Тебе понравились наши правила? Ты будешь ими пользоваться?
5. Релаксация. «Огонь и лед» Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела (лучше выполнять лежа).
«Огонь» — интенсивные произвольные движения всем телом.
«Лед» — тело застывает, напряжено. Выполняется (3-4 раза).
Занятие 6. «Я постараюсь»
Задачи:
формировать навыки конструктивного общения;
обучать приемам управления своим поведением, настроением.
К занятию: стулья, повязка на глаза, мяч, лист бумаги, гуашь.
1. Коммуникативный этап.
Приветствие. Новости. (Ребенок рассказывает о прожитой неделе — новостях, событиях).
Игра «Я знаю». Со словами «Я знаю пять имен девочек (названий животных, игрушек, месяцев и т.д.) ребенок подбрасывает вверх мяч, на каждый бросок делает хлопок и называет одно слово.
2Психогимнастика.
Упражнение «Артист». Изобрази мимикой, движениями различные эмоции, настроения.
«Вот такой малыш»
«Ох, как плачет малыш — что медведь рычит.
А смеется малыш — что ручей журчит.
А уж слезы текут — будто дождик льет.
Улыбается малыш – будто солнце взойдет.
Вот такой он малыш – мальчик мой». Е.Юдин
«Капризуля мальчик Марк,
не унять его никак
Улыбнется он на миг,
засияет солнца лик». Н.Померанцева
(1-2 строка: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.
3-4 строка: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.)
3. Конструктивно формирующий.
Упражнение «Рисуем эмоции пальцами».
Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции без кисточки – пальцами.
Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального благополучия. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие–то пятна, важно, чтобы он имел возможность выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
Упражнение «Корабль среди скал». (Цель: приобретение коммуникативных навыков с опорой на интуицию и доброжелательные отношения, основанные на доверии).
Инструкция Ты сегодня-капитан. Наш класс-это море. Стулья — (стоят по всему классу) — это скалы. Море очень опасное, кругом скалы и утесы. Видимость нулевая. Чтобы ты понял, что это такое — я завяжу тебе глаза черной повязкой и буду говорить, куда ты должен двигаться.
Доверься мне. Психолог диктует: два шага вперед, один шаг налево и т.д. В конце пути — «Ты достиг своей цели!» и радостно обнимает ребенка.
Обсуждение. Что ты чувствовал? Чувствовал ли ты себя в безопасности? Что было для тебя самым трудным? Понравилась тебе наша игра?
Упражнение «Плохо — хорошо»
Попробуй составить список полезного и вредного в ситуации:
«Ученик сбежал с урока»

ХОРОШО ПЛОХО
дышал свежим воздухом пропустил новую тему
отдохнул рисковал своей жизнью
общался с друзьями накажут



Какой столбик получился длиннее? А ты стал бы сбегать с уроков?
4. Рефлексия.
Закончи предложение
«Самое важное для меня………..»
«Сегодня на занятии я испытал чувства……….»
5. Релаксация.
«Ковер-самолет»
Исходная позиция – лежа на спине.
«Ты ложишься на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет тебя по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталое тело, отдыхай.
Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера.
Постепенно ковер- самолет начинает снижение и приземляется в нашем классе. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открой глаза, медленно и аккуратно сядь.
Расскажи, как ты себя чувствуешь?

