Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
|
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Цель программы:
Год обучения (9 класс)
|
Учащиеся должны:
· освоить элементарную азбуку фотографирования;
· уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
· усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
· усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
· быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
|
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.
Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. »-8ч.
Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.
Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе
По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Программный минимум. Оснащение урока | Кол-во уроков | Календарные сроки. Дом. зад. |
1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств. | |||||
1-2 | .Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | а) Знакомство с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента. | ||
3-4 | Театр и экран- две грани изобразительной образности | а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. | Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий | ||
Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. | а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. | .Начало работы над макетом спектакля | Выполнить эскиз сцены | ||
6-7 | Сценография как искусство и производство | а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. | Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж | ||
8-9 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.. | а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. | Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски. | ||
.Театр кукол | а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. | Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа. | |||
.Театрализованный показ проделанной работы. | а) Подведение итогов четверти. | Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов. | |||
2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | |||||
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ. | |||
Фотография- расширение изобразительных возможностей. | а) Фотография, как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. | Информационные сообщения или краткие рефераты по теме «Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века» | |||
Грамота фотографирования и операторского мастерства. | а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. | Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры | |||
Всеобщность законов композиции. | а) Художественно- композиционные моменты в съемке. | Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра. | |||
Выбор места, объекта и ракурса съемки. | а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. | Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения. | |||
Художественно- изобразительная природа творчества оператора. | а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс. | Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей. | |||
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. | а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. | Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа. | |||
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. | Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка. | |||
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. | Проведение выездной фото и видеосъемки. | |||
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | а) Подведение итогов четверти | Выставка работ учащихся. | |||
3 четверть Азбука экранного искусства | |||||
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. | Съемка простых форм движения. | |||
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | а) Фильм, как последовательность кадров. | Роль сценария в фильме. | |||
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. | а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. | Создание сценария документального фильма на свободную тему | |||
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. | а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. | Создание сценария документального фильма на свободную тему | |||
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | а) Главное играемого актерами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме. | Создание сценария своего музыкального видеоклипа. | |||
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. | |||
4 четверть Фильм - искусство и технология | |||||
.О природе художественного творчества. | а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. | Сообщения по теме. | |||
.Связи искусства с жизнью каждого человека | а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия | Подготовка устных и письменных рефератов. | |||
Искусство среди нас | а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы. | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты. | |||
.Каждый народ Земли- художник | а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать? | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты | |||
.Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры | а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. | Устные и письменные сообщения. | |||
.Синтетические искусства. Их виды и язык. | а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью. | Практические и теоретические проекты на тему урока. | |||
Современные проблемы пластических искусств. | а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. | Устные и письменные сообщения. | |||
Вечные истины искусства (обобщение темы) | а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность. | Устные и письменные сообщения. |
.