Занятие 7. «Я смогу»
Задачи:
развивать способности чувствовать свое тело, управлять своим телом;
учить понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
К занятию: аудиозапись, мяч, иллюстрации (Приложение 6)
1.Коммуникативный этап.
Приветствие. Новости» Что интересного произошло за неделю?
«Только веселые слова. Катаем мяч друг другу, называя только «веселые» (зеленые, круглые, колючие).
2.Психогимнастика.
Этюд» Котята» С. Маршак (Английская народная песенка в переводе С.Я. Маршака записана на магнитофон). Психолог и ребенок проигрывают этюд совместно.
«Два маленьких котенка поссорились в углу,
сердитая хозяйка взяла свою метлу
и вымела из кухни дерущихся котят,
не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в январе,
Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
носы уткнули в лапки и стали ждать конца,
но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонечко в свой угол на ночлег,
со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
и оба перед печкой заснули сладким сном,
а вьюга до рассвета шумела за окном».
3.Конструктивно формирующий этап.
Дыхательная гимнастика. Исходная позиция, лежа на спине. Вдох. Мышцы живота расслаблены, начинай делать выдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания) Выдох. Втяни живот сильнее. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и «пьют» воздух с шумом.
Глазодвигательные упражнения И.п. лежа на спине.Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинаем отработку движений по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево и четырем вспомогательным направлениям(по диагоналям), сведение глаз к центру.
Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и ближе к переносице.
Игра «Как поступить?» (Приложение 6)
Для этой игры потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания
а) Все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела.
б) Дети сажают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.
в) Двое детей едят, что-то вкусное, а третий нет.
г) Дети играют, а у одного ребенка игрушек нет
д.) Ребенок плачет.
Картинки лежат на столе изображениями вниз. Ребенок берет картинки по одной и подбирает свой выход из ситуации.
— Покажи картинку, к которой в большей степени подходит пословица
Одному не под силу — зови товарищей.
Все силы отдай, а товарища выручай.
4.Рефлексия
Что нового ты узнал сегодня?
Чему научился?
5.Релаксация.
Исходная позиция, лежа на спине. Вдох. Мышцы живота расслаблены, начинай делать выдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания) Выдох. Втяни живот сильнее. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и «пьют» воздух с шумом. (Можно использовать спокойную музыку.)
Занятие 8 «Я — смогу!»
Задачи: развивать наблюдательность, внимание;
учить способам самовыражения.
1.Коммуникативный этап.
Приветствие. Настроение. «Хвасталки» (ребенок рассказывает о себе только хорошее, в том числе и о себе – в будущем)
2.Психогимнастика.
Этюд «В магазине зеркал». «В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьяна. Она увидела себя в зеркале (им будешь ты) и подумала, что это другие обезьяны.Стала она корчить рожицы. Обезьяна стала отвечать тем же. Она погрозила кулаком, топнула ногой, сморщила нос, показала язык и т.д.Что бы ни делала обезьяна, зеркало в точности повторяло ее движения»
А теперь поиграем наоборот: ты будешь обезьянкой, а я зеркалом. Что ты чувствовал?
3.Конструктивно формирующий этап.
Растяжка «Звезда». Исходная позиция — лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом звезду, слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки.При этом одновременно растягиваются сначала правая рука, а потом левая рука и правая нога.
Проигрывание ситуаций. «Так будет справедливо». Послушай рассказ. Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно мячик, диванную подушку.Вдруг щелкнул замок-это, вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться, Мама рассердилась и поставила провинившегося в угол.Тогда старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
— Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? — спросила мама.
«Так будет справедливо» — ответил ей сын. — Ведь это я придумал кидаться подушкой. Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев.
- Как ты думаешь, почему?
4.Рефлексия.
Что тебе понравилось? Что нового узнал на занятии? Чему научился?
5.Релаксация.
«Волшебный сон». Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают……(2раза). Напряженье улетело и расслабилось все тело (2раза). Губы не напряжены, приоткрыты и теплы,(2раза) и послушный наш язык быть расслабленным привык
(2раза). Дышится легко….ровно……глубоко.

Занятие 9 «Я могу!»

Задачи: развивать чувство уверенности в себе;
формировать навыки конструктивного поведения.
К занятию: лист бумаги, карандаши, фломастеры.
1.Коммуникативный этап.
Приветствие. Комплименты. Игра «Незаконченное предложение» Я раскрашу доброго волшебника….Когда мне плохо…. Я умею… Я хочу…. Мое поведение стало….
2.Психогимнастика.
Упражнение «Слушаем себя». Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глаза, Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям. (Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, свои чувства).Что ты услышал?
Упражнение «Кто я?» Запиши на листочке как можно больше ответов на вопрос «Кто я?»
(Мальчик, ученик, ребенок, сын и др.).
Упражнение «Рисуем себя». Нарисуй себя так, как тебе хочется. Тебе поможет составленный список и картинки в твоем воображении, когда ты слушал себя.
(Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить). Обсуждение.
3.Конструктивно формирующий этап.
Растяжка «Лучики». Исходное положение — лежа на спине.Поочередное напряжение и расслаблениешеи, спины, ягодиц, правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы, левых плеча, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.
Телесные упражнения (сидя на полу). Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену и наоборот. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную сторону, а затем в противоположную сторону от руки. Рот максимально открыт, язык спрятан. Выполняются сочетающиеся движения рук, глаз, и языка таким образом, что руки двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза сначала в ту же сторону, а затем в противоположную.
4.Рефлексия.
Закончи эти предложения-
Сегодня я…
Я рад за себя, что я…
5. Релаксация.
«Раскачивающееся дерево». Исходное положение – стоя. (В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, кровообращение головного мозга).
Представь себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол-туловище, крона-голова и поднятые вверх руки. Начинает дуть ветер и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево(3-5 раз) вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо соблюдать ритмичность дыхания.

Занятие 10 «Я и другие»

Задачи:
– обучать способам конструктивного общения;
– развивать чувство уверенности в себе;
К занятию: пластилин, лист картона 10:15
1. Коммуникативный этап.
Приветствие. «Настроение». «Канатоходец». Ребенок-канатоходец имитирует проход по канату (идет по прямой воображаемой линии по полу): скользит и балансирует, удерживает равновесие. Психолог дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната, Дует с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь. Цель канатоходца — удержаться, несмотря на любые помехи. Обсуждение.
2.Психогимнастика.
Двигательные упражнения. Исходная позиция, лежа на спине.Вдох. Мышцы живота расслаблены, начинай делать выдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втяни живот сильнее. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и «пьют» воздух с шумом.
3.Конструктивно формирующий этап.
Пластилиновая живопись.
а)Подготовительный этап.Сядь удобно, расслабься. Вспомни ситуацию (человека), которая вызывает у тебя неприятное чувство. Сосредоточься на своих ощущениях, отметь, в каких частях тела они наиболее сильные.
б) Лепка. А теперь на листе картона, размазывая и, как бы втирая пластилин, попробуй изобразить эту ситуацию или человека. Стекой можно изменить контуры, снять лишний слой пластилина.
в) Обсуждение. Расскажи, что ты изобразил? Что ты теперь чувствуешь? Можешь сделать с этим изображением все, что тебе хочется, представляя, что все неприятности исчезают.
/ Рекомендация. Это очень полезное упражнение. Если нет пластилина, то можно использовать глину или кусок теста./
Упражнение «Мои друзья»
Предлагаем нарисовать ребенку его друзей (учителей, родственников) но не как людей, а в виде животных, птиц, цветов, деревьев. Обсуждение.
4.Рефлексия.
— Что понравилось, что не понравилось?
- Чему научился?
Вот и поднялись мы с тобой на последнюю ступеньку нашей лесенки.
Я хочу подарить тебе на память несколько правил, которые пригодятся тебе, если ты действительно хочешь, чтобы все относились к тебе хорошо, любили тебя и дружили с тобой.
(На красивой открытке)

Прежде, чем перейдешь к какому-то действию, скажи себе «СТОП»
Прежде, чем перейдешь к какому-то действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.
Прежде, чем перейдешь к действию, сильно сожми кулачки и разожми их 10 раз
Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.


Список литературы.
1. Александровская Э.М., Кокурина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М., 2002.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1995.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Яр., 1997.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995.
6. Сартан Н.Г. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2004.
7. Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы с детьми. – М., 2004.
8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2004.
9. Сиротюк А.Л.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2004.
10. Славина Л.С. Трудные дети. – Воронеж,2002.
11. Овчарова Р.В.Практическая психология в начальной школе. – М., 2004.
12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М., 2010.
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
14. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. – М., 1997.

 

Интернет-ресурсы:

1. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - https:// festival. I september.ru

2. "Педагогическая библиотека" - https://www.pedlih.rti

3. "Мир Психологии" - https://psychology.net.ru

4. https://pedlib.ru/Books

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: